БОБ БЛЭК И ОТМЕНА РАБОТЫ

Боб Блэк. Анархизм и другие препятствия для анархии. М., Гилея, 2004

Русскоязычные анархисты встретили выход книжки Боба Блэка дружным молчанием. Ну, может, правда, два месяца для анархистов – не срок, чтобы среагировать. Если так, то это уже много говорит об анархистах. Увы.

Возможно, шквал рецензий и обсуждений впереди, но что-то мне подсказывает, что выход книги Боба Блэка по-русски анархисты постараются замять, замолчать, публично не заметить. И при этом будут читать, в тайне друг от друга, чуть ли не под кроватью.

Потому что – и хочется, и колется. Уж больно объёмные ушаты грязи выливает Боб Блэк на головы анархистам и уж больно та грязь вонюча. И ведь при этом автор едких противоанархических пасквилей сам является крупным анархическим теоретиком нашего времени.

Это всё фигня, что к 50 годам он написал только одну, что ли, книгу, которую специально можно назвать теоретической (и из которой на русский пока не переведено ни кусочка). Это не так важно, что теоретические озарения посещают американского неугомона как бы мимоходом, в полемических, да и просто – в обсирательных статьях, по мере того, как он разделывает остриём своего языка на составные части ту или иную анархическую группу, тот или иной анархический журнал. Главное – что его эти озарения посещают. Бакунин тоже в своё время считал, что всего лишь ведёт дежурную полемику с Марксом в рамках Первого Интернационала, но Михаила Александровича понесло – и так родилась "Государственность и Анархия", считающаяся чуть ли не основным его теоретическим трудом. Бакунин был страстен, горяч, его увлекала текучка политической борьбы в Западной Европе в 60-70-е годы XIX века. Текучка была, правда, та ещё – с войнами за независимость и просто войнами, с созданием и крушением империй, с революциями и с Парижской коммуной, первой масштабной попыткой воплотить анархическую утопию в жизнь. И всё же, Бакунин был, прежде всего, полемистом и организатором политической борьбы, а теоретикам становился опосредованно, как бы нехотя, вынужденно, отвечая на какие-то запросы той повседневной борьбы.

Сейчас подобных людей в бывшей Российской империи не встретишь. За сто лет репрессий повывелись. Анархисты смирные, тихие. И я, пишущий эти строки, тихий и смирный. Типа, жизнь научила. И пока мы тут все сидим, тихо и смирно, на своих жопах, настоящих "сумасшедших" бунтарей можно воспитать либо в невероятной глуши, либо импортировать из-за границы.

Боб Блэк – продукт импортный, но вполне подходящий.

Лично мне сейчас совершенно не важно, кого он там из американских авторитетов и за что подверг остракизму (возможно, когда-то это заинтересует меня, но не сегодня). И, уж конечно, мне насрать на предисловие национал-большевистски ориентированного Михаила Вербицкого, который не первый год уже пытается зацапать копирайт на представительство здесь американского анархизма – так же, как Дмитрий Костенко (недавний автор сталинистского "Бумбараша 2017" и член сталинистской РКРП) и Алексей Цветков (недавний автор газет "Завтра" и "Лимонка", в прошлом ответственный секретарь "Лимонки", главной газеты НБП) пытаются зацапать копирайт на местный анархизм. Для меня Боб Блэк, переведённый и изданный книгоиздательством "Гилея", важен сейчас как критик работы.

Поясню. Издавна на острие борьбы с капитализмом были вопросы труда. Социалистические и анархические группы боролись за сокращение рабочего дня и рабочей недели, за отпуска, за пенсии, за иной, нежели принятый при капитализме, порядок присвоения результатов труда – и вся эта борьба была адекватной, оправданной, приносящей ощутимую пользу. Но пока что не привела к Настоящей революции, не привела к падению капитализма. Во второй половине XX века во многие головы начало приходить, почему. Есть мнение (и его разделяют очень многие анархисты, но, конечно, не в бывшем СССР, где все мы несколько отсталы и заскорузлы, увы), что, делая, в общем-то, всё то же самое, целью борьбы надо было провозглашать не освобождение труда, а его ликвидацию, его отмену.

Сразу отметаю подозрения в моей приверженности примитивистским идеям, тотальному "возврату к природе", отказу от технологий и т.п. Нет, речь не об этом. Речь идёт не об отмене производства и производительности человечества, а об отмене труда. Да как же это может быть? – спросите вы меня. Может.

Вот как раз Боб Блэк и объясняет, КАК – в двух или трёх статьях – из тех двух с лишним десятков, что переведены и включены в рецензируемый сборник. Ради них и надо СЕЙЧАС читать эту книгу. Просто потому, что более яркого и убедительного обоснования необходимости уничтожения работы и замены её иными производительными отношениями, на русском языке СЕГОДНЯ не существует. Ну, или, во всяком случае, мне они неизвестны. Если известны вам – давайте их скорее сюда. Напечатаем и распространим.

А то, что Блэк поливает говнецом каких-то американских анархистов, а заодно, походя, и весь анархизм, – это мы как-нибудь переживём. Главное, что он обогащает этот самый анархизм (американский, а теперь и наш) новыми идеями. Да вот – пойдёт ли впрок?

Влад ТУПИКИН