КРАСНАЯ
ЗВЕЗДА
Самый крутой кинорежиссёр в мини-юбке
"Когда я
сначала просто писала картины в Польше, а потом училась в Академии художеств в
Гамбурге и снова писала – мне говорили, что это не живопись. Когда я начала
сочинять и публиковать рассказы – мне стали говорить, что это не литература.
Когда я создала свою рок-группу и выступала в клубах и
кинотеатрах, мне говорили, что это не музыка. И, наконец, когда я начала
снимать анимационные фильмы, меня принялись убеждать, что это не анимация и я –
не режиссер". Этим заявлением предварила московскую премьеру своего
полнометражного (103 минуты) мультфильма польско-немецкая художница Мариола Брилловска. Огромная
мансарда Института современного искусства как нельзя лучше подходила для показа
фильма, который в форме полуэротического детектива
высмеивает современный арт-мир – мир художников,
критиков, галеристов, мнящих себя очень современными и утонченными, но, зачастую, в отличие от Мариолы, действительно не имеющих никакого отношения к
искусству.
Фильм "Катарина и Витт, вымысел и реальность" смотреть
нелегко: сложный и местами запутанный сюжет, по ходу которого герои ведут
диалоги на искусствоведческом жаргоне, перемежая его отборной порнографической
лексикой, передан с помощью необычных изобразительных средств: глаза, уши и рты
персонажей сведены до одной дыры, руки и пальцы концентрируются в единственный
активный, покрытый красным лаком ноготь, используемый также в качестве оружия;
телепатические сигналы, которые наполовину заменяют речь двум сотрудникам
Интерпола, пустившимся по следу арт-мафии, вполне
видимы глазом и воспринимаются направленными красными струями; в углу кадра при этом непрерывно мельтешат какие-то буквы, о
предназначении которых никто, почему-то, не додумался спросить у Мариолы, а крыса, живущая под потолком ключевой для
развития действия автоматической прачечной, превращается в чудовищное рогатое
насекомое, на спине которого влюбленные агенты все-таки выбираются с покупками
из безлюдного лабиринта ГУМа. Добавьте сюда несколько навязчивый, проникнутый скрытым напряжением
саундтрек фильма, сочетающий в себе звуки прокуренной
предутренней технодискотеки, звуки шпионских шагов по
коридору, звуки убиваемых животных и откровенные звуки плотской любви, – и вы
поймете, что крышу к концу первого часа просмотра натурально сносит – а ведь
впереди еще 43 минуты!
Конечно, в итоге добро побеждает
зло. Художественная мафия призвана к ответу и пригвождена к позорному столбу.
Толпы молодежи бросаются из качалок и порносалонов в аудитории художественной академии и
выставочные залы. Стиль пиздоживописи (cunt-painting) и "танцующей кисти", изобретенный хитроумными Катариной и Виттом, торжествует
в искусстве и в жизни. Теперь человечеству не остается ничего, кроме как
предаться любви.
Не влюбиться в Мариолу нельзя. Ярко красные волосы, немного детская улыбка
и чарующая атмосфера культурной революции, которую распространяет вокруг себя
"крутейший режиссер в мини-юбке" (ее
самоопределение) просто свели меня с ума. Я даже целых два дня говорил с ней
по-английски, умело жонглируя мощным словарным запасом
из 5 глаголов и 30 существительных. Ранним воскресным утром Мариола улетела в Гамбург биться над новыми проектами – над
шестью фильмами по самым популярным книжкам интеллектуальной тусовки, над
суперфильмом "Линда и Лорна" про супердевиц в суперфеминистическом
обществе будущего, где любовь под запретом, а мужчины, реально существуя, остутствуют в общественном сознании, как оруэлловские
"нелица", – и над еще чем-то, нам
совершенно неведомым. Может быть через пять лет
она приедет снова – на два дня, без теплой одежды и опять случайно вспомнив
накануне отлета, что для въезда в Россию нужна какая-то непонятная виза... Да
полноте, будет ли Россия, будет ли Вселенная через пять лет?
Влад
ТУПИКИН