РАЗМЫШЛЕНИЯ О РАБОЧЕМ КЛАССЕ

            Хотелось бы поделиться своими размышлениями о том, что сейчас представляет из себя рабочий класс хотя бы на примере нашего города, но глазами анархиста, а не марксиста или коммуниста. Мне пришлось поработать на нескольких наших предприятиях, и кое-какие представления о ситуациях в трудовых коллективах я уже имею. Прежде всего, рабочие не так уж малограмотны, как иногда кажется, когда слышишь о забастовках, допустим в Воркуте или Кузбассе. У людей работающих даже в одной бригаде совсем различные интересы. Особенно это касается работников сдельно-бригадной формы оплаты труда. Сама суть бригадной "сдельщины" порочна и аморальна; рабочие вынуждены следить друг за другом - сколько кто сделал заготовок, кто дольше всех перекуривает, кто лишний раз сходил в туалет и т. д. Плюс к этому над душой у всех стоят надсмотрщики: бригадир, мастер, нач. цеха. Все это вызывает очень нездоровые настроения в коллективе.

            Более прогрессивна в этом смысле так называемая индивидуально-сдельная оплата труда. Здесь человек выполняет свою работу без "подгонялок" и гораздо качественнее, а самое главное без нервотрепки и может проявлять иногда свои индивидуальные таланты.

            Не приносит особой радости и повременная форма оплаты труда. Ежедневная, монотонная работа, особенно при выполнении одной и той же операции может довести человека до полного отупления. Но и здесь есть свои небольшие плюсы: меньше ругани, начальники реже действуют на нервы, побольше свободы, да и люди более спаянные, особенно когда это касается достижения каких-то общих целей (выбивание льгот, повышение зарплаты и т.д.).

            Кроме того у рабочих совершенно различное отношение к происходящим событиям даже на предприятии на котором они работают. Наиболее апатичными и консервативными являются работники старшего возраста, т.е. имеющие трудовой стаж 30-35 лет. Эти люди более обожжены жизнью, научены прошлым горьким опытом, они считают, что активные требования улучшения своей жизни приводят к меньшему результату чем затраченная энергия. Вот пожалуй этим и можно объяснить пассивность старшего поколения.

            Имеется среди рабочих контингент так называемых "шестерок". К ним относятся любители хорошо выпить, хронические прогульщики и бездельники. Чтобы их не наказывали и не увольняли, они вовсю стараются выслужиться перед начальством, чем те и пользуются беспощадно эксплуатируя "бедолаг"; используют этих людей при выполнении "левых" работ в личных цепях, бывает, что и заставляют "стучать" на своих товарищей по работе. К счастью таких людей немного, но они есть и похоже всегда будут.

            Основная масса рабочих стараются заработать деньги; они не пьют на работе, читают газеты, говорят о политике, ругают власти, поговаривают о забастовках, но дальше разговоров в "курилках" дело не идет. Эти люди внимательно слушают мои разговоры об анархо-синдикализме, задают вопросы, со многим соглашаются, но когда заводишь речь о самоуправлении, то делают круглые глаза, т.к. представить себе не могут как можно жить и работать без вождей и начальников, у них это просто в голове не укладывается. Некоторые рабочие имеют высшее образование, но и они говорили мне: "Давай организовывай и веди нас. Показывай и указывай". То есть людям нужен организатор, что мне иногда приходилось делать на практике.

            Сейчас очень тяжелые времена, люди пугаются всего, боятся что их лишат премий, отправят в принудительный отпуск, а то и просто сократят. Объединить их, чтобы выбить что-то у руководства может пока только одно - повышение зарплаты, о каких-либо более высших целях говорить несколько преждевременно.

            И все-таки, несмотря на кажущийся несколько пессимистический тон в моих словах, существует небольшая группа активных рабочих, которые не хотят мириться со своим нынешним рабским положением, эти люди имеют разные профессии и квалификацию, возраст колеблется от 25 до 50 лет. Впервые я обратил внимание на них в октябре 1992 г., когда на общезаводском собрании наше небольшое предприятие было приватизировано по первому варианту. Я тогда выступил с предложением о создании трастовой компании и только эта группа рабочих поддержала меня (около десятка человек), да еще мой прямой начальник. Впоследствии я работал с этими рабочими, они помогали мне распространять анархо-синдикалистскую литературу среди своих знакомых; один вступил в нашу организацию. Мы даже договорились, что к весне создадим независимый профсоюз. Но жизнь распорядилась иначе. После приватизации на заводе начался экономический хаос и эти ребята все поувольнялись, остались работать пассивные люди, которых с большим трудом удалась один раз реорганизовать на одно выступление и, конечно же, связанное с повышением зарплаты.

            Совсем по другому получилось на Сибхимкомбинате. Это предприятие государственное, на нем иная экономическая ситуация. На заводе-45 нашему анархисту Петру Мельнику удалось создать независимый профсоюз, состоящий из подобных же людей в количестве 19 человек. По выражению Петра он еще в "сыром виде" и никак не удается его зарегистрировать, но начальство и чиновники старого профсоюза уже вынуждены считаться с этими ребятами.

            В заключение я хочу сказать для чего я все это написал. На мой взгляд, если мы анархисты хотим осуществлять идеи анархо-синдикализма на промышленных предприятиях, т.е. на практике, то надо начинать с создания небольших профсоюзных организаций. И только работая в них, ближе узнавая своих товарищей, постепенно, шаг за шагом внедрять в их головы наши взгляды и мысли,

            Если кто не согласен со мной и имеет иной взгляд на эти вещи, то прошу написать мне, но писать прошу аргументированно и без лишнего краснобайства.

 

Владимир ЕФИМОВ, член Конфедерации анархо-синдикалистов

Северск, Томская область

 

"Воля" №10, октябрь 1995