СКВОТТЕРЫ В ВОЛГОГРАДЕ

Когда-то строительство этого здания подавало большие надежды. Теперь сей долгострой эпохи застоя созерцает окружающую действительность пустыми глазницами окон, одиноко возвышаясь над суетливыми улицами раскалённого города. Было бы неверно предполагать, что это здание населяют только птицы и сквозняки. Здесь, помимо бомжей и наркоманов, самые престижные этажи занимают молодые люди из вполне благополучных семей.

Олег Дронов: В какой-то момент я ушёл из дома: не сошёлся взглядами на жизнь с родителями. Поскольку деньги платить за квартиру не хотел, то решил найти альтер­нативное место проживания. Вот и нашёл!

Корр.: Ребята, которые здесь с тобой живут - твои друзья или просто люди с улицы?

Олег: Частью друзья, а частью - люди, которые пришли сюда по причине каких-то домашних проблем. Ушли из дома и возвращаться не желают.

Корр.: Московский Перекати-Поле, как ты достиг этих пределов?

Юра: Меня зовут Юра Власов. В Москве на Арбате меня называют Желудок. Летом я люблю покататься, страну повидать. Сюда я попал так: познакомился с ребятами (у них машина в Москве встала), и они меня привезли в Волгоград, в эту коммуну. Мне здесь нравится!

Корр.: Как долго вы здесь собираетесь ещё прожить?

Алекс: Не реально здесь всю жизнь прожить, на стройке! Надо о своей будущей жизни думать!

Корр.: Я смотрю, вы тут свет провели. Как в недостроенном здании вы умудрились отыскать кабель с электричеством?

Олег: Окольными путями, чтоб никто не заметил... Нашли доброго джинна!... Имея электричество, мы теперь задумали, чисто для своих, дискотеки тематические крутить на крыше. Там такой видон клёвый!

Корр.: С милицией у вас тут были проблемы?

Олег: Стою раз, никого не трогаю. Дверь при входе на этаж делаю. Идёт по лестнице майор: "А вы кто?" - Неформалы! - "А!?" И дальше пошёл!

Корр.: А из каких городов сюда ребята приехали?

Олег: Из Свердловска, Саратова, Ахтубинск вот, Москва!

Корр.: На стройке жить не опаспо?

Олег: Да мы тут каждую кочку знаем! В полной темноте ориентируемся замечательно!

Корр.: А как насчёт здорового образа жизни?

Олег: Наркотики отрицаем полностью! Были тут у нас наркоманы, мы их на нижние этажи переселили. Ну, выпить можем в честь праздника, но не нажираться!

Людей, которые ведут подобный образ жизни, на Западе называют сквоттерами, что в переводе с английского - поселенцы. Сквот - своеобразная коммуна, организу­емая в захваченном пустующем помеще­нии. Ни владельцы этих помещений, ни власти, защищающие частную собствен­ность, не испытывают восторга от подобной жизнедеятельности молодых бунтарей. Конфликт часто перерастает в боевые столкновения.

Большинство сквоттеров политически активны. В основном они борются против фашизма, ксенофобии, милитаризма и расизма. Среди них много анархистов, радикальных экологов и феминисток.

Сквот - это не коммунальная квартира. Здесь собираются друзья и соратники.

Мирен Миркельбах, сквоттерша из Берлина: Наш сквот образовался в 1990 году. Поначалу он был очень хаотичен из-за своих размеров. Сперва мы его, конечно же, разрисовали, поставили во дворе статуи... У нас жили студенты из бывшей ГДР и из Западного Берлина. Мы проводили выставки, а кроме того у нас было кафе, где регулярно устраивались концерты (за это отвечала я) - либо бесплатно, либо за небольшую плату.

Корр.: Помимо социальных причин, существуют ли психологические корни сквоттерского движения?

Мирен: Конечно! Эта причина диночество! На Западе сейчас распространён стиль жизни сингла - одиночки. И это очень плохо. Поэтому молодёжь и старается жить вместе!"

В западных сквотах проживает много иммигрантов, часто нелегалов. Сами сквоттеры гордятся, если в их коммуне обитает представитель другой страны. Как считают сквоттеры, подобное общение обогащает их культуру, приводит к вза­имопониманию, и истинному интерна­ционализму. Здесь обретает реальные черты давняя мечта человечества о всемирном братстве!

Вячеслав ЯЩЕНКО