Н.М.Озимов

КАМЕННАЯ ДУША

Как прекраснодушный интеллигент я был уверен, что Народный Фронт Азербайджана создан его лидерами в результате стихийного движения масс. Позднее, анализируя события, пришел к выводу, что все народные Фронты во всех республиках созданы Москвой, а точнее — союзным КГБ. Это была целенаправленная акция на развал Советского Союза, на эконо­мическую разруху. При всем моем уважении к талантливому сыну азербайджанского народа Абульфазу Эльчибею и к другим лидерам НФА., в этой организации дела вершили не они и не мы. Мы были всего лишь ширмой. (А погромы в Сумгаите и Баку?Кто их организовал?)

– Серьезное заявление…

– …Если помните, после прихода Народного Фронта к власти в парламенте был поднят вопрос о рассекречивании архивов КГБ. Кто открыто выступил против этого? Все те же представители правяще­го Народного Фронта…

Литературная газета

24.05.95 № 21(5552)

"Того, что нас объединяло, было гораздо больше…"

Юсиф Самедоглу, председатель Союза Писателей Азербайджана.

Когда в земли киммерийцев вторглись войска скифов, киммерийцы стали совещаться: что делать перед лицом превосходящих их войск против­ника?..

Мнения разошлись.

Простонародье хотело от­ступать, считая безумием сражаться с таким количеством врагов. Цари же, наоборот, считали, что лучше лечь костьми в родную землю, чем спасаться бегством… Ведь цари понимали, какое огромное счастье изведали они на родной земле и какие беды ожидают их на чужбине, ли­шенных родины. (Потому что родина есть у богатых, а пролетарию нечего терять, кроме своих цепей.)

Не желая отступать из родных степей, предводители киммерийских племен разделись на две части и мужес­твенно погибли в поединке между собой. Народ похоронил их под высокой могилой на берегу Днестра и отступил в Малую Азию.

Б.М Мозолевский

Скифская степь. К. Hayкова Думка. 1983 г. стр.9

I

Я пошел на кинофильм "Каменная Душа". Развалился в кресле.

Перед началом сеанса к экрану спустились мужчина и женщи­на. Артисты, сыгравшие главные роли.

Кресла для зрителей ступенями поднимались вверх и мне с самой верхотуры не видно, какие у героини ноги.

Ничего, подумал я. Во время фильма рассмотрю.

Но личико ничего и под гитару украинские песни поет душевно.

Артист Дорошенко неожиданно сказал:

– Фильм снят на украинском языке, но озвучен русским авторским текстом.

Зал как-то по-особенному молчал. И я, вглядевшись в черноволосого смуглого парня, увидел, что он напряженно готовится к чему-то очень важному для него.

– На Украине запрещают ставить фильмы на украинском языке, – сказал Дорошенко.

И сразу свет в зале погас. Рухнул ему под ноги, как сбитый пощечиной, и на экране взорвались титры начинающегося фильма.

Каменная Душа!

II

Дикая резня в Сумгаите потрясла и меня. Коммунистическая гадина, издыхая, пытается стравить между собой людей разных национальностей.

Но артисты – зачем они врут?

Их обманули, а может, купили. Я всегда относился к людям Искусства с: некоторой долей брезгливости. Кривляются за деньги… Мразь продажная.

Но кто заплатил сейчас? Я набрал номер горкома партии.

– Это секретарь по идеологии?

– Да. Петренко Любовь Сергеевна.

Я назвал себя и рассказал о том, что видел.

– Я проверю, — и положила тру6ку.

Очередной сеанс через пятьдесят минут. Я чувствовал, что она пойдет именно на этот сеанс.

И снова сижу в зале.

Артистов выводит к экрану директор кинотеатра. Все трое суетливо шепчутся и сбиваются в кучку.

Они заодно. Но зачем погромы и кровь этим женщинам?

Артистка Корбут поет нежным чарующим голосом.

А мне мерещится Сумгаит. Армянку насилуют во дворе многоэтажного дома. На лавочке у подъезда. Вокруг толпится двух тысячная масса "патриотов Азербайджана". Потом девушку колют по очереди шилом и штопором перочинного ножа. Она хрипит, взвизгивает.

Из подъезда, шаркая, выходит старик.

– Хватит с нее, – говорит старик. – Кому она нужна такая.

Груда истерзанного мяса хрипела, стонала:

– За что? За что?

– Молчи, гадина! – говорит тоскливо старик, потом махнул рукой и потом уходит.

III

Артист Дорошенко бросается в атаку.

– Фильм снят на украинском языке, – говорит он, – но озвучен русским авторским текстом, потому что в вашей области никто не знает украинского языка.

Они уходят. Все трое. Гордые собой. Встает и выходит с ними секретарь по идеологии. Крупная, полная женщина. Любовь Сергеевна.

Выстрелив откидным креслом, поднимаюсь и я. Вы хотите драться – я буду драться. Я не буду ждать, пока банды погромщи­ков вырвутся на улицы.

В фойе схлестываются, прыгают возбужденные голоса.

– Кто приказал испортить фильм? – нажимает Любовь Сергеев­на.

– Да нет, – говорит Дорошенко, – понимаете…

Оказывается, фильм снимали на этнографическом материале высокогорных карпатских сел. И многие диалектизмы приходилось расшифровывать у нескольких старожилов-корреспондентов.

Xорошо, – говорит Петренко, – Я посмотрю пока фильм.

Мы остались лицом к лицу. Женщины хихикают. Смотрят исподлобья.

– Я за РУX, – говорит Дорошенко.

– РУX – это Революция Украинских Xапуг, – говорю я.

У него задергалось левое веко. Говорит свистящим шепотом:

– Снимали фильм "Данила Галицкий". Пробовали на главную роль меня. Я родом с Волыни. Но взяли — русского — из Горького.

– Ну и что, – говорю я.

Дорошенка отстраняет артистка Корбут. Ей мешает гитара. Она перекладывает ее из руки в руку.

А может примеряется, внутренне усмехаюсь я. И вдруг все отчетливо встало на свои места.

Погромы в Сумгаите… На улицу вывели таких вот… обижен­ных.

– Сейчас, – говорит Корбут, – на Одесской студии снимается фильм по мотивам "Ямы" Куприна. А знаешь, кого взяли на роль ''проституток"? Этих с "Мосфильма", а у нас на студии Довженка 6абы на любой вкус.

70 лет, думаю я, Азербайджаном правила коммунистическая партия. Издевались, как хотели над простым народом, а потом руками азер6айджанской интеллигенции организовали армянские погромы.

И эти на Украине готовятся…

А может они не понимают?

— Но в Голливуде, — говорю я, — не интересуются» какой на­циональности режиссеры, артисты.

— Я играть хочу, — говорит Корбут.

— А если начнутся погромы, гражданская война?..

— А мы, — хихикает директор кинотеатра, — возьмем большие пистолеты.

Дура, — меня душит от нервного смеха. — Дура… Твой пи­столет у тебя между ног. И если Ты, Именно Ты, а не кто -то абстрактный, попадешь в лапы разъяренной толпы. Тебя…

Но они с ненавистью смеются мне в лицо. И я с наслаждением ненавижу их. Любое общество делится на четыре класса: власть имущие, народ, а между ними, как дерьмо, болтается интеллигенция, создавая духовные ценности. И эти создают для будущего буржуазного Государства. Но есть еще мы — Бунтари с окаменевшей от ненависти душой.

Да святится моя Каменная Душа.

Да приидет царствие ее, пока есть богатые и бедные. Пока есть начальники.