УРОКИ
"СОЛИДАРНОСТИ"
Особый интерес для нос представляет польское движение «Солидарность». Почему? Какое отношение события в Польше в начале 80-х имеют к сегодняшней жизни в России 90-х?
Нам представляется, что «Солидарность» была уникальным, поразительным феноменом, требующим тщательною рассмотрения. Часто ли бывают в истории ситуации, когда народ сам берется решать свою судьбу, когда общество самоорганизуется для защиты своих интересов? Примеров немного. К сожалению, в истории нашей страны они вообще почти отсутствуют. И,, может быть, в этом заключается наша главная проблема...
В некотором смысле правильно считать точкой отсчета «Солидарности» не знаменитую забастовку на гданьской судоверфи в 80-м, а более ранние события 76-го года. Тогда после нескольких крупных забастовок (вызванных повышением цен ) власти коммунистической Польши обрушились с репрессиями на рабочих. Сотни людей, принимавших участие в забастовочном движении, были арестованы.
В действие включились правозащитные организации. Они оказывали поддержку семьям репрессированных, предоставляли юридическую защиту арестованным рабочим. Тогда же был создан КС(Р (комитет защиты рабочих). В него вошли видные польские интеллектуалы, диссиденты. Впоследствии возникла такая структура как «макси-КОР». В ней иже приняли участие сотни людей, выходцы из различных общественных групп: интеллигенция, студенты) рабочие. Главная задача организации состояла в том, чтобы привлечь внимание общества к факту репрессий, к положению полит заключенных, к нарушениям прав человека во всех сферах.
Заметим сразу коренное отличие польских диссидентов от советских этого периода. Если советские диссиденты, пытаясь защищать своих арестованных товарищей, апеллировали либо к Западу, либо к советскому режиму (под лозунгом «Отпустите наших товарищей»), то поляки обращались не столько к властям или к Западу, сколько к собственному народу. И были правы, ибо требовать от режима, чтобы он стал хорошим, бессмысленно, а Запад мог оказать в то время лишь незначительную поддержку. Да и в конце концов народ должен сам решать свои проблемы, и никто другой за него этого не сделает. Это различие — первый важный момент, который нужно отметить.
И второй момент. Именно тогда, в 1976-м, была заложена основа для сотрудничества между различными слоями польского общества, между рабочими и интеллигенцией. И строилось это сотрудничество на взаимопомощи. Постепенно стало понятно, что друг без друга им не обойтись. Если бы не вышеупомянутые обстоятельства, то профобъединение «Солидарность» не возникло бы никогда. Почему столь важно сотрудничество?
Во-первых, рабочие без поддержки интеллектуалов вряд ли бы смогли организоваться в десятимиллионный профсоюз, наладить работу независимых газетных изданий, вести переговоры с властями. Во-вторых, без поддержки производственной интеллигенции невозможно контролировать ситуацию на предприятиях (с этим, кстати, столкнулись недавно созданные в нашей стране свободные профсоюзы).
Здесь уместно рассмотреть попытки нашей интеллигенции в последние годы установить контакт с рабочими организациями. Как правило, все сводилось к призывам «поддержать демократов». Но так как правление последних не принесло большей части населения ничего, кроме бедности, то и отношения между интеллигенцией и рабочими ухудшились, а не наоборот.
К событиям 1980-го года КОР готовился несколько лет. Это не означает, что имел место быть некий заговор. Просто коровцы сумели войти в контакт с рабочими, воспитать новое поколение рабочих лидеров (будущих руководителей «Солидарности»)., 14 августа 1980 года началась забастовка на Гданьской судоверфи. Спустя несколько недель бастовали уже 170 предприятий в Гданьске и Щецине. Их действия координировал межзаводской забастовочный комитет. Результатом забастовки стали «гданьские соглашения», обязательство властей не препятствовать деятельности свободных профсоюзов. Много уже было сказано (в частности, на страницах «Свободного слова») о знаменитом призыве коровцев «Рабочие, не жгите партийные комитеты, создавайте свои!» Скажем лишь, что в нашей стране мы привыкли к двум видам общественной активности. Либо, мы просим о чем-то власть имущего,' либо что-то у них требуем. Но существует альтернатива всему этому. Не просить или требовать, а самоорганизовываться, брать то, Что принадлежит по праву (земля, на которой люди работают, заводы, созданные их трудом) и спокойно противопоставлять свою силу силе противника, без криков и призывов к насилию. Вскоре после создания профобъединения на ряде заводов, охваченных «Солидарностью», было инициировано движение «Сеть». Рабочие коллектива объявляли себя собственниками предприятий, выбирали новую администрацию. Это не была «прихватизация» по-российски, когда предприятия за бесценок скипаются нуворишами. Это не был и грабеж награбленного по-ленински, при котором предприятия переходили в собственность государства. Это был реальный переход производства в руки тех, кто на нем работает.
К сожалению, введение в Польше военного положения прервало этот, интенсивный процесс общественной самоорганизации. Структуры «Солидарности» были в основном разгромлены, многие активисты арестованы, другие ушли в подполье. Но и в подполье продолжилась активная оппозиционная деятельность, приведшая в конце концов к краху тоталитарного строя. (Напомним, что Польша была первым восточноевропейским государством, где это случилось).
Когда смотришь на все эти события из нашей страны, то они кажутся каким-то нереальным, фантастическим сном. Российский народ безропотно позволял унижать себя на протяжении многих лет, сменялись правители и идеологии, но Существо дела оставалось неизменным. Бесправие и унижение по-прежнему торжествуют, и мы по-прежнему сетуем на горькую нашу российскую долю, на судьбу, на плохих правителей. Мы никак не можем осознать простую истину — причина наших трудностей в нас самих. Своим бессилием, неспособностью к коллективным действиям для защиты наших же интересов мы буквально провоцируем насилие против себя.
Зачем же тогда жаловаться на правительство, которое нас обокрало, на воров-министров, на мафию? Есть такая фраза в одном историческом романе: «Царь никогда не платит за то, что может взять даром. На этом и основывается его могущество».
Михаил МАГИД