ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ-3: БОЛЬШЕ НЕ НАДО!

Третья часть "Властелина Колец" едва успела выйти в кинопрокат, как получила прорву всевозможных призов и премий. Иного и ждать не стоило. Зря, что ли, столько денег вбухали? "Властелин Колец-3" уже солидно звучит. Почти как "Терминатор-3".

Хорошо всё это понимая, я всё-таки сходил. Нужно же быть в курсе культурной жизни, проследить путь развития мифологемы и всё такое.

"Это ж для детей!" – снисходительно сказала одна моя цивильная знакомая. Ах, если бы для детей!.. Всё было бы ещё не так плохо.

Коммерческий проект – он коммерческий и есть. И всё же во второй части сохранялись какие-то потуги на психологизм в виде выразительно раздвоившейся личности Горлума-Смеагорла. Третья часть от сложности очищена. Нормальный боевик с нормальным расистским душком.

Сплошные батальные сцены. Представители тёмных сил либо абсолютно безобразны, либо у них восточный тип лица. Доспехи и вооружение у них пестрят – кто как собрался: один с копьём, другой с топором, третий с рогатиной. К слову сказать, именно такая пестрота и неупорядоченность во все века были свойственны народным ополченцам, восстававшим крестьянам и прочим подозрительным элементам. Государственные же войска издревле унифицировались под эстетику парада. Витязи Добра в фильме точно таковы: латы начищены, копья и щиты – как по линеечке. Если учесть, что Мордор – твердыня тьмы – изображён Толкиеном как централизованная деспотия, подобный контраст немного странен. Зато с головой выдаёт симпатии тех, кто снимал фильм.

Как настоящие восточные люди, воины Мордора воюют порой и на слонах (тут уж всё по тексту). Минуты три крупным планом показывают, как доблестные рыцари Света ранят и добивают слона, сплошь истыкав его стрелами. "Целься в голову!" – поясняют они друг другу. Ну что там за слоны – компьютерная графика, конечно. Однако доходчиво. Как раз, видимо, для детей.

Понятное дело, голубоглазых блондинов только в добром лагере и встретишь. "Люди Запада! Вперёд, на битву!" – командует им Арагорн перед строем. Эдакий недоёбаный Буш или Блэр.

Ну и, конечно, как было не обосрать гнома Гимли! – это ещё с первой части повелось. У Толкиена Гимли – грозный воин. Здесь – чистый Мюнхгаузен, да который, к тому же, под ногами у всех бестолково путается. Он же гном, он такой махонький. Ну как было над маленьким – и не посмеяться, посудите сами? Заметим в скобках, что хоббиты, которые весь ихний мир спасли, тоже малорослики. Но с этим-то сделать ничего было нельзя: основная, блин, Сюжетная линия. А раз уж нельзя, то о миниатюрности хоббитов нас стараются заставить забыть: их как могут редко показывают рядом с другими существами, а чаще – отдельно и во весь экран. Между тем, низкий рост Гимли, напротив, всячески подчёркивается и обыгрывается. Правда, хоббит Пипин, которого из-за роста в бой не пускали, вышел Героем. Это значит, подпустили политкорректности. Чтоб критика не донимала.

В конце текста "Властелина", кто помнит, была революция в Хоббитании, экологическая и не только. Отважные малорослики построили баррикады и свергли каких-то скупо описанных ублюдков, пытавшихся навязать им жизнь по правилам. Надо полагать, именно этот эпизод был особенно дорог западным революционерам 1968-го, порой не чуждавшимся толкиеновской образности и символики. Вы уже догадались, что в фильме эта часть книги никакого отражения не получила.

Слышу я, слышу уже голоса скептиков. И правы они – нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Толкиен – католик и патриот – сознательно придал Мордору черты Востока, а лучистому своему Средиземью – облик подретушированного средневекового Запада. Обосновать с помощью Толкиена милитаризм и крестовые походы? – проще не бывает.

Любителям эльфов и магов идеология христианского газавата оказалась, как минимум, тесна. (И немудрено: средневековые единоверцы Толкиена волшебников на кострах сжигали!) Недаром "Властелин Колец", как никакая другая книга, вызвал целый поток переделок и новых интерпретаций. Только не станут их экранизировать. "Чёрная книга Арды", скажем, слишком философична и печальна, и добро в ней вовсе не торжествует. Нет, не слепишь из неё боевика.

А всё же и из Толкиена слепить можно разное – даже факт появления упомянутых новых версий говорит об этом. Волшебный мир, открытый английским профессором, давно перешагнул свои собственные рамки. В сочинениях же самого профессора мы, к счастью, встретим не только феодальный Гондор и дружинно-варварский Рохан, но и анархическую Хоббитанию. Толкиена, так или иначе, вдохновило на обращение к архаике неудовлетворение современным индустриальным миром. Тем, которому сказка нужна – чтоб деньги заколачивать.

Терваган