КАКОЕ ВРЕМЯ, ТАКАЯ И МУЗЫКА

Релизы и концерты строго по алфавиту

Предуведомление. В этом обзоре - не только "самый свежак". Какие-то группы, давно выпустившие свои альбомы, мы услышали совсем недавно - и захотели о них написать. Ничего в этом страшного нет. Это в мире моды важно быть новым, а в мире культуры действуют другие законы. Здесь скорее важно быть вечным. Ну или, если понизить немного планку, важно ухватить дух эпохи, которая, согласитесь, не меняется со скоростью танца в техно-клубе.

Договорились: мы пишем о явлениях культуры, а не о последних сплетнях. Это же относится не только к музыкальным страницам нашего журнала.

ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЙ ХАРДКОР

Б'67 Новый стиль жизни

"Гордость сцены", как скромно называют себя Б-67, - это, пожалуй, сильно сказано (хотя на безрыбье, как известно...), но вообще-то не самая плохая группа. Как стороннику "старой школы" мне больше по душе быстрый хардкор, поэтому Б-67 кажутся немного заунывными. Правда, тексты радуют разнообразием тем и наличием активной жизненной позиции. Впрочем, некоторые песни показались мне спорными - "Украина ждёт" (обращение к украинским рабочим в России) чем-то смахивает на "Иностранцы вон!", хотя Б-67 заявляет о своём антифашизме. Сравнение глупого панка с бомжом тоже не кажется мне очень удачным. Начать хотя бы с того, что аббревиатура БОМЖ попала в наш язык из милицейских протоколов (точно так же, как и расистский ярлык "лица кавказской национальности"). Бездомный - это человек, который по какой-то причине оказался без крыши над головой, который в любом случае заслуживает сочувствия (крыша над головой, тепло и пища должны быть у всех, за исключением, может быть, тех, кто сознательно не хочет их иметь). Бомж - это бессмысленное слово, удобное для тех, кто не хочет думать о проблемах этого общества, кто сваливает вину исключительно на самих бездомных и нищих, снимая ответственность с общества и Системы.

На концерте ребята из Б-67 объявили, что намерены начать реализовывать в России проект Food Not Bombs! ("Пища вместо пушек" - международное движение, активисты которого бесплатно готовят и раздают пищу беднякам и бездомным). Это хорошо, что на концерте вас угостят бесплатными вегетарианскими пирожками. Но во всем мире Food Not Bombs! помогает прежде всего тем самым "бомжам", потому что дело не только (и не столько) в том, чтобы проповедовать вегетарианство, а в том, чтобы помогать людям, которые оказались за чертой.

Несмотря на все перечисленные выше вещи, Б-67 рекомендуется к прослушиванию всем поклонникам хардкора и сторонникам альтернативных образов жизни.

С.Р.

ПЕСНИ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Deviation. Хуй вам, або таталггарызм не пройдзе

Группа, первый же концерт которой в родном Гродно (Зап. Белоруссия) был свинчен ментами (1993). Стае Почобут ("рык, стогн, крык" и душа группы) отсидел тогда 15 суток. Дальнейшие столкновения с властями и общение с польскими коллегами по жанру только укрепили его в анархических убеждениях. Персонально коллектив Deviation во многом пересекается с анархистским "Обществом глухонемых предателей родины" и редакцией газеты-"Дуры". Музыка - мелодичный панк, с элементами славянского фолка и далёкого рэггей, сыгранный живо и мощно, с настоящей панковской яростью. Причин для ярости в лукашенковской Беларуси хватает. Тексты - откровенно политизированные. Одни названия говорят сами за себя: "Сустрэнемся на барыкадах", "Грамадзянская вайна", "Эурапейсш апачы", "Хуй вам!" И конечно, особенно близка нам песня "Viva Utopia!" Тексты на русском, польском (в Гродно его понимает большинство населения), английском. Но больше всего - на белорусском. Это не националистический прикол; за обращение к менту на белорусском человек здесь получает удар без предупреждения. Да и странно было бы подозревать Стаса, поляка по национальности, в белорусском национализме. Творчество Deviation - наглядный пример того, что гражданская позиция и даже открытая политическая борьба не обязательно отрицательно сказываются на качестве музыки, которую ты играешь, на твоих достижениях в искусстве.

Не удержусь, чтобы не процитировать в вольном переводе на русский одну строфу из "Гражданской войны":

Ваш телевизор - наши листовки.

Ваши пулемёты - наши винтовки.

Ваши менты - наша оборона.

Ваш ОМОН - наша колонна.

Deviation поёт песни реального сопротивления, а на Беларуси сейчас жизнь такая, что сопротивляется всё, что дышит. Успехов вам в борьбе, братья и сестры!

(Не отыграв ни одного полного концерта в родном городе, Deviation в феврале-99 может появиться у Ланы, в московском клубе им. Джерри Рубина. Следите за афишами!)

Адрес группы: 230005, Респ. Беларусь, Гародня-5, а/с 64

В.Т.

ВПЕРЁД, МОЛОДЁЖЬ!

ЗАиБИ (Мастерская АНОНИМНОГО и БЕСПЛАТНОГО искусства имени Петра Ильича Чайковского). 08

Очередной номерной альбом этого мифического творческого коллектива наполовину состоит из песен, а наполовину - из телег (разные люди недоумевают и критикуют зАиБИ - голоса некоторых из них хорошо знакомы рецензенту, но не будем разрушать сказку, поиграем в анонимность). Поскольку рецензирование сугубо текстовой реальности - это скорее прерогатива литературной или, быть может, театральной критики (немного похоже на радиотеатр), займёмся стороной "А" (или "Б"? - они не подписаны). Музыкально одна из тысяч Мастерских АиБИ верна себе и своему творчеству последних лет - агрессивно давящая на уши смесь нойза, трэша и панка. Тексты на русском языке. Впредь пониматься будут мною однозначно в контексте современного революционного процесса, хотя кое-кто из знакомых заибистов оппортунистически намекает на возможность иного понимания таких шедевров, как "Трэш" ("Никогда не спи! Ничего не ешь!..."), "Долой попов!" и даже (о, кощунство!) - гимна революционной молодёжи мира "Солдатам президента* с предыдущего альбома "06". Полноте! "Лайбах" вот тоже открещивается от фашистского истолкования своих культурных "достижений" - но, как говорил очень хороший писатель и чуть худший, увы, военный лётчик: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Этой - конкретно этой Мастерской, - не откреститься от левизны, детской болезни в анархизме; кассета "08" наполняет революционные уши уверенностью, что революционные мозги правильно понимают действительность и выводы делают тоже правильные. "Долой попов! Пой, молодёжь!"

Кассету (примерно 45 минут) можно скопировать через редакцию.

Без подписи

МЫ ПРЕОДОЛЕЕМ

Лисичкин Хлеб. Год борьбы с самим собой

Трудно писать про группу, которую знаешь уже лет пять и которую, кроме тебя, знают очень немногие люди.

Был такой (контрультурный проект. Радикальный "коммунистический" журнал ПОДРОБНОСТИ ВЗРЫВА + радикальная "коммунистическая" панк-группа ЛИСИЧКИН ХЛЕБ. Чистый мальчишеский голос Боряна, которому было тогда, что ли, лет 15, пел о восприятии внезапно наступившего капитализма обычным подростком. Стадия капитализма была ранняя (жирный сосед ещё не съехал из панельной многоэтажки в пригородный район для специальных), нищета была непривычной (раньше интеллигенция всё-таки как-то сводила концы с концами и уж детям - это точно, оставляли самое лучшее, а тут вдруг - Гайдар, инфляция...), протест и порыв был велик ("Помаши крыльями!").

Прошло N пет, капитализм стал привычен, советский авторитарный быт забылся совсем, Борян поступил в институт, Модель закончил ПТУ для киномехаников, Захар стал тележурналистом, Белов - загадочный Белов крепко попал под мотоцикл, переломал всё, что ломается, но выжил и снова играет... И что-то ушло. Вокал уже не детский. ПОДРОБНОСТИ ВЗРЫВА пять лет как не выходят. Да и кому теперь кричать: "Помаши крыльями!" - нихт ферштейен - что такое "крылья"? - что такое "помаши"? И к тому же Борян всё больше пишет лирику. Про любовь, про дружбу, про отношения.

И тут появляется Вика (по-моему, участники коллектива не придают большого значения этому обстоятельству, но у меня своё мнение). Голос как у цыплёнка. Сама тоже как цыплёнок - она даже меньше Боряна, который раньше обычно терялся на сцене. Но что-то такое вернулось. Боевое. Задиристое. Панковское, в общем. Хотя по музыке "Год борьбы" - это сокрее какой-то тяжёлый блюз, грязный мэйнстрим и пост-панк. И так старательно

Вика не то, что поёт - выговаривает вместе с Боряном:

У неё звучит новая музыка

А у него новая любовь

- что, даже не зная, что девушка специализируется по норвежской филологии, чувствуешь, что слова как структура и язык как живое явление ей отнюдь не чужды.

Вокальные данные, - скажут скептики. - У обоих вокалистов нет никаких вокальных данных. Отвечу: да кому они нужны, эти вокальные данные? ЛИСИЧКИН ХЛЕБ - вообще группа не музыкальная, а пропагандистская, составная часть Движения ультра-радикальных анархо-краеведов и симпатизанты Мастерских анонимного и бесплатного искусства. Кто знает, тот знает: говна не держим.

Модель говорит, что смысл альбома в следующих строчках:

Я знаю, что я отвечаю,

Но, к сожаленью, не знаю - за что и кому.

Поэтому мне приходится выдумывать самому.

Не знаю, может быть. Но мне больше по духу подходят "Что же потом?" и "Не спеши отрицать этот мир":

Невозможно изведать всего,

Потому что вся жизнь - это миг.

Но когда-нибудь ты победишь

Ради того, чтоб разогнать облака

И принять этот мир всерьёз.

Быть может, пора умереть.

Но подожди –

Всё ещё впереди...

Всё впереди. И это значит - мы победим!

В.Т.

ДЖА НА НАШЕЙ СТОРОНЕ

Markscheider Kunst

Отшельнический образ жизни, который я веду на протяжении уже достаточно долгого времени, способствовал формированию у меня пагубной зависимости от поставщиков используемых мной мягких наркотиков-самиздата, музыки.,. Попавшие в мои руки две кассеты питерской "Маркшейдер Кунст" можно сравнить с хорошей и плохой травой. От первой, представляющей собой демо-зались 1998 года, я ходил под кайфом на протяжении нескольких недель. Вполне вероятно, что к моменту выхода в свет этого номера, эффект по-прежнему будет ощутим, несмотря на некоторый облом, испытанный при прослушивании альбома "Кем быть?" (кассета 2). Впрочем, статья Шарапова в FUZZ'e, вернула мне душевное равновесие и укрепила в намерении отправиться на концерт МК при первой же возможности. "Кем быть?" представляет собой концертную запись четырёх-пятипетней давности, а с тех пор северные растаманы далеко продвинулись в плане музыкального мастерства. Вторая запись, тоже, кажется, концертная, представляет собой запись лучшей (на мой взгляд) на сегодняшний день ска/ рэггей группы. Двух последних слов, пожалуй, крайне недостаточно для описания волшебства МК. Если прибегнуть к ходульным сравнениям, то МК это отечественный вариант моей любимой Мапо Negra - столь же полистилистичный (то же сильное влияние латиноамериканской, карибской, ближневосточной музыки, но с преобладание ска-и рэггей-мотивов), столь же идеальное сочетание всех музыкальных элементов (божественное вдохновение, сошедшее от Джа? кайя? игра случая?), невероятно позитивная, прущая энергетика, несомненно удачные тексты. Все эти метафоры приобретают особый смысл, потому что эта демо-запись - живой концерт, то есть всё это укотворное чудо. Большой палец руки вверх. Пять раз. Нет, шесть.

P.S. Особой похвалы заслуживает принципиальность музыкантов - они отказались исправлять (т.е. ЦЕНЗУРИРОВАТЬ) свои тексты в угоду звукозаписывающей компании (Fuck SNC!). Насколько я могу понять, речь идёт о текстах за легализацию марихуаны - достаточно смелая позиция в эпоху оголтелой антинаркотической пропаганды.

С.Р.

НЕ "УЧИТЕСЬ ПЛАВАТЬ"! УЧИТЕСЬ ЛЕТАТЬ!

Маррадёры. Пропеллер Crazy Rat, 1997

Судя по объектам насмешек - "Учитесь плавать!", бездумное поклонение рок-идолам, культура потребительства, телевидение - у этих ребят есть кое-что в головах. Главное же для них - это то, что они играют быстрый хардкор. Слова при этом разобрать трудно. То, что они напечатаны на вкладке - на мой взгляд, слабое оправдание. То, что русские слова и грамматические конструкции длиннее английских, это большая беда для отечественных любителей хардкора. Остается искать подходящий ритм, если, конечно, то, о чём поют хардкор-команды, действительно важно для них.

С.Р.

СЛУШАНО-ПЕРЕСЛУШАНО

Миссия: Антициклон. Складно и ладно

"Миссия: Антициклон" - группа с собственной богатой историей. С собственными достижениями и провалами. И, наверное, альбом "Складно и ладно" - такой же результат собственного развития группы, как и синтеза окружающих культурных влияний. Но верится в это с трудом - столь очевидна "мумиетроллевость" последнего релиза "Антициклона". Манерный вокал, "снятый" с Ильи Лагутенко с бескрылой блеющей дотошностью. Столь же претенциозно-бессмысленные тексты. Музыка - тот же, в общем, владивостокско-лондонский 2000-колектив, только пропущенный через глупый компьютер. Особенно это слышно на стороне "А", на первых шести треках - от "Чистого сердца" до динозаврика "Микки". Начиная с "Двигаться небом" (кто чем двигается... кто винтом, кто небом) звучание постепенно проваливается в архаику, к "Хороводу" выходя постепенно на уровень "Агаты Кристи" времён "Позорной звезды". Здесь же (девятая на альбоме песня) появляется, наконец, и намёк на драйв. Который умирает через три минуты, на "Клоунах". И вместе с драйвом умирает альбом. Группа себя выжала.

Эта музыка, столь очевидно написанная ещё до летне-осенней финансовой катастрофы, звучит сегодня как эпитафия золотым дням нашего покойного "среднего класса". Будь диск "Складно и ладно" кинематографическим саундтреком, то вполне подошёл бы для озвучания кораблекрушения. Только это не хорошо оркестрованная классика, под которую тонул "Титаник". И даже не Селин Дион. Скорее можно сравнить с "Ночной электричкой", под которую разбиваются о быт многочисленные семейные лодки сограждан.

Гуд бай, антициклон! Скоро грянет буря!

В.Т.

ГИТАРА И НЕМНОЖКО НЕРВНО

Ночные Снайперы, в бочке мёда

В сентябре-98 в Питере на заборе у раздолбанной Пушкинской-10 я увидел афишку "Ночных Снайперов" и выругался: "Блядь, очередные скины, что ли?!" Хотя бритый парень на афишке по виду был, пожалуй, слишком интеллектуален для скина - умный взгляд, умные очки, да ещё и рукава футболки, как-то чересчур игриво закатанные выше подмышек. На концерт я не пошёл.

Оказалось: двойное непопадание. В ноябре-98 я купил кассету "НС": во-первых, не скины. Во-вторых: вообще женщины (звать Диана Арбенина и Светлана Сурганова). И третий мой выстрел мимо: музыка нисколечки не радикальна, не панк, не хард-кор, не ска. Под гитару и иногда скрипку девушки исполняют преимущественно... романсы.

Хотя... Я бы назвал это радикальным романсом. Нечто среднее между "Колибри", Тори Амос и Натальей Медведевой. (Что за бред я пишу - не может быть среднего между этими величинами! И тем не менее...) Темы песен: про любовь; про отношения; про ожидание; про секс; про групповой секс; про похмелье после секса; про тоску, которая наступает совсем потом.

Манера исполнения иной раз балансирует на грани КСПшных околокостровых песен - но тексты выдают рок-н-ролльные корни. Ужасно хочется положить всё это на полноценное электричество, чтобы гитара ревела и басуха пёрла во всю - и тексты, и мелодии того очень заслуживают.

Завершает альбом действительно выстрел (14-ый в обойме): "Вот и все мои песенки", с простеньким рефреном "Где ты, где ты", спетым с драйвом и напором, типичным для "песни протеста". И в этом, наверное, ключ к пониманию всех песенок. Действительно, ситуация, когда любимого человека нет рядом может - и должна!!! вызывать активный протест. Дело за следующим шагом.

...А зачем я всё это обозреваю? Не знаю, зачем. Наверное потому, что не панком единым...

В.Т.

ТИМОФЕЕВ - ЭТО НАШЕ ВСЁ

Пекин роу-роу. Бесамемуча (1990). Живая сила (1992)

Сергей Тимофеев был убит в 93 году в Москве, прямо около памятника А.С.Пушкину. С тех пор ростовская группа "Пекин роу-роу" не могла больше развиваться (также, как не могло развиваться "Кино" после гибели Цоя). Однако, остался какой-то музыкальный материал, записанный при жизни вокалиста и автора большинства песен. Осенью 98 года Отделение "Выход" выпустило на одной кассете два альбома группы: "Бесамемуча" и "Живая сила". Между ними - два года (1990-92), оба очень интересны. И очень различны стилистически. "Бесамемуча" - это южно-русские страдания нетрезвых, молодых, но тонко чувствующих людей. Не "курортные страдания", а настоящие страдания обитателей Юга, являющегося для кого-то (для нас?) всего лишь совокупным курортом. Много барабанов, много тарелок, много саксофона - следы диксиленда. Музыка и исполнение в духе весёлого декаданса (ну и термин я выдал!), с обильными женскими подпевками, с явными арабско-персидскими вкраплениями и прочей Шахерезадой. В начале "Бесамемучи* каждая песня - хит. И чем дольше слушаешь, тем больше врубаешься, что хит - КАЖДАЯ песня на альбоме. И как же это их не крутят все радиостанции страны? Обидно, спуший, даа?

Впрочем - стоп! Шутки в сторону! Второй альбом "Живая Сила" - это нечто совершенно другое, совершенно особенное...

Вы похмелялись когда-нибудь стаканом гвоздей? Не уверен, что и лирический герой "Пекина роу-роу" (образца 92 года) похмелялся. Но это явно песни человека, похмельного тем самым последним похмельем, после которого наступает или смерть, или выздоровление. Нет, ничего заунывного, что вы! Живенькие такие песенки. Но ЖИВЕНЬКИЕ то ведь не то же, что ЖИВЫЕ, верно? А тут нужна жизнь, нужна сила. Нужна "Живая сила", чтобы от такой жизни, такого пойла, таких друзей-собутыльников с лезергиновыми носами, такой проблёванно-кухонной обстановки, таких видений (кстати, гениальная строчка: "И висит над нами ангел, чистый, сука, как слеза!") - не упасть навсегда в жерло унитаза, не шагнуть на простор через перила балкона, не передознуться тем, чем с утра похмелялись, не вскрыть себе вены расковырянной безопасной бритвой... Автору и исполнителю этих песен Сергею Тимофееву самостоятельно испытать до конца крепость своей живой силы не удалось - в 9£ году его убили на Пушкинской площади в Москве какие-то нелепые бандиты, какие-то сраные дантесы пост-перестройки и гласности...

В общем, назвать Тимофеева русским Томом Вэйтсом мне мешает только незнание того, о чём поёт аутентичный Том Вэйтс. По-моему, говорить тут дальше особенно нечего.

Но всё-таки, "на-на-ни, на-на-на, есть бутылка вина", и давайте не будем тут, как любит выражаться президент, пааанимаешь... Давайте помянем Сергея Тимофеева, и чокнемся стаканами, чтобы не чокнуться мысленно, давайте выпьем, крякнем и нажмём кнопку "Play" на том прекрасном устройстве, которое сохраняет голос человека даже через 6 лет после его смерти.

В.Т.

УМРИ, КАПИТАЛИЗМ!

Товарищ Карма

Записей пока нет. Были только выступления. Мне известно о трёх концертах группы. Самый первый, в неполном составе (Захар и Джим - без Паши Шевченко) - 28 июля 98 в городе Апатиты, ещё два - в родной Москве, 7 ноября в клубе им. Джерри Рубина и 22 ноября в редакции газеты "Латинский Квартал". Последний был символичен - концерт в помещении несуществующей - закрытой из-за кризиса газеты, давала фактически уже несуществующая группа. ТОВАРИЩ КАРМА распалась, не проведя ни тура по клубам, ни тура по городам. Тем не менее, мне очень хочется зафиксировать ваше внимание на этой мимолётной команде и её влохновителе Паше Шевченко. Стиль выступлений довольно приблизительно можно охарактеризовать как "электронный панк-рэп", вокал под "минус один". Тексты песен, исполненных в Апатитах, на концерте Кольского экологического лагеря (такой, например: "Первое-первое-первое-мая!!! Что ты делал в ночь с первого на девятое мая?!" или: "Умри-умри-умри-капитализм, умри реально и виртуально!!!") прошибли даже твердокаменные сердца нескольких аксакалов анархистского движения (а Захар немедленно после концерта был с рукопожатиями принят в одну из анархистских организаций). Местным же тинэйджерам, наверное, было несколько непривычно танцевать под такие странные тексты - но что делать, они танцевали. Теперь Захар, по слухам, решил объединить усилия с Матюшкиным (экс-КРАСНЫЕ БРИГАДЫ) для создания "космической" группы, а Джим и Паша заняты обработкой накопленного материала и намереваются выпустить кассету в ближайшем будущем. Скорбеть о товарище Карме особенно нечего. Ибо теоретически обоснованный и практически применяемый товарищем Шевченко новый стиль "трёп" (который не есть просто "русский рэп"), думаю, довольно перспективен, да и ребята они все энергичные, не пропадут.

В.Т.

ГДЕ Я ТЕПЕРЬ?

Умка и "Бронечичок". Компакт

Не уверен, что тур Умки без "Броневичка" по питерским клубам, специально был посвящен раскрутке нового альбома "Компакт", но впервые я узнал о его существовании именно там. На первом концерте (Лекторий зоопарка, 9 ноября 98) Умка смогла сделать что-то такое, за что её считают живой легендой, она смогла спеть четыре-пять песен так, что мурашки продрали по коже. На втором (галерея "Борей", 10 ноября 98) - не смогла (я думаю - не захотела). Довольно странно - она была просто милой ("милая" - довольно странное слово по отношению к Умке) черноволосой молодой женщиной небольшого роста, похожей на индейского воробья. Которая что-то там протяжно "чирикает".

Питерский аккомпанирующий состав Умки (группа КЛЮЧ почти в полном составе - Ваня Жук на клавишах и иногда на гитаре, Волос на басу, Фёдор на барабанах), честно говоря, обламывает своими почти что попсовыми приглаженными аранжировками, подчёркнутым нескромным на фоне Умки самолюбованием и каким-то редкостным отсутствием драйва -производит впечатление музыки плотно пообедавших (тот же В.Жук два года назад, будучи коротко стрижен, был куда как более драйвов и хиппов - покруче себя нынешнего, образцово-длинноволосого).

Концерт в ZOO и вытянули-то не-КЛЮЧевые фигуры: яростная, чуть не кончавшая за ударными барабанщица Кэт, гитарист Боря Канунников, Вовка-блюзман на губной гармошке, духовая секция (труба + сакс), ну и, конечно, сама Умка, которая пела там КАК НАДО.

На другие концерты Питерского тура я не пошёл. На другие концерты - пойду.

Что же касается кассеты, то она вполне замечательная и, что называется, "зрелая"; собрана из классических (Без Ноги, Зоологическая Зоя, Где я теперь) и не очень классических (Для бешеной собаки, Я была с моим народом, Меня больше нет) песен; по настроению не такая задорная как первый "официальный" Умкин альбом "Дожили, мама!" - чувствуется, что знающая себе цену певица ("Мне заграница не нужна, меня бесплатно кормит вся страна" или: "Вся Москва поёт блюзЫ с моей подачи" - а что, правда, в общем-то) ещё немного, ещё чуть-чуть - и сможет легально считаться гранд-дамой или, лучше - гранд-герлой русской пост­хипповой сцены; музыканты играют без лажи и, к тому же, с драйвом, Умка демонстрирует лучшие возможности своего голоса, которому теперь посвящена отдельная песня (Голос мой дом). Всё, вроде бы, хорошо, всё ОК. А как же изъяны? Ну, изъяны, наверное, есть, но слушая кассету "Компакт", об этом не вспоминаешь.

В.Т.

ГИТАРОЙ ПО СТЕКЛУ

Югендштиль. Никто никому ничего

Дребезжжжжаэащщщеееййййеее начало: парню херово, ему хочется забыться в танце. Играют на гитарах, а кажется - на струнах, которыми ты воспринимаешь действительность (не на нервах, у этих струн должно быть какое-то другое название). Не знаю, почему боссы музндустрии начали раскручивать слащавый СПЛИН и суховатую ТЕКИЛУ-ДЖАЗЗЗ, а не ЮГЕНДШТИЛЬ, скажем. Вообще, ничего не знаю об этой питерской группе - кроме того, что кассету выпустила в 96 году фирма "Курицца Bros." Но музыка у группы классная, тяжёлая, вибрирующая, какая-то настойчивая, вокалист с запоминающимся голосом вколачивает свою истину - то пи объекту желания, то ли просто слушателю: "Не спасёшься, не спасёшься!..." Мрачновато, да, но очень в жилу к "промежутку-времени-после-17-августа", который неосмотрительно называют кризисом. Никто не знает, чем закончатся эти грозовые месяцы: войной, революцией, массовым голодом - или выборами и постепенной стабилизацией? Никто не знает, что будет с вокалистом, когда он допоёт, пожмёт руки музыкантам и выйдет за дверь. Что его ждёт там: мотоцикл на ночном шоссе (сядет в седло? будет сбит?), девушка-красавица (возлюбленная? бешеная фанатка? проститутка?), что будет делать он с ней (трахаться? гулять? пить мадеру? читать вслух Достоевского?), что случится под утро (похмелье? сердечный приступ? коварный визит сотрудников военкомата?), чем сердце успокоится (останется ли сердце? переживёт ли ночь?) - нет ответа... Ясно одно: душевная буря. Иногда хочется "С головой под одеяло", иногда - танцевать "Школьный вальс", иногда - вон из "Стеклянного дома", иногда - просто "Страшно". И никто, никомуичего. Никто никому ничего. Жуткое время, жуткие судьбы. Но есть надежда. Надеждой - мрачненькой такой, неуверенной, но всё же надеждой, и заканчивается альбом. И, может быть, именно поэтому он мне так нравится.

В.Т.

ТЯЖЁЛЫЙ ФОЛЬКЛОР КОНЦА СВЕТА

Я-Ха. Смертоносица

С Яковом Соколовым (творческий псевдоним Я-ха) я поговорить не успел. А прочитать статью о нём одной известной питерской журналистки - ещё до того, как песни услышал - увы.

Статью мы печатать не стали. Ну, там было сказано, что Я-ха ужасно талантливый. Правильно, талантливый, всё верно. Было сказано, что песни пронзительные и страшные. Тоже верно. Что тематика, мягко говоря, чем дальше, тем круче (см. название рецензируемого альбома). И это так. И было там много про внутренний мир - и с этим богато, да (хотя нам-дуракам - что внутренний мир, что внутренний фронт - лишь бы с ног валило). Но было там много красивостей и интеллигентщины, которая вперемешку с усердно подавляемым бабьим воем о тяжкой доле ой да в российской стороне (чистый, между прочим, жанр, и очень светлый, сильный - когда чистый); как-то вот так обламывала всё впечатление от творчества Я-хи (в нём, в творчестве, всего этого нет, хотя направление мысли вы уловили, да?). А править статью Катя отказалась. Прости нас, Катя! Мы, конечно, субъективные сволочи, но лучше, наверное, напечать её в ОСКОЛКАХ - это органичнее будет.

Короче, если б то была песня, то мы бы её сто раз на магнитофоне прослушали, но то была статья. Не срослось - не напечатаем.

А что до Я-хи, то вполне, вполне! (См. начало 2-го абзаца.) Русский фолк-рок (или всё-таки фолк-панк? - задумался)... Не петовщина, хотя реминисценции возникают. Стиль Я-ха держит первый класс, песенки с говорящими названиями "Про Московское шоссе", "Аллилуйя/ты" "Валенки", "Смертоносица" при прослушивании - поверьте! -производят ещё более мрачно-российское впечатление, чем при прочтении названий. Но слушать все это надо. Это часть жизни. И какая-то часть её правды. Может быть, так начинал бы Башлачёв, начинай он в половине 90-х...

Связь с автором-исполнителем: 192071, СПб, пр. Славы, 36-47. Тел. (812) 301-01-71.

В.Т.