ДЕЛО ВЕРЫ ЗАСУЛИЧ
ФАКТ
13 июля 1877 петербургский градоначальник Трепов приказал высечь в доме предварительного заключения политического
заключенного Боголюбова за то, что тот не снял перед Треповым
шапки. Боголюбова секли перед всей тюрьмой. Через год после этого он умер в госпитале
центральной тюрьмы в Ново-Белгороде
в состоянии полного помешательства. А 24 января 1878 г. Вера Засулич совершила покушение
на градоначальника Трепова в знак протеста над глумлением
в тюрьмах и как акт мести за изнасилованную честь человека, которого позорно сечь
розгами. 31 марта того же года присяжные заседатели вынесли оправдательный приговор.
Это был первый и единственный прецедент победы общественного суда присяжных над
произволом властей в России, когда обвиняемого оправдали за покушение на убийство.
ПОСТФАКТ
Революция, революционеры
и все, связанные с этим слова, вызывают лишь одну ассоциацию. Россия, 17 год. Кровь,
смерть, террор. Так же, как в обывательском сознании "анархия" созвучна
хаосу. Но правда заключается в том, что забываются исходные значения слов, ловкими
руками стираются из памяти истории ненужные факты, неподходящие люди. И потом уж
и "революция", и "революционеры" воспринимаются лишь как фанатики
или убийцы, или просто как неудачники, отдавшие свою жизнь непонятно чему и непонятно
зачем.
Но если заглянуть под покров
вылизанной истории, то за словами, несущими свой подчищенный смысл, скрываются люди.
Такие, например, как Вера Засулич.
В истории ей выпала вечная
роль "первой русской террористки". На фоне оголтелой
борьбы с мировым терроризмом это её амплуа не кажется завидным.
Но её путь – это, как ни
банально, путь проб и ошибок, когда только лишь отдав всю жизнь своему делу, можно
расставить акценты над плохими или хорошими поступками. Потому как всё – относительно.
Мне интересна Вера Засулич
и потому, что она – женщина. Но её сложно обвинить в нереализованной личной жизни,
как это часто любят делать по отношению к политически активным женщинам.
Да, однажды она, способная
порождать жизнь, вынашивала смерть. Но это было то время, когда огромные потери
в Русско-Турецкой войне ожесточили народ. Когда газеты пестрили сообщениями о крупных
процессах над революционерами, а подробности тюремной жизни,
суровых приговоров и жестокого обращения с заключёнными просачивались сквозь засекреченные
информационные толщи власти. Это было тогда, когда слово "розги" давно
ушло в прошлое и уже не воспринималось никак иначе, кроме как надругательство. Это
было то время, когда политически активное население страны разочаровалось в пропагандистской
деятельности и решило, что в условиях реакции и задавленности малограмотного народа
необходимы более жёсткие средства борьбы. А Вера, начиная свою деятельность в рядах
народовольцев, была частью всех этих процессов и переживаний. Поэтому тот её выстрел
был для неё закономерен и единственно необходим.
Но интересно и то, каким
поворотным моментом стал этот выстрел и для самой Веры, и для всего революционного
движения России, и даже для романтически настроенных гимназисток, и даже для одного
влюблённого юноши.
Гимназисткам Вера дала корм
для романтических мечтаний и повод для написания любовной лирики (ведь многие утверждали,
что она была любовницей Боголюбова и потому стреляла из мести за любимого). На самом
деле они не были даже знакомы.
Юноша же, как утверждают
историки, застрелился в порыве чувств, когда Веру освободили из тюрьмы.
Сама Вера, боясь новых преследований,
уехала за границу. В Женеве она продолжала заниматься активной политической деятельностью
как автор статей, журналистка и пропагандистка. И, несмотря на то, что её пример
удавшегося террористического акта вызвал широкую волну терроризма в России, сама
с тех пор стала активной противницей террора как метода политической борьбы. Она
писала в своих статьях, что террор не только не приносит желаемых результатов, но
и ужесточает давление властей, выбивает из рядов лучших революционеров, уносит из
жизни слишком много людей. Сама воспользовавшись насилием
как средством для достижения цели, Вера пришла к выводу, что главным фактором в
революции служит участие в ней просвещённых и образованных народных масс и что условия
для революций создаёт история, а не кучка террористов. Всё это Вера поняла со временем,
но то, что её выстрел положил начало новой волне революционной деятельности, она
изменить уже не могла.
Мне трудно ею не восхищаться,
трудно её осуждать. Понять можно, но почувствовать за сухими датами революционного
восхождения и падения её душу почти невозможно. Но уже в двадцатом веке известный
французский писатель Альбер Камю писал, что "терроризм
в России родился после выстрела Веры Засулич, а её оправданием присяжные фактически
дали людям право отвечать насилием на насилие".
Как бы то ни было, но опыт
Веры Засулич, она сама – современна, маятник времени вновь повторяет своё движение,
но уже в другом столетии.
Оксана ЛИФЕР