Новое искусство для тех, кто не знает как оно старо:

"Лайбах" и саквояж для духовного использования

"Лайбах" уехал, но споры о нем продолжаются…

"НСК по своей структуре простой и одновременно сложный механизм, что делает какое-либо точное объяснение в нескольких словах практически невозможным". Так написано в буклете "Нойе Словенише Кунст" - ассоциации "нового словенского искусства", ведущей группой которой является "Лайбах". Вам не удастся получить точное изложение философии ИСК несмотря на все заверения ее организаторов о том, что члены ИСК объединены общей понятной им философией.

На протяжении многих лет их пытались заставить пояснить их "непереводимую" философию и их отношение к собственному искусству, но они кажется слишком хорошо отрепетировали свою беспристрастную манеру изложения и потому оставляют обращенные к ним вопросы открытыми. По крайней мере такое впечатление складывается после встречи с Иваном Новаком, который выступал от имени группы на пресс-конференции в Москве. Мягкая красивая манера речи и вежливость - "Иван" (Иво) уже сам по себе является манипуляцией образа, образа милого безобидного человека.

Как и добрая сотня других художников, пытавшихся создать культовые движения, "Лайбах" притворяется интернациональным и кажется подвергает сомнению все формы авторитета и представления людей об обществе и истории. Я впервые услышала о группе от моего друга-югослава, говорившего о них не иначе как о своего рода анархистах в области философии, ставящих под сомнение все авторитеты и предрассудки аудитории. Позднее оказалось, что это было всего-навсего его собственной интерпретацией, поскольку мой друг принимал низвержение ими некоторых авторитетов за низвержение всех авторитетов вообще. Впрочем, это вполне соответствовало стремлению группы перевалить ответственность интерпретации на аудиторию. Как сказал Иво, "Мы не настаиваем на том, чтобы люди понимали то, что мы делаем... Мы сами себя не понимаем... В этом смысле у нас прекрасные отношения с аудиторией".

Почему их не волнует реакция аудитории на их искусство? Почему им все равно, если разные люди воспринимают "Лайбах" как идеологическую или анти-идеологическию группу, как фашистов или антифашистов? Почему они постоянно сталкиваются с неонацистами, встречающими их фашистским приветствием, и никогда не говорят об этом ни слова? Кто они, скрытые фашисты? Может быть, но более вероятно, что они просто не хотят обидеть никого из своих фанов, которым они дают ощущение крутизны, получая взамен то, что нужно им самим - деньги.

В буклете, выпущенном информцентром НСК и продававшемся на концерте за 5000 рублей, больше всего поражает именно то, как много ерунды эти ребята хотят всучить своим поклонникам. Помимо продажи идеологии, парни из НСК попутно продают шоколад, галстуки, свечи, кофейные чашки, пепельницы и дорожные саквояжи. Купить можно даже гражданство в "Первом глобальном государстве Вселенной" (старая мечта Хлебникова, у которого, на беду, не было настольного издательского комплекса). Эти паспорта, как утверждают сами продавцы, "вскоре станут редкими художественными документами и их цена будет только увеличиваться со временем". Что это как не до боли знакомый наглый коммерциализм панк-импрессарио Малколма Макларена, но на этот раз с более цивилизованным лицом?

Сущность "Лайбаха" как и других аналогичных художественных культов - это иллюзия крутизны, понимания чего-то такого, что другим недоступно. И отношения группы с аудиторией - это не соратничество, а отношения вождей и последователей. А последователи, по своей сути, люди недалекие.

Но что отличает "Лайбах" от сотен других арт-культов по всему миру, это то, что они быстрее других ударились в мэйнстрим. Именно поэтому, несмотря на кажущуюся неприязнь к миру рок-н-ролла, "Лайбах" сохраняет традиционные для рока отношения между звездами и аудиторией, между вождями и последователями. В то время как по форме концерт "Лайбаха" может сильно отличаться от концертов большинства рок-групл (хотя использование ими мульти-медиа и их стиль далеко не оригинальны), структура остается той же.

Я вышла с коцерта "Лайбаха" со словами "бизнес и претенциозность" на устах. Тем не менее в вестибюле наша дискуссия крутилась вокруг того, является ли "Лайбах" "фашистской группой". После посещения их концерта в Нью-Йорке (поверьте мне на слово, московский концерт был вполне третьеразрядным по своим эффектам, видимо потому что был недостаточно коммерчески-выгодным) мои друзья, в том числе и мой югославский приятель, уходили с чувством, что это именно фашистская группа. Меня тоже захлестнуло это чувство. В конце концов, хотя они и не использовали фашистские символы, стиль был насквозь тоталитарным, от используемых элементов соцреализма до их холодных механических движений на сцене, выдававших их любовь к дисциплине.

Мне очень хотелось побеседовать с ними после московского концерта, но звезды и на этот раз остались недосягаемыми. Хотя очень легко представить общий тон их ответов. "Почему рабочий с факелом - это тоталитарный символ, а Микки Маус - нет?" "Почему всякое механическое поведение заслуживает подозрения, в то время как люди охотно покупаются на якобы более естественную дружелюбность?" "Почему эмблему НАТО нельзя представлять в зловещем свете, в котором она на самом деле существует?" Это все очень хорошие вопросы. "Лайбах" умеет их задавать. Но их не хватает на то, чтобы ставить под вопрос собственное творчество.

В документальный фильм о фашистских музыкальных группах в Европе, который мне как-то довелось посмотреть, включили и "Лайбах". Одетые как идеальные семьянины времен гитлеровской Германии, в пасторальном пейзаже, рассуждающие о своих идеях Европы, цивилизации и европейской цивилизации, они выглядели более зловеще, чем тупоголовые скинхэды, позировавшие перед камерами всего за минуту до них. В конце концов эти последние совершенно очевидно не имеют мозгов и их манеры могут легко вызвать негативную ответную реакцию. С "Лайбахом" не все так просто. Как Ортега-и-Гассет или Маринетти, это более творческие и умные люди, и они подвергают сомнению некоторые авторитеты. Но они работают над укреплением вертикальных структур и элитизма. Как и боевые нацистские группы они пригревают бездомных духом (не в этом ли секрет их дорожного саквояжа для духовного использования?), но мотивы их деятельности несколько иные. Я не согласна, что их концерт напоминал митинг гитлерюгенда. Гитлер был вовсе не единственным фашистом и записывать всех их, явных или скрытых, в его лагерь неправильно. Все дело в том, что фашисты, как и системы подавления, бывают явными и скрытыми. Я думаю, именно это "Лайбах" хочет показать людям, но я сомневаюсь, что тех, кто поймет это, будет достаточно много.

МС АКАЙ-47