ИТОГИ ВЫБОРОВ В ГЕРМАНИИ

Зелёная революция или розовая каша?

Марш по учреждениям, провозглашённый значительной частью левых ещё во времена студенческого движения, завершился. Зелёные первого поколения - в своём большинстве бывшие сторонники Мао и активисты всяких политических групп, проповедовавшие коммунистические и прочие подобные идеалы, - наконец дошли до самого центра власти. Для некоторых даже осуществились, правда не очень и скрываемые, лучезарные мечты о должности министра. Одним из счастливчиков является известный даже за пределами Германии Йозеф "Ёшка" Фишер, прославившийся в 70-е годы своим участием в сквоттерском движении во Франкфурте-на-Майне. Но зря СМИ вспоминали его как уличного бойца, кидавшего булыжники, опасаться тут абсолютно нечего. Наоборот, большинство бывших левых с таким стажем, пользуется любой возможностью для того, чтобы отречься от прошлого и, более того, склонно подчёркивать перемену своих взглядов поступками, достойными любого честного консерватора.

Общественность это поняла не сразу, однако, после 16-летнего политического и духовного застоя, наверное, не удивительно, что любое изменение, даже ожидаемое и желаемое, вызывает у народа чувство некоего дискомфорта. И в конце концов, привыкать к новому не всегда приятно. Прямо после выборов на первых полосах крупных журналов появились такие фразы как "всё станет иначе" (Der Spiegel) или "республика станет красной" (Stem), но спустя пару недель все перестали волноваться. Чего, собственно, хотели сами избиратели, сказать трудно. Хотели как лучше, получили как всегда? Ясно лишь одно: старое правительство отслужило, нужны были новые лица и персонажи.

По большому счёту, все заранее знали, что никаких качественных перемен в сторону более либеральной политики (не говоря уже о "левых" реформах) не будет. Программу нового канцлера Герхарда Шредера можно спокойно обобщить тремя пунктами: внешнеполитическая непрерывность, внутренняя безопасность, экономическая стабильность. О том, что это не только пустые слова, свидетельствует договор между СДПГ и Зелёными/Союзом-90 (официальное название партии напоминает о том, что в неё также входят бывшие восточнонемецкие правозащитники, но на практике это не бросается в глаза, так как западники делят должности

преимущественно между собой). В нём зафиксирован отказ зелёных практически от всех требований, прозвучавших ещё во время предвыборной кампании. Зелёные, впрочем, не прилагали уж слишком много усилий, дабы противостоять давлению розового партнёра по коалиции. Тянуло к власти...

А что же это за власть, когда свобода действий столь ограничена, что должность министра иностранных дел можно, не колеблясь, передать человеку, чья партия до недавних пор выступала за роспуск НАТО? Первая же попытка Фишера на новом посту проявить оттенок индивидуальности, заявив, что поскольку вокруг Европы не осталось врагов, то не пора ли заменить НАТОвскую оговорку об упреждающем ядерном ударе чем-то другим, кончилась упрёком со стороны обидчивого министра обороны Шарпинга. СДПГ хочет более активно участвовать во всемирной военной игре, так что неуместно нагружать отношения со своими американскими соратниками по НАТО лишним идеологическим багажом. Пускай зелёные сразу поймут, где их место как младшего партнёра, как и то, что любые крупные возражения могут привести к разрыву коалиции.

В других областях дела обстоят на самом деле не лучше. Безусловно, в какой-то мере экологии будет уделено больше внимания, но одновременно канцлер Шредер дал понять, что в крайнем случае имеет приоритет экономия, а не экология. Постулат стабильной экономики оправдывает почти любой шаг, несмотря на иные договорённости. Таков закон. Пробить свои позиции зелёным, скорее всего, удастся только тогда, когда те будут совпадать с планами социал-демократов. Такое может случиться, например, в налоговой политике и даже в социальной сфере мыслима совместная стратегия, но нельзя всё это отождествлять с положительным развитием. Что касается давно назревшего изменения права на получение гражданства, то за это выступали ещё входившие в старое правительство либералы (свободные демократы - FDP). (Напомним, что в Германии гражданство до сих пор определяется согласно старым фашистским законам, то есть по крови, так что иностранцы, проживающие на территории ФРГ, остаются ими ещё и в третьем поколении.) Не имея в глазах избирателей отличающегося от других партий чёткого профиля и обладая не таким уж большим количеством депутатских мандатов, зелёные рискуют стать лишними.

А как же самый любимый их конёк? После первой шумихи, которая была вызвана высказываниями нового министра окружающей среды Триттина, разговоры о свёртывании атомных станций затихли. Как распрощаться с атомной энергетикой действительно непонятно. Однако, вопреки всем радикальным лозунгам, зелёные не решились на борьбу, теперь им хотелось бы добиться согласования с атомной индустрией, но та согласится лишь в том случае, если не останется от этого в убытке. Таким образом, свёртывание АЭС обойдётся настолько дорого, что просто может и не состояться. Вполне вероятно, что через год или два будет-таки дожато решение об отключении самых старых станций, чей ресурс и так уже просрочен. В качестве компенсации атомщикам могут продлить лицензии на другие АЭС, а также, возможно, разрешат временное хранение ядерных отходов прямо на территории станций. Для антиядерного движения это может означать раскол, так как оно пока зациклено на перевозках "Кастора" (цистерн с радиоактивными отходами).

Много всего было обещано во время предвыборной кампании и даже ещё после не такой уж неожиданной победы. В общем, это игра, но пускай все играют по правилам. Правда, многое и заранее не скрывали, потому как в этом не было необходимости. Сами избиратели заинтересованы в чистке общественного пространства, в создании рабочих мест за счёт прав трудящихся и достойной зарплаты, в эффективной борьбе против элементов, относящихся к миру оргпреступности, которая, в отличие от российской действительности, в Германии является скорее мифом и служит поводом для создания более жёсткого полицейского аппарата. Большинство избирателей не хочет отказаться от идеологии, по которой право на жизнь имеет только тот, кто пашет за деньги, а тот, кто этому сопротивляется, не заслуживает никакой поддержки. Но придумывать технологии вне

капиталистической логики как-то не по-современному, а ведь Германия претендует на первое место среди всех современных государств Европы и всего мира. В современном же западном мире консерваторы не могут найти себе места. Спрос говорит о другом. Условия глобальной свободы рынка требуют силы, которая способна на модернизацию государства, а в данный момент в Германии никто, кроме розово-зелёного правительства, так хорошо не соответствует этим требованиям.

товарищ УТКИН