ТРАГИЧЕСКАЯ ОШИБКА НИКИТЫ ХРУЩЕВА

С именем великого советского лидера - Н.С.Хрущева у мирового экологического движения связаны как приятные (например, прекращение строительства каскада крупных ГЭС на Волге), так и неприятные (сокращение территории природных резерватов) ассоциации. Обыватель же и наш, и западный помнит Никиту Сергеевича по Карибскому кризису, оттепели, обещаниям построить материально-техническую базу коммунизма к восьмидесятому году и по его пристрастию к кукурузе. Мы не ставим себе задачей в настоящей статье анализировать события, вызвавшие Карибский кризис или критиковать этого выдающегося человека за отсутствие последовательной либеральной политики. Мы так же не намерены уподобляться обывателю и насмехаться над его проектом построения коммунизма, так как считаем эти обвинения несостоятельными хотя бы по той причине, что Хрущеву не предоставили возможности воплотить свой проект. Так что вина за отсутствие коммунизма лежит в основном на его оппонентах, свергнувших его и возглавивших советскую империю...

Поговорим о кукурузе.

Интуитивно Хрущев чувствовал, что ключ к решению многих проблем лежит в какой-то сельскохозяйственной монокультуре, способной революционным образом изменить всю экономическую систему страны и заставить загнивающий Запад таковым и выглядеть.

Может быть, его сбило с топку то, что Соединенные Штаты производили кукурузы больше, чем весь остальной мир вместе взятый и он решил непременно догнать США и лишить их этого единственного преимущества. Этого мы не знаем. Так или иначе, Хрущев оказался в плену марксистского догматизма, который переносил экономические "правила игры" капитализма на социалистическую систему, заставляя ее, таким образом, догонять там, где "можно было бы просто обойти.

Действительно, выбирая самую распространенную в США сельскохозяйственную монокультуру, Хрущев заведомо поставил советскую экономику в неравные стартовые возможности по сравнению с западной. Хотя ведь известно, что догоняя грабителя (каковым, несомненно, является капитализм) нужно не бежать по его следам, а срезать углы. Самым логичным было бы в такой ситуации избрать для соревнования двух систем не то, что западный мир культивирует уже несколько веков, а наоборот - нечто такое, от чего он все время пытается избавиться. То есть такую монокультуру, которая для Запада , во-первых, является нетрадиционной для его экономики, и, во-вторых, не устраивала бы его не столько по экономическим, сколько по идеологическим причинам.

Ведь известно - что плохо для капитализма, то хорошо для его противников.

Разумеется, выращивать в пику Западу какие-нибудь сорняки было бы просто глупостью. Но неужели не было ничего такого, от чего капитализм отказался, несмотря на многочисленные достоинства культуры?

Такая культура была!

Культура, которая давала биомассы не меньше чем пресловутая кукуруза, которая, кроме того имела более широкий ареал распространения, которая была сырьем для получения спирта, масла, пластических масс, текстиля, медицинских препаратов. Которая, наконец, обладала наркотическим свойством. Речь идет о конопле.

Преследования конопли в Соединенных Штатах имели корнями проявление чисто капиталистической экономики - конкуренцию. Именно по причине конкуренции между нефтеперерабатывающими концернами и производителями конопли, первые через продажное правительство поставили эту культуру вне закона. Формальной причиной послужила борьба с наркоманией (которая, кстати сказать, приобрела грандиозный размах как раз после запрещения конопли, из-за перехода на опиум, кокаин, а потом и на синтетические наркотики).

Объективно, производство пластиков, масла, спирта и других продуктов из конопли было гораздо дешевле, экологичнее и автономнее, чем их производство из нефти. Поэтому нефтяные короли и прибегли к обману общественности, что вообще присуще для капитализма. Американский народ до сих пор расплачивается за сиюминутную выгоду кучки магнатов сотнями тысяч наркоманов, трупами своих сынов в нефтяных войнах на Ближнем Востоке и др.

Известно, что в тридцатых годах прогрессивными инженерами в США был создан экспериментальный автомобиль, за исключением металлических частей двигателя, полностью сделанный из производных конопли. При этом он работал на спирте и масле, также произведенными из этого замечательного сырья.

Представим на мгновение, что Никита Сергеевич, осуществляя свою грандиозную реформу, сделал бы этот последний и вполне логичный (как мы доказали) шаг и выбрал не любимый продукт американских буржуев - кукурузу, а истинно народную коноплю.

1. Условия соревнования двух систем стали бы равными. Советы, даже имели бы фору, так как сопротивление нефтяных магнатов и постоянные кризисы системы не позволили бы капиталистам быстро развернуть крупномасштабное производство полезной культуры. Советский Союз превратился бы в мирового экспортера конопли и усилил тем самым свое геополитическое положение.

2. Переход на экологическую систему хозяйствования создал бы задел для построения будущего общества. Экологический кризис обошел бы социалистический лагерь и он оставил бы гниющий капитализм далеко позади.

3. Хрущев получил бы мандат доверия народа, во-первых потому, что конопля гораздо быстрее могла интегрироваться в сельское хозяйство и во-вторых, по причине широты своего ареала она везде давала бы высокие урожаи. (Кукуруза же продукт южный и плохо росла в Советском Союзе, что не давало возможности рапортовать об успехах и раздражало народ.)

4. Замена табачной продукции на папиросы с анашой в короткий срок привела бы общественный менталитет к переориентации с материальных ценностей на духовные. Материальные потребности снизились бы настолько, что к восьмидесятым годам база коммунизма была бы достигнута.

5. Западный пролетариат, обеспокоенный экологическим и экономическим кризисами капиталистической системы, свергнул бы ненавистные правительства и покончил бы с системой рабства и эксплуатации.

6. Молодежные бунты шестидесятых годов, подкрепленные успехом советской коноплизации, привели бы к победе идей социализма во всем мире.

В итоге - мир смог бы избежать ядерной катастрофы (так как исчезло бы противостояние), катастрофы экологической и восстановилась бы полная гармония людей между собой и человека с природой. Что касается советского тоталитаризма, то мировое государство не может существовать по определению (не имея внешних ресурсов, угрозы и т.д.), а значит с завоеванием всего мира социалистическое государство отмерло бы оставив на своем месте то, что сейчас выглядит утопией.

Этот последний логический шаг сделан не был. И это является роковой и очень досадной для мирового экологического движения ошибкой Никиты Хрущева. Ошибкой, приведшей к краху социалистической системы, к обострению экологического кризиса, к потере человечеством надежды на достижение социальной гармонии.

Сергей ФОМИЧЕВ