ИЗВРАЩЁННАЯ
НОРМАЛЬНОСТЬ
Карманная
религия современности
Есть ли в современной российской жизни истина более великая, чем идея "Нормальности"? Кто сегодня не подписывается под религией "Нормальности"? Кто не приносит регулярных жертв на алтарь "Нормальности"? О чём причитает старушка, глядя на цены на рынке и слушая репортажи о гражданской войне по телевизору? "Я просто хочу жить нормально!" Что говорят на демонстрациях журналистам бастующие шахтёры, учителя, работники здравоохранения? "Мы просто хотим жить нормально!" Чего хотят миллионы ни в чём не повинных людей, матеря бюрократов, организовавших очередную беду? Какова их маленькая набожная мантра, которую они повторяют друг другу бесчисленное количество раз? Вы хорошо знаете её, вы сами повторяли тысячи раз: "Мы всего лишь хотим жить нормально, разве это слишком много?"
И, конечно же, все политические партии, от анпиловцев до гайдаровцев, твердят нам одно и то же, как если бы это было эхо, разносящееся с небес, успокоительный ответ, который все мы хотим услышать: "Мы обещаем нормальную жизнь для всех".
Странный феномен. Здесь в России, пожирающей и эксплуатирующей себя, всё больше деградирующей с каждым днём, расколотой на непримиримые лагеря по вопросу о том, что нужно делать, здесь, тем не менее, будто бы по единой божественной команде, всё общество объединяется в священный хор, чтобы пропеть гимн одному великому богу - Богу Нормальности.
О чём же они поют? Вот идёт нормальный человек, выгуливая свою нормальную собаку в нормальном парке. Ну не ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ли это? Это согревает душу, - знать, что у тебя есть нормальная работа, что в твоём нормальном доме твоя нормальная жена готовит нормальный обед, все твои нормальные дети смотрят нормальный телевизор и делают свои нормальные уроки.
Есть, конечно, что-то раздражающее в этом консенсусе, нечто подозрительное. Ключ к пониманию содержится в тех словах, которые обычно сопровождают "Нормальность": "Мы просто..." Что подозрительного в этом маленьком словосочетании? Я скажу вам. Оно слишком ХРИСТИАНСКОЕ для меня.
"Мы просто..." означает: "Мы не просим многого, мы не требуем чего-то нереального, мы всего лишь маленькие мышки, которые хотят жить как мышки". Ницше сказал бы, что "Нормальность" - это рабская мораль, религия, подходящая для рабов.
Что ж, люди в своих требованиях не поднимаются выше рабства. Слишком плохо, если это действительно то, что делает их счастливыми...
Но здесь мы сталкиваемся с первой злой шуткой, которая угрожает нашей счастливой сказке: НОРМАЛЬНОСТЬ НЕВОЗМОЖНА.
Чтобы понять, почему, мы должны принять во внимание тот факт, что "Нормальность" описывает идеал не только для отдельного человека, но для всего общества. Оба эти идеала, конечно же, тесно взаимосвязаны, и именно здесь возникает проблема.
Вы, наверное, заметили, что разразился финансовый кризис. Единственное "достижение" неолибералов, стабильный рубль, лежит в руинах. Следовательно, вокруг не так много идиотов, которые всё ещё думают, что криминально-капиталистическая олигархия сможет когда-либо создать "нормальную буржуазную экономику". Даже идиотам становится всё более ясно, что мы столкнулись с тем же парадоксом, что и в 1917 году: в отсутствие "нормальной" буржуазии только народно-демократическое движение сможет провести буржуазную революцию.
Иначе говоря, если мы не бросимся сами бороться против существующих кланов, если мы не обеспечим замену их, как минимум, более широким распылением власти и собственности, тогда мы никогда не достигнем нашей желанной "нормальной жизни". Но противоречие в этом случае очевидно: цена возможного достижения общественной Нормальности состоит в индивидуальном решении каждого из нас отказаться от мелкой, мышиной, апатичной мечты о тихой, уютной Нормальности - ради полной тягот жизни протестующего, деятельного борца.
Естественно, парадокс верен и в обратном направлении. Если вместо этого мы выберем уютную мечту о тихой жизни, тогда, подобно муравьям в муравейнике, мы всегда будем сталкиваться с тем, что наша "нормальная жизнь" прерывается глупостями и кознями олигархов и их режима. Можно быть уверенными в том, что они всегда придут как мальчик с палочкой и разворошат наш маленький муравейник, в результате чего мы снова будем носиться сломя голову.
Секрет этой шутки, очевидно, в том, что скромное желание тихой, нормальной жизни - Младший Брат людоедского правления Старшего Брата, олигархического режима. Они связаны между собой как причина и следствие: мы, народ, не хотим брать на себя ответственность ни за что, поэтому, вы, режим, сделайте это вместо нас.
Но к несчастью для потенциальных нормальных граждан, режим не может сделать этого.
Бросим взгляд на некоторые другие формы, в которые люди облекают своё желание "Нормальности". Что говорят националисты о газете, в редакции которой присутствуют евреи? "Я её не куплю. Это ненормальная газета". Что большинство людей говорят о гомосексуалистах и лесбиянках? "Я считаю, что это ненормально".
Что говорят о женщине, которой "не удалось" выйти замуж, о мужчине, которому не удалось произвести на свет детей, которым он мог бы передать своё имя? "Они ненормальные". Что говорят о мечтателях, о тех, у кого в головах странные идеи, о тех, кто слишком внимателен к другим, слишком чувственен, слишком застенчив, слишком впечатлителен? Что говорят о тех мужчинах, кто носит в ушах серьги и красит волосы, о девушке, которая не тратит пол-утра на то, чтобы сделать себя привлекательной для мужчин, или которая, напротив, слишком агрессивна, напориста в поисках секса? "Они ненормальные".
"Нормальность" в данном случае - не просто набожная мечта ("Я просто хочу..."), это также и жёсткий социальный закон ("Ты ДОЛЖЕН быть нормальным..."). Если ты отказываешься быть нормальным, тогда наказанием может стать своего рода внутренняя ссылка, вынужденное одиночество - то есть, мы лишим тебя нашего одобрения, нашей дружбы, возможности получить большинство мест работы и проч. Или наказание может принять более открытую, насильственную форму: "Мы СДЕЛАЕМ тебя нормальным".
Откуда черпает свою власть "Нормальность" как социальный закон? Она стремится найти опору в законе средних величин: Нормальность - это просто норма, то, какими должны быть и являются средние, здоровые, спокойные, хорошие люди. Но почему среднее значит ХОРОШЕЕ? Усредненность, норма - на самом деле вряд ли срабатывают. Не "нормальные" ли люди голосовали за Ельцина снова и снова? Не "нормальные" ли люди не могли создать для себя альтернативу, вместо этого продолжая жаловаться на то, что делают "Они"?
И в этот момент мы находим действительное оправдание. Мы видим, что замечательная, маленькая скромная Нормальность -это всего лишь идеальное место, с которого люди смотрят на себя как бы с высоты. Это место в их воображении, где они представляют себя живущими в соответствии с тем, как должны жить мужчины и женщины, с тем, как Господь и Природа ПРЕДНАЧЕРТАЛИ им жить.
Сказать о себе "я нормален" означает сказать, что ты живешь в соответствии с божественным или природным порядком вещей. Быть нормальным, значит быть частью великого замысла. Это значит быть в безопасности, быть дома в этом мире. По тем же меркам ненормальные - это те, кто вне Бога, они неестественны, чудовищны, не совсем человечны.
Если мы переведём идеологию Природы и Бога в социальную плоскость, мы увидим, что это есть ничто иное, как отражение идеи родительской власти. Или, если говорить языком Оруэлла, голоса Старшего Брата. "Ты должен быть нормальным человеком!" - это не только команда, которую мы отдаём другим людям, проявляющим слишком яркую индивидуальность, это одновременно и жесткий, неприятный окрик, который звучит и в наших головах.
И здесь мы сталкиваемся с ещё одной злой шуткой нормальности: НОРМАЛЬНОСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ ЗАБЛУДШИХ И ИЗВРАЩЁННЫХ.
Почему россияне тратят столько энергии на молитвы во славу нормальности ("Я просто хочу...")? Почему они должны постоянно приструнять друг друга, категоризировать ("Это хорошо, это нормально. А это уже ненормально, это плохо")? Почему они должны повторять эти мантры?
Потому что этот голос на самом деле очень слаб: если не повторять это постоянно, он умирает. Если бы он был силён, не требовалось бы слов. Но он слаб, поэтому он должен одержимо взывать вновь и вновь. "Голос родителя", особенно в полуматриархальном обществе, на самом деле столь же хрупок и безнадёжен, как и элита, на которую он работает.
Никто в действительности не хочет быть "нормальным". Нормальность скучна. В любом переполненном вагоне метро, всякий, женатый или холостой, мужчина или женщина (может быть, за исключением влюблённых) думает о том, как бы им хотелось переспать хотя бы с тремя из едущих в том же вагоне. Если нормальность говорит, что этого сделать нельзя, всякий из нас может найти тысячи маленьких ухищрений, чтобы скрыть свои грязные маленькие удовольствия от глаз Старшего Брата Нормальности.
Можно вспомнить о странном наслаждении, которое люди находят в том, чтобы незаметно для других пукнуть. В том, чтобы пальцем выковырять из носа упрямую козявку и потом вытереть её об ножку стола. В том, чтобы распускать слухи, говорить неправду, кашлять в автобусе при простуде. Мы можем приблизительно подсчитать, сколько людей мастурбируют, пока Арина Шарапова читает новости по телевизору и так далее, и так далее. Чтобы увидеть извращения нормальной повседневной жизни, достаточно лишь взглянуть на то, что происходит на рынке.
Почему столько людей спешат оказаться в объятиях западного образа жизни? "Мы просто хотим жить нормально". Чушь собачья! То, чего мы действительно хотели, это нырнуть в море потребительских товаров, чтобы нас окружал калейдоскоп странностей, бездумные, яркие, выбивающиеся из привычного потока вещей стимуляторы потребительской культуры, образы, звуки, силы зрелища, создаваемого средствами массовой информации. Мы хотели приятно возбуждающей моды, рок-музыки, фильмов ужасов, фотографий сисек в журналах. Мы хотели почувствовать языческую власть денег в своих руках. Мы хотели обещанной нам оргии чувств. МЫ ХОТЕЛИ ЧУВСТВЕННОГО МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ОПЫТА ВО ВСЕЙ ЕГО ПОЛНОТЕ. Это то, чего мы хотели. А Нормальность - это всего лишь дух, который мы призываем, чтобы он защитил нас, ПОТОМУ ЧТО МЫ БОИМСЯ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ. Или, точнее, потому что мы боимся признать, что ЭТИ ЖЕЛАНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ НАМ.
Без Старшего Брата Нормальности мы бы потерялись. Мы бы утонули в море удовольствий и разочарований. Мы бы забыли, чем отличается добро от зла, желаемое от отвратительного. Мы бы стали чужими себе, чудовищными, неестественными, недоступными для Бога - НЕНОРМАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ.
Для "гомо советикусов", не привыкших к валу потребительства, лишённых того, в чём они были уверены, окружённых всеми прелестями разлагающегося криминального общества, это вполне реальная и пугающая перспектива. Моральная, чувственная, историческая, экономическая и сексуальная дезориентация - это мать ужасной тревоги: "Как разобраться во всём этом? Что я делаю с собой? Неужели все вокруг меня сошли с ума? Нам точно придётся платить за всё это!" И в эту пустоту, в эту дыру, открывающуюся в нашей идентичности, приходит ответ, успокоение, которое кажется голосом вещей: "Ну, успокойся. Здесь есть твоя собака. Здесь есть парк. Видимо, ты нормальный человек".
В этом суть всего этого лицемерного садо-мазохистского цирка, типичного для "нормального буржуазного общества". Маленький и Большой Братья - это два персонажа, играющие в ритуальную игру в наших головах. Рынок, нацеленный на то, чтобы скармливать нам продукт за продуктом, сделает буквально всё, чтобы возбудить чувства Младшего Брата Извращённости. Полный возбуждения, Младший Брат Извращённость заиграется с собой до полубезумия. В это время Старший Брат Нормальность будет притворяться, что он ничего не видит. Когда же, в конце концов, Младший Брат Извращение посмотрит в зеркало и завопит от ужаса, потому что он не может выдержать того, что он видит, Старший Брат Нормальность придёт на помощь. Так происходит каждый день.
Ту же спасительную роль играет национализм ("Кто я? Я - русский человек"), и именно поэтому капитализм невозможен без консервативной морали и консервативных партий: если голос Старшего Брата умолкнет, не позднее чем через неделю люди будут пить собственную мочу, носить брюки на голове и врезаться на вертолётах в небоскрёбы, чтобы походить на своих любимых киногероев.
Это именно то, чего не хватало духу признать левым (социалистам, коммунистам, анархистам) с их обожествлением простых (нормальных) людей. Именно поэтому в мире есть два типа господствующей идеологии - неолиберализм (извращённость, стимулируемая свободным рынком) и тот или иной авторитарный ответ (национализм, фундаментализм, нормальность).
Если мы попытаемся извлечь пользу из текущего кризиса олигархического режима, мы должны пойти дальше, чем просто созерцать танец Старшего и Младшего Братьев. Потому что логика удовольствия и логика политики одинакова - это порядок, при котором мы устанавливаем родительский авторитет над своими удовольствиями, чтобы потом вертеться под ним как непослушный ребёнок. Это то же самое, как если мы отдаем свою политическую и экономическую власть тем, кто не может придумать ничего лучшего, как поиметь всю страну.
Таким образом, в России даже скромная цель установления "цивилизованного капитализма" требует полного разрыва с режимом Нормальности, с его недееспособными лидерами и безответственными массами.
Как этого добиться? Традиционные левые совершили ошибку, объединившись со своими врагами против извращённости. Тем самым они укрепляли Нормальность, лежащую в основе того порядка, с которым они вели борьбу.
Нет смысла и в абстрактном отрицании одновременно и Нормальности, и Извращённости. Это аскетический вариант, вариант самоуничтожения. Если вы отказываетесь быть нормальным и одновременно отказываетесь быть извращённым, что ещё остаётся? Вы попросту отказываетесь быть вообще.
Не уйдём мы далеко и "скандальным" образом подрывая Нормальность, как это делал авангард. В большинстве своём дадаистские, ситуационистские, "оранжевые" и прочие подобные скандалы - это всего лишь передний край индустрии рекламы. Они обрекают нас на роль вечного ребёнка, а ребёнок, как мы знаем, всегда подразумевает наличие родителя. Но даже провокации авангарда несут в себе некую диалектическую пользу. Они указывают нам направление действий: мы должны использовать энергию извращённого против Нормальности во имя новой Извращённой Нормальности.
тов. НИЧТО