РАДИКАЛЬНО ПРОТИВ

НЕНАВИСТЬ

I took a look into the hate,

it made me feel very up to date

Sonic Youth

Режиссер Матье Кассовиц. Франция, 1995. ОРТ-видео

Всё, что мне довелось читать об этом фильме рунда. Это не круче Тарантино, не французский Trainspotting и не пособие об укрощении ненависти в своей душе из серии "Православная беседа". Это не крутой молодёжный боевик, и я даже рискну утверждать, что даже продолжительность его не 95 минут. Поэтому, как только вы выключите видак и выйдете на улицу, этот фильм не закончится. Просто этот парижский пригород-гетто и его обитатели по сути своей очень схожи с каким-нибудь Южным Бутово, и их непохожесть - всего лишь следствие зрелищной природы кинематографа и неизбежной национальной специфики.

"Ненависть" - это описание одного дня из жизни трёх молодых парней, араба, еврея и африканца, которые пытаются продраться через очередной двадцатичетырехчасовой цикл повседневных проблем: отсутствия работы, денег и намёков на какие бы то ни было перспективы, полицейского насилия и немотивированной агрессии со стороны других обитателей каменных джунглей, расизма, безразличия благополучного общества и безжалостности больших и маленьких носителей власти. Ближайшим российским аналогом с большой натяжкой можно назвать "Брата", но аналогия лишь в том, что оба фильма предельно реалистичны, почти неотличимы от жизни и вполне малобюджетны,

В каком-то смысле это фильм о будущем, о том времени, когда реально уже существующие окраинные гетто большого города (назовем его Москвой) окончательно превратятся в отдельный мир, из которого нет выхода. Когда отчаяние будет той искрой, от которой будут случаться регулярные пожары, бессмысленные и беспощадные, не понятные ограниченной уютной логике более или менее пристроенных членов общества. А анекдот-притча, неоднократно звучащий в фильме, станет окончательно понятен многим - человек, падающий с небоскреба, успокаивает себя: "Пока все идёт хорошо". У него это неплохо получается, ведь главное не процесс падения, а неизбежное приземление.

Фильм "Ненависть" - явление если не уникальное, то, по крайней мере, довольно редкое и очень значимое, сочетающее в себе исключительный, почти документальный реализм и сосредоточенный, внимательный взгляд человека, ищущего, но не находящего ответов на жёсткие вопросы. Это вообще очень удобно - давать простые ответы. "Ненависть" - это констатация факта и мучительный вопрос: "Что же теперь?". Это безусловно очень политический фильм, хотя дело не только в полицейских, фашисте Ле Пене, скинхэдах, проблемах иммигрантов и социальной политике французского правительства. И ответ не в катехизисах левых партий. Его нужно искать. Неизвестно, можно ли его найти, но искать нужно.

Продавец-консультант предупредительно спросил, знаю ли я о том, что фильм чёрно-белый. Это ничего, это даже хорошо (хотя и похоже на оперативные съёмки силовых министерств). Мне вообще по душе чёрно-белое кино.

Максим КРАЙНЕВ

$УД НАД БРУНЕРОН

Режиссёры Ольга Столповская и Дмитрий Троицкий. Россия, 1998.

Один - по имени Бренер, "революционер", "бессребренник", "художник", прославившийся кучами оставленных им фекалий в музее имени Пушкина и втыканием в задницу скрепок в ЦДХ, достиг предела в анальном и национальном, вырвался на общеевропейский международ. В Стеделик Музее в Амстердаме изуродовал зелёным баллончиком картину Малевича, нарисовав на ней знак доллара. Типа: протестовал против продажности искусства, а заодно делал искусство своё. Получил 7 месяцев тюрьмы, мировую известность и ангажементы в ведущих галереях Европы. Заработал бабок.

Другие - Столповская, Троицкий, "авангардные", "нестяжатели", "кинорежиссёры", бросившиеся в свою гонку за славой, взяли за основу голландский "поступок" первого для постановки короткометражного боевика "$уд над Брунером". Типа - кинули камень в продажное искусство, а заодно простебали неповоротливых традиционных левых, "не умеющих" бороться с капитализмом. Получили лишённую динамизма ходульную аппликацию и циничную премьеру в ТВ-галерее: возможность повторить "антикоммерческий подвиг" Бренера-Брунера на муляжах картины Малевича предоставлялась всем желающим ЗА ДЕНЬГИ.

Что же это такое? Как им всем не стыдно? Им не стыдно. Стыдно, когда видно, а они - в чёрных обтягивающих штанах из модного дорогого кожзама и вообще - это называется постмодернизм. При постмодернизме ничего не стыдно и всё позволено.

Бренер, Брунер... Чума на оба ваши дома!

Иван БАЗАРОВ