ДАЕШЬ
СВОБОДУ КИНО!
Фильмы независимого фестиваля Stыk
Товарищи! Я вам
вот что хочу сказать: в России, товарищи, в Москве, теперь есть фестиваль
независимого кино, в этом году состоялся уже второй. Называется он "Stыk". Примечательно это вот
чем: в Европе ентих самых фестивалей много, они там поэтому очень хорошо понимают, что это такое –
"независимое кино", из чего оно делается и как оно смотрится. Оттого
много у них и людей, делающих такое кино, плохое и хорошее, сложное и не очень,
интересное и не очень, – разное. А вот у нас кое-откуда идёт тенденция понимать
кино как заведение, подобное православной церкви, где орудуют пузатые-бородатые деятели, этакое
кино-политбюро. Последнее время в стране закончились деньги и пузатые-бородатые деятели стали
вопить: "Кино умерло! Кино умерло!" Многие им поверили и успокоились –
будем, мол, ходить на чужое кино, а своего делать не будем; будем мечтать о
возрождении и смотреть Голливуд. Но не все поверили, кое-кто догадался, что
кино – это просто, раз – и сделали. Сделали из того, что было
(как там поёт Алёна Апина? – "Я его
слепила из того, что было / Ну, а то, что было – то и
полюбила").
Фильмы, представленные на
фестивале "Stыk-98" свидетельствовали о
том, что кино скорее рождается, нежели умирает. Мы на заре кинематографа – видеоматографа. Видео только изобретено, ещё, может быть,
не стало самостоятельным искусством. Эксперименты ведутся. Ничего, что в
основной своей массе фильмы наши слабы и беспомощны. Ничего, что зачастую они –
суть разного уровня сложности эксперименты с изображением. Иногда
красивые, но неосмысленные, иногда осмысленные, но некрасивые, иногда и
красивые и осмысленные, иногда и некрасивые и неосмысленные. Но! Ура,
что рождается, ура, что есть! Ура, что есть возможность (благодаря фестивалю)
учиться на чужих ошибках и делать потом свои. Ура,
потому что из любого недоноска можно сделать атлета,
из любого фарша – котлету. Организован фестиваль был не блестяще, обстановочка буржуазная (клуб,
хоть и "Р.В.С."), видеопроекция –
безобразная, звук – ещё хуже, вход – 50 тысяч. Бардак.
Огромные паузы между фильмами, истеричный поэт Жорж Румянцев, заполнявший эти
паузы бездарными стихами, псевдоэпатажем. Да и
порядок показа был странноват: об элементарных законах восприятия, видимо,
забыли и на фоне трёхминуток 20-минутные произведения
оказались пыткой. Фильмы фоновые, расчитанные на
просмотр краем глаза, шли вперемешку с фильмами, требующими внимания и понимания.
Лучшими были картины внеконкурсные, европейское экспериментальное видео разных
лет. Их показали как пример – и правильно. Из наших понравились работы одесских
товарищей Глеба Катчука и Игоря Гусева. Был фильм
"Убить Ван Дамма", где Ван Дамм долго молотился головой в экран (размноженный кадр из
фильма), после чего, тяжело вздыхая, прикладывал что-то ко лбу (холодное,
наверное) и всё начиналось сначала. Был фильм (их же), где некто долго смотрел
в телевизор и нос его вытягивался в экран. Герой, этакий Пиноккио, начинал сжимать
кулачок ("работать рукой") и колол себя носом в вену. Затем
начиналось традиционное путешествие по виртуальности. Был фильм про хэппенинг, где толпа ребят играла в "Doom" на какой-то недостройке,
они шли от этажа к этажу (по уровням) со специальными инструментами (ножницами,
лезвиями) в руках, находили вспомогательные вещи, преодолевали препятствия и
выходили на крышу. Кадр был разделён на четыре части, в одной из которых
показывалось, как всё было, в другой голова говорила умный текст, в третьей
появлялись замысловатые титры, а в четвёртой показывалась виртуальная версия происходившего. Такое кино. Ещё были фильмы Наташи
Борисовой, очень неплохие, хотя описанию не поддающиеся, грамотно выстроенные
произведения. Были фильмы Владимира Кобрина,
человека, который стоял у истоков подобного кино, снимал на "Центрнаучфильме" абсолютный авангард, выдавая его за науч-поп. Теперешние его фильмы
мне лично не понравились, однако, хорошо, что есть. Всё хорошо. Там ещё много
чего было, но я мало что помню. А то, что помню, описывать мне лень, потому что
это же видео-арт, его видеть надо, чего зря
описывать.
В общем, если будет третий
"Stыk", рекомендую участвовать.
А если не будет – рекомендую устроить. Впрочем, даже если будет, рекомендую
устроить ещё один-два-три подобных
фестивальчика. Пускай кино пророждается.
Ура, ребята!
Рита
ГРИФФИТ