ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗНАЛ ОТВЕТ,

но при этом не был Билли Грэмом

(К 104-й годовщине Н.И.Махно)

Представьте себе, почтенный читатель, что вы из нашего неспокойного, нестабильного, пол­уголодного и чреватого путчами времени пере­неслись, скажем, в 1918-й год и оказались в котле начинающейся гражданской войны. Как водится, имеют место голод, разруха, банди­тизм, борьба партий и клик за власть, а вдоба­вок – на ваш край поочередно наступают то немецкие кайзеровские войска, то большевики, то деникинцы, то врангелевцы, то вновь боль­шевики. И с ними вместе: мародеры, реквизи­ции, комиссары и чрезвычайки, белые и крас­ные продразверстки, щупальца всемогущих контрразведок, еврейские погромы и артилле­рийские канонады, расстрелы инакомыслящих и разгромы газет, бегство за границу тех, кто может бежать... Что вы будете делать в этой ситуации? Призывать к чему-нибудь хорошему, вроде всеобщего братства и свободы, прекра­щения бойни и начала мирного труда – беспо­лезно. Тогда что остается? Ложиться на дно и ждать, когда все само собой "стабилизирует­ся"? Или драпать за бугор? Или же создать, в противовес вражьим Драконам, своего собст­венного Дракона: со своими мародерами, прод­разверстками и прочим беспределом человека с ружьем? Вы сдаетесь, почтенный читатель? Говорите, что иных вариантов не видите? А между тем они были, как были и люди, пытавшиеся в аду гражданской войны не озве­реть окончательно, сохранить человечность, максимальную степень свободы людей и обес­печить им сносное материальное существова­ние. Среди этих людей – Нестор Иванович Мах­но.

Несмотря на все ухищрения советской казен­ной пропаганды, имя Нестора Махно сохрани­лось в памяти людей как имя одного из выдаю­щихся вождей того народного движения, кото­рое возникло в пламени Великой Российской Революции 1917-1921 годов. Вылилось оно в ряде могучих всплесков, среди которых запад­носибирское крестьянское восстание, героиче­ский Кронштадтский мятеж 1921 года, кресть­янская война на тамбовщине во главе с Антоно­вым, ряд забастовок в Москве и Питере и заду­шенное большевиками в 1918 году движение фабзавкомов и заводских уполномоченных. Но, пожалуй, самой яркой, интересной, славной и трагической страницей этого народного, бес­партийного движения была махновщина. За что выступали кронштадтцы и антоновцы, что пы­тались делать махновцы в те короткие проме­жутки времени, когда вражеские полчища отка­тывались, получив отпор? Они выступали как против белой, так и против красной диктатуры, за Советы, но без комиссародержавия, за раз­дачу крестьянам даман, но без продразверстки, за всеобщее вооружение народа, но без чрезвычаек, – за те идеалы, которые первоначально были выдвинуты всеми революционными, соци­алистическими партиями и которые были этими партиями преданы и брошены в грязь в угоду своим узкопартийным интересам. Опыт мах­новщины показывает, что территориальная ар­мия, основанная на вооружении населения, вы­борности командиров и сознательной, а не па­лочной дисциплине, куда эффективнее (в оборо­не, конечно, а не нападении!), чем регулярные, насильно сколоченные государственнические части. Сколько раз территория гуляй-польского района занималась захватчиками, сколько раз белые и красные начальники рапортовали наверх, что с Махно покончено – но повстанцы вновь возрождались, выходили из лесов – и зем­ля горела под ногами большевиков и белогвар­дейцев, ибо крестьяне-махновцы защищали свой край, свою землю, свою свободу. А батька Махно, одиннадцать раз раненый, множество раз преданный своими красными "союзника­ми", то награждавшими его орденом Боевого Красного Знамени, то расстреливавшими его штаб и подло уничтожавшими его конницу, разгромившую в 1920 году Врангеля, батька Махно вновь уходил из западни и поднимал знамя вос­стания, черное знамя Анархии. И люди шли к Махно, ибо он боролся не за "диктатуру проле­тариата" и не за реставрацию самодержавия, не за власть какой-либо партии или нации над другими, а за те вещи, которые тогда казались естественными людям, не замордованным (в отличии от нас) 70-летним рабским воспитани­ем: за землю и волю, за народное самоуправле­ние, основанное на федерации беспартийных Советов. И что бы там ни врали советские писа­тели и кинорежиссеры, Махно не допускал на своей территории еврейских погромов, жестоко карал мародеров и, опираясь на основную мас­су крестьянства, был суров с помещиками и с кулаками-мироедами (знал ли он, что потом махновщина будет названа "движением кулац­кой контрреволюции"?). Среди кошмара граж­данской войны махновский район был едва ли не самым свободным местом: в нем разреша­лась политическая агитация всех социалистиче­ских партий и групп, от большевиков и с.-р. до анархистов. Махновский район был и едва ли не самой "свободной экономической зоной", где существовали разные формы землепользова­ния (разумеется, кроме помещичьего): и комму­ны, и кооперативы, и частные трудовые кресть­янские хозяйства. Никто не загонял в госхоз, в колхоз или, наоборот, в фермеры: живи, как тебе нравится. В условиях полной экономиче­ской неразберихи и государственной монопо­лии на все – как у белых, так и у красных – махновцы пытались наладить прямой товарооб­мен с городами центра России: минуя кордоны заградительных отрядов, они посылали рабо­чим свои сельхозпродукты, а те, в свою очередь, расплачивались промтоварами.

Свободный гуляй-польский район не только отбивался от противника, но и жил, строил свою систему самоуправления – не придуманную ка­бинетными теоретиками, а рожденную самой жизнью, творчеством людей. Многократно про­клятая и преданная ныне анафеме, Советская власть показала здесь, что она может нормаль­но работать и не быть при этом ширмой для парткомов, если только она не отрывается от мест, не образует единого бюрократического монолита, а функционирует так, как было изначально: в виде собраний делегатов, принимаю­щих решения в соответствии с данными населе­нием указаниями. Разумеется, эта беспартийная, свободная, распыленная, самоуправляю­щаяся советская власть – все еще Власть, а не Анархия, но ведь это – огромный шаг в сторону Анархии, Свободы, Самоуправления.

Но славный опыт махновского района, к сожа­лению, так и остался уникальным локальным явлением. Хребет народного движения, высту­пившего под лозунгами свободного социализ­ма, был перебит в 1921 году. Перебит солдата­ми Тухачевского, сжигавшими тамбовские де­ревни и выкуривавшими крестьян из лесов ядо­витыми газами. Перебит большевистскими ору­диями, в упор расстреливавшими мятежный Кронштадт. Перебит буденовской конницей, предательски растоптавшей махновский район в то самое время, когда основная часть по­встанческой армии форсировала Сиваш, громя Врангеля вместе с красными. Но самое главное – перебит мудрым Ильичем, объявившим в 21-м году о прекращении продразверстки и введе­нии нэпа – в нарушение всех марксистских ан­тирыночных догм. После этого Махно был обре­чен: Ленин отнял у него социальную базу, разрешив крестьянам продавать излишки хлеба на рынке... С отрядом верных бойцов он прорвал­ся через всю Украину и оказался в Румынии, где и был немедленно арестован как... большевист­ский агент. И пошли скитания по румынским, польским, немецким тюрьмам и лагерям, пол­уголодная жизнь в Париже и потоки лжи, выли­ваемые на батьку на его родине. Умер Нестор Иванович в 1934 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез рядом с парижскими коммунара­ми... Что осталось? Остались народные легенды о славном богатыре-освободителе, да песни, исполняемые вполголоса – подальше от посто­ронних ушей.

Но если вновь накатит на наше общество пла­мя гражданской войны, если мы с вами, почтен­ный читатель, очутимся в его огнедышащем пекле, то на вопрос – что можно будет делать? – мы уже не сможем ответить: "Не знаем". Ибо мы знаем, что делал в той гражданской батька Махно. Между знанием и действием – дистан­ция огромного размера. Ссылаться на незнание нам будет невозможно. Но сможем ли мы действовать – вот вопрос. На него, кроме нас, никому не дано ответа.

Петр РЯБОВ