Бенджамен Таккер

АНАРХИЗМ. КРАТКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ошибочно думать, что анархия будет установлена насильственно.

Насилием следует пользоваться лишь в крайнем случае.

Если врач видит, что мучительная боль разрушает силы больного так быстро, что можно опасаться наступления смерти, прежде чем подействуют принятие лекарства, тогда он прописывает наркотическое средство. Но хороший врач решается на это неохотно он знает, что наркотик задерживает и затрудняет лечение. То же самое можно сказать и о применении насилия.

Пока существует свобода слова и печати, не следует прибегать к насильственным мерам в борьбе с угнетением. Даже в том случае, если свобода слова будет нарушена один раз, или двенадцать раз, или хотя бы сто раз это не оправдывает кровопролития.

Можно пользоваться насилием против угнетателя лишь в том случае, если они сделали совершенно невозможной всякую мирную агитацию.

Некоторые думают, что государство может исчезнуть лишь тогда, когда люди станут совершенными. Это значит, что анархизм будет возможен только тогда, когда наступит тысячелетнее царство. Если бы мы могли совершенствоваться, несмотря на препятствия, то, конечно, государство исчезло бы само собой. Понятно, что если бы мы могли поднять себя за ушки сапог, мы, вероятно, улетели бы в один прекрасный день на небо.

Людям надо предоставить свободу не после того, как они научаться владеть собою, но именно для того, чтобы они научились этому вот настоящий путь.

Ненасильственное сопротивление самое могущественное оружие, которым когда-либо владел человек в борьбе с угнетением.

Насилие, живет грабежом: оно умирает, если его жертвы не позволяют больше грабить себя.

 

Насилие нельзя убить ни проповедью, ни выстрелом из ружья – его можно только уморить голодом.

Как только внушительное число убежденных людей не пустили бы к себе ни сборщика податей, ни сборщика наемной и арендной платы; если бы они в то же время, вопреки законам, пустили бы в обращение свои собственные деньги правительство вскоре погибло бы со всеми своими привилегиями.