ЧТО ТАКОЕ АНАРХИЯ
Люди, как правило, любят рисовать и писать. Даже те, кто не умеет. Даже те,
у кого не получается правильно держать кисточку и складывать простенькие четверостишия.
В таких случаях творческая энергия часто выплескивается на стены, которые услаждают
наши взоры скабрезными картинками и мудрыми высказываниями, типа "Ельцынгад!", "Жопа",
"Хуй" и т.д. Но чемпионом, безусловно, является скромный символ, сочетающий
в себе элементы филологии и изобразительного искусства – знаменитая
"А в круге". Круг – это, конечно же, Земной Шар. С буквой тоже все просто.
"А" – не только первая в алфавите, это не только традиционный вопрос лопуха
и ротозея ("А?"), с этой гордой литеры начинается слово Анархия. Выходит,
"А в круге" – это Анархия в мировом масштабе.
Образцом типичного восприятия анархии могут служить соответствующие песни
Егора Летова. И Егор, и народ, который вскормил его своей грудью, обычно бросаются
в крайности. Либо уж: "Я не верю в анархию!", либо: "Все что не анархия
– то фашизм!" Истина же, как всегда, находится где-то посередине. Первое парадоксально
– а чего в анархию верить – ее надо делать, устраивать. Второе – слишком категорично.
Ну, все-таки не все, что не анархия, то фашизм. Хотя определенный смысл в этом,
конечно, есть.
...Поп Троице-Сергиевой лавры Упырь Лихой и не ведал, переписывая в стародавние
времена житие Малого Пророка Ионы из списка XI века, что оставит потомкам древнейшее
на Руси упоминание слова "анархизм": "Князя судиею бывша единому колену в дни анархийные..."
Да, анархизм родился не вместе с "Гражданской Обороной" и даже
не вместе с "Sex Pistols".
Первым слово "анархиа" употребил древний грек
Эсхил, живший в VI-V веках до нашей эры. У него оно означало без-началие, без-властие
или неподвластность, независимость. Тот же Эсхил употребляет
прилагательное "анархос", что означает никому
не подвластный, не имеющий начальников, никем не управляемый. В этом же значении
встречаются "анархиа" и "анархос" у историка Геродота и писателя Плутарха. Первым,
кто извратил смысл понятия, был Софокл, у которого
"анархиа" означает "беспорядок, произвол,
отсутствие дисциплины". Разумеется, все государственники, угнетатели, фашисты
с тех пор придерживаются расшифровки Софокла, все анархисты,
борцы за свободу и справедливость – расшифровки Эсхила.
Живой классик советского анархизма конца 80-х годов Петя Рябов писал на одном
из своих плакатов: "Анархия – это не хаос, а гармоничное общество свободных
личностей". С тех пор эти слова вошли в легенды, энциклопедии, учебники истории.
"Анархизм, – учил вышеуказанный классик в 1989 году, – это постоянное
движение личности в борьбе за ее освобождение от пут насилия, угнетения, эксплуатации,
управления. Анархизм – прежде всего нравственно-философское
учение, а потом уже политическое, экономическое и т.д. В центре системы ценностей
анархистов – человеческая личность в ее драматическом одиноком
противостоянии миру и обществу, в ее стремлении к гармонии с миром и обществом.
Анархия - это не хаос и произвол индивидов, как считают государственники и обыватели,
– это свобода и гармония, основанная на высокой культуре и взаимотерпимости
людей, а не на насилии в различных его формах. (...)
"Политика – это искусство возможного", – любят твердить "прагматические"
творцы политики, оправдывая собственную беспринципность и обвиняя анархистов в "неконструктивности". Но вспомним замечательный лозунг студентов
Сорбонны 1968 года: "Будьте реалистами – требуйте невозможного!"
Будем биться за абсолютную свободу – и чего-нибудь добьемся. Будем выпрашивать чуть-чуть
свободы – и ничего не получим.
Окончательно сформировавшись как цельное мировоззрение в XIX веке, анархизм
привлек своей гуманистической направленностью лучшие сердца человечества. Вновь
и вновь, как птица Феникс, возрождается он из пепла в сочинениях, мыслях и делах
самых разных теоретиков и практиков, религиозных и политических деятелей, студентов
и рабочих, крестьян и матросов. Столь разные люди, как Михаил Бакунин и Лев Толстой,
Петр Кропоткин и Махатма Ганди, Нестор Махно и Буэнавентура
Дуррути были анархистами. Похожи ли они на тех пьяных погромщиков или утопистов-маниловцев, какими обычно представляет анархистов
официальная пропаганда? Нет!
Перед анархистами почти никогда не стоит мучительный вопрос о противоречии
между целями и средствами, между доктриной и образом жизни. Ведь что такое свобода
или ненасилие – теория или практика? Анархизм – это и учение,
и образ жизни, и теория, и практика, а точнее, состояние души в ее устремлении к
свободе, это идейное, нравственно-философское движение – движение не "народных
масс", но отдельных личностей, уникальных и божественно неповторимых.
Когда анархизм становится чисто политическим "измом",
он вырождается.
Самим фактом своего существования анархисты всегда вызывали раздражение и
бешенство у власть имущих, у чиновников
и солдафонов, у холопов, привыкших к безоговорочному подчинению, воспринимающих
постоянное и систематическое насилие и аморальность в обществе, как норму жизни.
Величие и сила анархизма – в его заведомой "неконструктивности",
нонконформизме и отказе играть по беспринципным правилам
игры. Анархисты не "выдавливают из себя по капле раба", не ждут, когда
власть дарует еще чуточку свободы, расширит зону дозволенного, не захватывают власть,
не вымаливают у нее подачек, не угрожают ей, не убегают от нее, – они стремятся
ее уничтожить в принципе, как воплощенное насилие и безнравственность. И их внутреннюю свободу – свободу думать как угодно и о чем угодно,
свободу говорить только то, что думаешь, думать именно то, что говоришь и делать
так, как говоришь и думаешь, эту независимость от начальства, от
государственных законов (не ими сочиненных), от государственных чиновников (не ими
избранных), от общественных предрассудков и табу (не ими созданных), возводимых
в культ и не оставляющих человеку выбора в жизни, – эту свободу и эту независимость,
ограниченную лишь свободой и независимостью других людей, – у анархистов можно отнять
только вместе с жизнью. Их правило: "Стал свободнее сам, – помоги стать свободнее
тому, кто в этом нуждается!"
В.П. & П.Р.