ДАЕШЬ СВОБОДУ КИНО!

Фильмы независимого фестиваля Stыk

Товарищи! Я вам вот что хочу сказать: в России, товарищи, в Москве, теперь есть фестиваль независимого кино, в этом году состоялся уже второй. Называется он "Stыk". Примечательно это вот чем: в Европе ентих самых фестивалей много, они там поэтому очень хорошо понимают, что это такое – "независимое кино", из чего оно делается и как оно смотрится. Оттого много у них и людей, делающих такое кино, плохое и хорошее, сложное и не очень, интересное и не очень, – разное. А вот у нас кое-откуда идёт тенденция понимать кино как заведение, подобное православной церкви, где орудуют пузатые-бородатые деятели, этакое кино-политбюро. Последнее время в стране закончились деньги и пузатые-бородатые деятели стали вопить: "Кино умерло! Кино умерло!" Многие им поверили и успокоились – будем, мол, ходить на чужое кино, а своего делать не будем; будем мечтать о возрождении и смотреть Голливуд. Но не все поверили, кое-кто догадался, что кино – это просто, раз – и сделали. Сделали из того, что было (как там поёт Алёна Апина? – "Я его слепила из того, что было / Ну, а то, что было – то и полюбила").

Фильмы, представленные на фестивале "Stыk-98" свидетельствовали о том, что кино скорее рождается, нежели умирает. Мы на заре кинематографа – видеоматографа. Видео только изобретено, ещё, может быть, не стало самостоятельным искусством. Эксперименты ведутся. Ничего, что в основной своей массе фильмы наши слабы и беспомощны. Ничего, что зачастую они – суть разного уровня сложности эксперименты с изображением. Иногда красивые, но неосмысленные, иногда осмысленные, но некрасивые, иногда и красивые и осмысленные, иногда и некрасивые и неосмысленные. Но! Ура, что рождается, ура, что есть! Ура, что есть возможность (благодаря фестивалю) учиться на чужих ошибках и делать потом свои. Ура, потому что из любого недоноска можно сделать атлета, из любого фарша – котлету. Организован фестиваль был не блестяще, обстановочка буржуазная (клуб, хоть и "Р.В.С."), видеопроекция – безобразная, звук – ещё хуже, вход – 50 тысяч. Бардак. Огромные паузы между фильмами, истеричный поэт Жорж Румянцев, заполнявший эти паузы бездарными стихами, псевдоэпатажем. Да и порядок показа был странноват: об элементарных законах восприятия, видимо, забыли и на фоне трёхминуток 20-минутные произведения оказались пыткой. Фильмы фоновые, расчитанные на просмотр краем глаза, шли вперемешку с фильмами, требующими внимания и понимания. Лучшими были картины внеконкурсные, европейское экспериментальное видео разных лет. Их показали как пример – и правильно. Из наших понравились работы одесских товарищей Глеба Катчука и Игоря Гусева. Был фильм "Убить Ван Дамма", где Ван Дамм долго молотился головой в экран (размноженный кадр из фильма), после чего, тяжело вздыхая, прикладывал что-то ко лбу (холодное, наверное) и всё начиналось сначала. Был фильм (их же), где некто долго смотрел в телевизор и нос его вытягивался в экран. Герой, этакий Пиноккио, начинал сжимать кулачок ("работать рукой") и колол себя носом в вену. Затем начиналось традиционное путешествие по виртуальности. Был фильм про хэппенинг, где толпа ребят играла в "Doom" на какой-то недостройке, они шли от этажа к этажу (по уровням) со специальными инструментами (ножницами, лезвиями) в руках, находили вспомогательные вещи, преодолевали препятствия и выходили на крышу. Кадр был разделён на четыре части, в одной из которых показывалось, как всё было, в другой голова говорила умный текст, в третьей появлялись замысловатые титры, а в четвёртой показывалась виртуальная версия происходившего. Такое кино. Ещё были фильмы Наташи Борисовой, очень неплохие, хотя описанию не поддающиеся, грамотно выстроенные произведения. Были фильмы Владимира Кобрина, человека, который стоял у истоков подобного кино, снимал на "Центрнаучфильме" абсолютный авангард, выдавая его за науч-поп. Теперешние его фильмы мне лично не понравились, однако, хорошо, что есть. Всё хорошо. Там ещё много чего было, но я мало что помню. А то, что помню, описывать мне лень, потому что это же видео-арт, его видеть надо, чего зря описывать.

В общем, если будет третий "Stыk", рекомендую участвовать. А если не будет – рекомендую устроить. Впрочем, даже если будет, рекомендую устроить ещё один-два-три подобных фестивальчика. Пускай кино пророждается. Ура, ребята!

Рита ГРИФФИТ