УРОКИ "СОЛИДАРНОСТИ"

Особый интерес для нос представ­ляет польское движение «Солидар­ность». Почему? Какое отношение со­бытия в Польше в начале 80-х имеют к сегодняшней жизни в России 90-х?

Нам представляется, что «Солидарность» была уникальным, порази­тельным феноменом, требующим тща­тельною рассмотрения. Часто ли бы­вают в истории ситуации, когда на­род сам берется решать свою судьбу, когда общество самоорганизуется для защиты своих интересов? Примеров немного. К сожалению, в истории на­шей страны они вообще почти отсут­ствуют. И,, может быть, в этом за­ключается наша главная проблема...

В некотором смысле правильно считать точкой отсчета «Солидар­ности» не знаменитую забастовку на гданьской судоверфи в 80-м, а более ранние события 76-го года. Тогда пос­ле нескольких крупных забастовок (вы­званных повышением цен ) власти ком­мунистической Польши обрушились с репрессиями на рабочих. Сотни лю­дей, принимавших участие в забасто­вочном движении, были арестованы.

В действие включились правоза­щитные организации. Они оказывали поддержку семьям репрессированных, предоставляли юридическую защиту арестованным рабочим. Тогда же был создан КС(Р (комитет защиты рабо­чих). В него вошли видные польские интеллектуалы, диссиденты. Впослед­ствии возникла такая структура как «макси-КОР». В ней иже приняли учас­тие сотни людей, выходцы из различ­ных общественных групп: интеллиген­ция, студенты) рабочие. Главная за­дача организации состояла в том, чтобы привлечь внимание общества к факту репрессий, к положению полит заключенных, к нарушениям прав чело­века во всех сферах.

Заметим сразу коренное отличие польских диссидентов от советских этого периода. Если советские дисси­денты, пытаясь защищать своих арес­тованных товарищей, апеллировали либо к Западу, либо к советскому ре­жиму (под лозунгом «Отпустите на­ших товарищей»), то поляки обраща­лись не столько к властям или к За­паду, сколько к собственному народу. И были правы, ибо требовать от ре­жима, чтобы он стал хорошим, бес­смысленно, а Запад мог оказать в то время лишь незначительную поддерж­ку. Да и в конце концов народ должен сам решать свои проблемы, и никто другой за него этого не сделает. Это различие — первый важный момент, который нужно отметить.

И второй момент. Именно тогда, в 1976-м, была заложена основа для сотрудничества между различными слоями польского общества, между рабочими и интеллигенцией. И стро­илось это сотрудничество на взаимо­помощи. Постепенно стало понятно, что друг без друга им не обойтись. Если бы не вышеупомянутые обстоя­тельства, то профобъединение «Соли­дарность» не возникло бы никогда. Почему столь важно сотрудничество?

Во-первых, рабочие без поддержки ин­теллектуалов вряд ли бы смогли орга­низоваться в десятимиллионный проф­союз, наладить работу независимых газетных изданий, вести переговоры с властями. Во-вторых, без поддержки производственной интеллигенции не­возможно контролировать ситуацию на предприятиях (с этим, кстати, столкнулись недавно созданные в на­шей стране свободные профсоюзы).

Здесь уместно рассмотреть по­пытки нашей интеллигенции в пос­ледние годы установить контакт с рабочими организациями. Как прави­ло, все сводилось к призывам «поддер­жать демократов». Но так как прав­ление последних не принесло большей части населения ничего, кроме беднос­ти, то и отношения между интелли­генцией и рабочими ухудшились, а не наоборот.

К событиям 1980-го года КОР го­товился несколько лет. Это не озна­чает, что имел место быть некий заговор. Просто коровцы сумели вой­ти в контакт с рабочими, воспитать новое поколение рабочих лидеров (бу­дущих руководителей «Солидарнос­ти»)., 14 августа 1980 года началась забастовка на Гданьской судоверфи. Спустя несколько недель бастовали уже 170 предприятий в Гданьске и Щеци­не. Их действия координировал межзаводской забастовочный комитет. Ре­зультатом забастовки стали «гданьские соглашения», обязательство властей не препятствовать деятельнос­ти свободных профсоюзов. Много уже было сказано (в частности, на стра­ницах «Свободного слова») о знамени­том призыве коровцев «Рабочие, не жгите партийные комитеты, созда­вайте свои!» Скажем лишь, что в на­шей стране мы привыкли к двум ви­дам общественной активности. Либо, мы просим о чем-то власть имущего,' либо что-то у них требуем. Но су­ществует альтернатива всему это­му. Не просить или требовать, а са­моорганизовываться, брать то, Что принадлежит по праву (земля, на ко­торой люди работают, заводы, создан­ные их трудом) и спокойно противо­поставлять свою силу силе противни­ка, без криков и призывов к насилию. Вскоре после создания профобъеди­нения на ряде заводов, охваченных «Со­лидарностью», было инициировано дви­жение «Сеть». Рабочие коллектива объявляли себя собственниками предприятий, выбирали новую администра­цию. Это не была «прихватизация» по-российски, когда предприятия за бесценок скипаются нуворишами. Это не был и грабеж награбленного по-ленински, при котором предприятия переходили в собственность государства. Это был реальный переход про­изводства в руки тех, кто на нем работает.

К сожалению, введение в Польше военного положения прервало этот, интенсивный процесс общественной са­моорганизации. Структуры «Солидар­ности» были в основном разгромлены, многие активисты арестованы, дру­гие ушли в подполье. Но и в подполье продолжилась активная оппозиционная деятельность, приведшая в конце кон­цов к краху тоталитарного строя. (Напомним, что Польша была первым восточноевропейским государством, где это случилось).

Когда смотришь на все эти собы­тия из нашей страны, то они кажут­ся каким-то нереальным, фантасти­ческим сном. Российский народ безро­потно позволял унижать себя на про­тяжении многих лет, сменялись пра­вители и идеологии, но Существо дела оставалось неизменным. Бесправие и унижение по-прежнему торжествуют, и мы по-прежнему сетуем на горькую нашу российскую долю, на судьбу, на плохих правителей. Мы никак не мо­жем осознать простую истину — при­чина наших трудностей в нас самих. Своим бессилием, неспособностью к коллективным действиям для защи­ты наших же интересов мы буквально провоцируем насилие против себя.

Зачем же тогда жаловаться на правительство, которое нас обокрало, на воров-министров, на мафию? Есть такая фраза в одном историческом романе: «Царь никогда не платит за то, что может взять даром. На этом и основывается его могущество».

Михаил МАГИД