Летняя кампания в Череповце

Летом 1994 г. в Череповце работал экологический лагерь протеста. Радикальные "зеленые" и анархисты из Москвы, Калуги, Свердловска, Нижнего Новгорода добивались кардинальных изменений в состоянии окружающей среды в городе, на территории которого расположилось чудовище по имени Череповецкий металлургический комбинат (по новейшей моде переименованное в АО "Северсталь") - одно из самых экологически опасных предприятий России.

Череповец входит в первую пятерку городов России по уровню загрязнения окружающей среды. Ежегодно здесь выбрасывается в атмосферу 600 тыс. тонн вредных веществ (по 1,7 тонны на каждого жителя). Концентрации многих из них превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) в 20-40 и более раз. Кроме того, ежегодно складируется на грунте ок. 5 млн. тонн опасных отходов, сливается в Рыбинское водохранилище и бассейн Волги 100 млн. кубометров неочищенных стоков. Заболеваемость детей в Череповце по многим болезням превышает среднероссийскую в 4-6 раз, растет детская смертность.

Летом 1993 года в Череповце уже действовал лагерь протеста, организованный анархистами и радикальными "зелеными". Благодаря взаимопониманию с рабочими ЧерМК и населением города, тогда удалось добиться решения горсовета, обязующего администрацию в жесткие сроки представить план реконструкции комбината, прошедший экологическую экспертизу. Однако после ликвидации горсовета в октябре 1993 г. это постановление потеряло силу и администрация комбината вновь получила возможность продолжать свою отравительскую деятельность без препон.

В 1994 году радикальные элементы требовали создания профпатологического центра (пока его нет, считается, что нет и профзаболеваний!), отселения жителей из санитарной километровой зоны, реконструкции наиболее вредных производств комбината, а для изыскания средств на это - независимой проверки финансового состояния АО "Северсталь". Требования эти для властей были крайне неудобны, а потому они постарались сделать все, чтобы участники акции боролись не за умы и сердца граждан Череповца, а за собственную "выживаемость" в городе.

Уже 1 июля, в день "высадки" все участники лагеря были задержаны милицией, где их и продержали до ночи. Со 2 июля за ними была установлена открытая слежка, военизированная охрана АО "Северсталь" еженощно опрокидывала палатки, подбрасывала на территорию палаточного городка взрывпакеты, пыталась провоцировать драки. С 5 по 10 июля четверо участников лагеря отбыли пять суток административного ареста. После их освобождения организаторы кампании изменили тактику - свернули палатки и сделали упор на работе с местным населением: ежедневных пикетах, расклейке плакатов, разговорах во дворах и квартирах с жителями опасной зоны. Штаб кампании переместился в помещение Свободных профсоюзов комбината, которые поддерживали "зеленых" и анархистов.

В результате, к концу первой декады августа удалось добиться создания двух инициативных групп из местных жителей - по отселению из санитарно-защитной зоны и по профзаболеваниям.

Кампания 94 года в Череповце была завершена несколькими демонстративными жестами, типа восстановления палаточного городка перед заводоуправлением комбината, покраски юбилейной чушки стали, высящейся там же, в зеленый цвет и т.п. Состоявшееся осенью в Москве итоговое собрание приняло решение продолжать работу в избранном направлении - уже в качестве группы "Череповец-95".

Ну, что ж, как говорят среди нас, атеистов, бог троицу любит.

Владимир ПОТАПОВ