РАЗНЫЕ МЫСЛИ О ПАНК-РОКЕ, ЭКОНОМИКЕ И ПОЛИТИКЕ

ДЕСЯТЬ ТЕЗИСОВ:

1. Панк-рок, не имеющий политического содержания, неинтересен и недолговечен. Он не обладает способностью создавать культурную среду: об аполитичных исполнителях нечего сказать, их песни не заслуживают внимания, их незачем анализировать - они поверхностны и не связаны с какой-либо традицией.

2. Музыканты, не ориентирующиеся в политике, скорее всего станут жертвами манипуляции и обмана. Их увлекут поверхностный блеск, лукавая фразе­ология и обещания скорого обогащения.

3. Образование в той или иной форме обогащает творческий арсенал, снабжает большим количеством выразительных средств.

4. Чтение политической и исторической литературы знакомит с фактами общественной жизни и внутренними связями между событиями, даёт ориентиры для выбора решений.

5. Слушателю, если это думающий человек, не безразлично, о чём песня и как ведёт себя исполнитель в той или иной ситуации. Поэтому политическая ориен­тация панк-рокера будет поводом к тому или другому отношению слушателя к нему.

6. Расширение доступа к информации позволяет публике решать, что она будет слушать. Те, кто слушают аполитичную музыку, скорее всего безграмотны и не в состоянии сделать выбор.

7. Экономический фактор. Стоимость товара равна потраченному на его производство труду, который зависит от наличия энергии у работника; чем больше энергии, тем больше товаров и выше их качество.

8. Профессиональный фактор. Нужно уважать труд музыканта, играющего панк-рок или хардкор. Первым, кто обязан это делать, является сам панк-рокер - чем сильнее впечатление производит его музыка, тем серьёзнее он должен оценивать свой труд.

9. Государственный фактор. Государство заинтересовано в сборе налогов и в подавлении нетрадиционных для данного общества форм культуры, поэтому не стоит надеяться, что госструктуры оценят панк-рок по достоинству.

10. Общественный фактор. Общество меняется медленно, сначала внешне, потом глубже. Основа общества - домини­рование силы - никогда не меняется, поэтому глупо рассчитывать на мирные отношения с гопниками и наци-скинами, так как и те, и другие исповедуют культ силы.

Нежелание развивать политическое самосознание, которое некоторые панки объясняют своим свободолюбием, при ближайшем рассмотрении оказывается не более, чем признаком интеллектуальной слабости - политическая литература таким людям кажется скучной, непонятной и тёмной. Политическая лексика для них то набор пустых слов, которыми с телеэкрана лукавые слуги государства осыпают многострадального "простого человека".

Конечно, телевидение - инструмент пропаганды и должно восприниматься как таковое; телекомментаторы - это не более, чем голоса, озвучивающие ту или иную схему оглупления масс, поэтому недоверие к ним и их жаргону - вещь закономерная. Другое дело - живые люди и их поступки, каждый из которых может быть назван по-разному - в зависимости от того, чью сторону занимает человек, дающий названия событиям.

Простой пример: то, что сейчас происходит в стране, официально называется "кризисом" и каждый, кому жить стало сложнее, с этим согласится. Посмотрим, однако, на Примакова и Лукашенко: широко улыбаясь, они жмут друг другу руки и явно довольны собой и своим положением. Вы думаете, данный период в их жизни называется кризисом? Совсем наоборот - ведь оба торжествуют, потому что кризис миллионов для таких, как Примаков, - это новая, более выгодная должность. Как же, глава правительства!

ИМЕЕТ ЛИ ВСЁ ЭТО ОТНОШЕНИЕ К ПАНК-РОКУ

Да, потому что политика государства прямо отзывается на состоянии умов, кошельков и желудков граждан, в нём живущих, в том числе и панк-рокеров.

Однако, панк-музыкант, если захочет, может попробовать организовать культурную и экономическую автономию, договорившись с близкими по взглядам и убеждениям людьми, - и тогда политика государства будет оказывать меньшее воздействие.

Среди музыкантов, играющих ту или иную разновидность рок-н-ролла в России, мало кто имеет серьёзные политические убеждения. Ограничиваются набором поверхностных "символов веры", заимствованных из чужих песен или статей, а иногда, подобно одному из героев повести С.Довлатова заявляют: "мы политику не хаваем!" - не обязательно дословно, но с тем же смыслом.

Для меня очевидна важность развивать способность свободно ориентироваться в методах и принципах всех существующих систем политической мысли. Музыкант, рассчитывающий на серьёзное отношение к своему творчеству, обязан предлагать слушателю содержательные произве­дения.

Хотите вы этого, или нет, вы ежедневно вовлекаетесь в процесс, идущий в вашей стране или городе. Жалкими выглядят попытки отмежеваться от реальности тех музыкантов, поэтов и т.д., кто отмалчивается в период сложных и противоречивых событий в стране горжусь тем, что КОЛЕСО ДХАРМЫ из Волжского было практически единст­венной хардкор-группой, записавшей песню против войны в Чечне во время той войны. Печально, что ни в Москве, ни в Питере - городах с многомиллионным населением, среди музыкантов, играющих панк-рок и хардкор, не нашлось никого достаточно смелого, чтобы спеть против войны открыто и со сцены.

Общественная жизнь влияет на ваше сознание каждый день. Умеете ли вы выразить своё отношение к ней в песнях и, строго говоря, хотите ли вы говорить о вашей жизни внутри общества прямо и откровенно? Вполне возможно, что вам по вкусу Эзопов язык, лексика, изоби­лующая метафорами, аллегориями и намёками? Эзопов язык назван по имени человека, мастерски им владевшего. Он был рабом, сочинявшим басни.

Нынешнее российское общество не интересуется развитием отечественной панк-рок сцены. Милицию по-прежнему раздражает внешний вид неформалов, но панк-рок, как музыкальный жанр и культурный феномкен людям в серой форме безразличен. Есть, однако, небольшое число мыслящих россиян, испытывающих болезненный интерес к тому, что делают панки с гитарами и без оных. Это скинхеды, нацисты и гопники всех разновидностей. Скинхеды завидуют панкам, имеющим свою культуру, насчитывающую (если считать с 1976-го) 22 года (а в музыкально-стилистическом смысле дату появления панк-рока можно смело передвинуть на 10-12 пет назад). Нацисты ненавидят панков за вненациональный подход к музыке, так как панк-рок играют в Нью-Йорке и Берлине, в Пекине и Варшаве, и, конечно, в Волжском и Волгограде. Кучка "русских патриотов" из РНЕ приписывает панк-року зло­козненный характер, который эти "патриоты" сполна находят во всём, что не называется истинно русским словом типа "квас". А гопники просто как дикие животные воюют за территорию с теми, кого они считают чуждыми по виду и вкусам.

Внутри слушателей пэнк-рока есть немало фракций. Музыканты, играющие панк-рок, также склонны к тем или иным убеждениям. Часто наблюдающему извне трудно понять, кто же такие панки? Очевидно, что большинство панков в той или иной степени склонны симпатизировать анархизму, коммунизму, либо вообще не являются людьми с политическими убеждениями (таких иногда называют нигилистами или похуистами). Музыканты, играющие панк-рок, мало отличаются от своей публики. И те, и другие в тайне мечтают о приличной жизни, а для её обретения нужны деньги. И отношение к процессу зарабатывания денег до смешного незрелое. Всеми любимая "халява" расценивается как кратчайший путь к успеху. Собственный труд не ценится и в результате музыканты как стадо леммингов кидаются участвовать во всевозможных фестивалях, где за выход на сцену и игру им ничего не платят и их это не обижает - потому что какой-то хитрый дурень внушил им идею, что "за панк-рок денег не берут" (и не дают).

Время, однако, настоятельно требует перемен в самосознании музыкантов и эти перемены неизбежно наступят. И станет панкам с гитарами ясно, что панк-рок - это работа, и мерилом её ценности служит труд музыканта, играющего панк-рок. Пусть группа "Маррадёры" блеет (следом за Кинчевым), что "рок-н-ролл - это прикол", умному человеку ясно, что нельзя по капле отдавать свою жизнь (пусть и на сцене), потому что это недостойно свободной личности, ценящей свой труд и внимание публики.

КТО ТАКИЕ МЕСТНЫЕ СКИНХЕДЫ?

Частью это бывшие панки, частью бывшие гопники, а частью косящие под скинхедов "хамелеоны" из так называемых "хороших семей", каждые полгода меняющие один неформальный прикид на другой, более популярный. Все они почему-то выбрали своей идеологией национализм фашистского толка и свою лояльность к нему гоотвы выразить вполне наглядно атуируя себя свастиками и "кельтскими крестами"; один, особо стеснительный, набил свастику на внутренней стороне губы.

Какое дело скинам до панков - ведь музыка и идеология у них разные? Подозреваю, что причина - в борьбе за умы потенциальных слушателей. Не имея своей оригинальной музыки, скины мечтают навязать людям чмошную разновидность панк-рока, которую они называют "ой", и тем самым отвлечь внимание от настоящего панк-рока, который появился раньше и за многие годы дал немало стилистических ответвлений. Просто-напросто завидуют скины панк-сцене как культурному феномену и хотят, запугав панков и оттеснив их, переделать публику, идущую следом за ними, на свой лад. Мало кто из них думает при этом, что им самим предстоит идти скоро в армию, а потом уж и семью пора создавать. Панки же в армиях не служат (за редким исключением) и в семьях панков принято слушать панк-рок, и никто из них от своей музыки не откажется, потому что именно она помогает панкам и идущим находить общий язык и развивать самосознание. Панками не становятся на месяц или год, панками людей делает сама жизнь и панки остаются панками независимо от своего внешнего вида или угроз лысоголовых маменькиных сынков в майках с трёхногой свастикой.

Пусть знают все - панк-рок - это нечто большее, чем музыка, стиль жизни и самиздатская литература, за этим термином - сотни тысяч людей во всём мире, объединённых общими вкусами, взглядами и симпатиями. А кто хочет усомниться, пусть делает это не стесняясь, о них есть хорошая поговорка: "Вам из погреба виднее".

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ПАНН-СЦЕНЫ?

Научиться воспринимать свой труд всерьёз. Панк-рок во всех разновидностях (от жизнерадостного поп-панка и до убойного краст- и грайнд-кора) требует определённой подготовки, теоретической и живой, практической. Устраивать концерты и брать разумную плату за вход. Записываться и распространять свои записи так, чтобы слушатели (и публика, и другие музыканты) знали, чем ты занят в данный период времени. Издавать журналы о панк-сцене вашего города, области, страны.

Постоянно расширять свой кругозор во всех доступных областях знаний. Афоризм "Знание - сила!" всегда будет актуальным.

Ориентироваться в политической риторике, чтобы не дать ввести себя в заблуждение. Поддерживать прогрес­сивные политические движения.

В данном случае име­ются в виду школы мысли и идеологии, способ­ствующие взаимопо­ниманию между людьми для их общего выжи­вания). Очевидно, что фашизм к прогрессивным движениям не относится, так как сеет ненависть и поощряет насилие. То же самое можно сказать о радикальных формах национализма (нацизма о сталинской разновид­ности "коммунизма". Однако, нужно отметить это, "антикоммунизм" зачастую оказывается всего лишь ширмой для фашистов. Недаром фашистские скинхеды выдумали уродца под названием "Рок против коммунизма".

Музыканты могут, если хотят, помогать друг другу, а могут, наоборот, практиковать все доступные им формы обмана и взаимного уничтожения. Что лучше для возникновения атмосферы доверия и успешного сотрудничества - пусть решит сам читатель.

Олег АДЖИГИТОВ

(печатается с сокращениями по тексту журнала "+-бесконечность", адрес: 404105, а. Волжский, а/я 263)

Об авторе:

Олег Аджигитов начал слушать панк-рок в декабре 1976 г. благодаря русской службе радио "Би-Би-Си". С 1982 по 1985 играл в npomo-хардкор-группе с индивидуалистическими текстами СИНДИКАТ "СВОБОДА". В 1986 играл в проекте КОСМИЧЕСКИЕ БЕГЕМОТЫ. Вместе с участником группы SPAZZMATIX Мэйденом записал самую первую НС-песню Поволжья у себя дома. Проект назывался ГОЛОДНЫЕ КРОВАВЫЕ ТРЕЗВЕННИКИ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ. Был SxE с 1991 до осени 1997. Участвовал в хардкор-стрэйт-эйдж-проекте КОЛЕСО ДХАРМЫ в 1996 в качестве гитариста, а также в проекте ВИСЕЛИЦА ДЛЯ МУССОЛИНИ (клуб "Радио"), как сэйшн-музыкант в УТИЛИТАРНОМ КАЙФЕ и surf-группе "Электрон" (по просьбе лидера группы РАДИО). В данный момент вместе с бывшим басистом группы ПОСАДИЛ ДЕРЕВО и экс-вокалистом РАДИО Студентом пишет песни в стиле гаражный рок. Выпустил свой панк-хардкор-zine "Эхо-камера" (404120, г. Волжский, а/я 109; 15 руб. с пересылкой).