В начале 1994 года редакция "Нового света" провела анкетирование среди издателей анархического самиздата. Анкета имела следующий вид:

 

Уважаемые господа, товарищи, братья и сестры!

 

Редакция газеты "Новый свет" проводит очередной опрос с целью выяснения динамики анархического самиздата. В связи с этим просим сообщать о Вашем издании следующие данные:

 

1. Дата начала издания /год и месяц/

2. Сколько всего вышло номеров; даты их выпуска

3. Тираж каждого номера /интересуют реальные данные/

4. Предполагается ли продолжение издания в ближайшее время

5. От лица какой организации /группы/ выпускалось издание

6. Для тех, чьи издания официально зарегистрированы, предлагается указать с какого номера

7. Объем, формат, набор /машинопись, высокая печать, лазерный: прин­тер и проч./

 

Если есть такая возможность, просим переслать нам образцы номеров вашего издания /или их ксерокопии/

 

С уважением

редакция газеты "Новый свет"

 

Среди сохранившихся в архиве газеты ответов на анкету – письма Олега Дубровского ("Дело Труда" Днепропетровск), Сергея Шевченко ("Анархия" Донецк) и Олега Новикова ("Че" и "Левацкая правда" Минск), Сергея Фомичева ("Третий путь" Нижний Новгород) и Владлена Тупикина ("Община", "Воля", "Вуглускр" и "КАС-Экспресс" Москва), Александра Михайлова ("Анархия" и "Веселый Роджер" Питер) и Игоря Мангазеева ("Прямая речь", "Бунтарь", "Слоник" Тверь), Виталия Блажевича ("Рабочая окраина" Хабаровск) и Игоря Подшивалова ("Свеча" Иркутск). Наиболее интересным мне представляется письмо москвича Петра Рябова, в котором много интересных данных об анархическом и околоанархическом самиздате Москвы конца 80-х годов прошлого века. Его я и предлагаю читателям сайта "Нового Света".

 

А.В.

 

* * *

 

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты “Новый Свет”.

 

Прежде всего позвольте поблагодарить вас за публикацию моего письма о Череповецком лагере. Простите, что долго не отвечал на ваши вопросы об анархическом самиздате. Но – лучше поздно, чем никогда.

Итак, сообщаю:

 

I. Юго-Запад(даваемые мной о нем данные довольно приблизительны, ибо далеко не все номера журнала сохранились даже у меня – редактора, а времени прошло достаточно много.)

1) Начало издания: 1988 год, примерно январь – февраль (ему непосредственно предшествовал журнал “Сетуньский вестник”: в ноябре – декабре 1987г вышел №1 “СВ”, после чего редакция раскололась: одна ее часть выпустила №2 “СВ”, после чего он прекратил существование, а другая – в моем лице – начала выпуск “Юго-Запада”).

2) Всего вышло четыре номера (с февраля 1988г. по декабрь 1988г. №4:октябрь-ноябрь 1988г.)

3) Тираж каждого номера ~ 20-25 экземпляров; способ выпуска – машинопись; формат А-4; примерно 10 экз. первого номера имели обложки: картины, причем для каждого из этих экземпляров была сделана своя цветная обложка, представлявшая собой почти “произведение искусства’). Объем журналов ~ 30 машинописных страниц.

Дополнительные сведения о «Юго-Западе»:

а) На обложке был эпиграф: «Бей в барабан, и не бойся!» (Г.Гейне)

б) Основные рубрики журнала: «Общественная жизнь», «Юбилей», «Актуальные мысли», «Поэзия» (материалы публицистического характера, стихи и пр.)

в) После того как стало ясно, что изначальная цель – объединить вокруг журнала активных студентов исторического факультета МГПИ не выполнена, а он во многом дублирует (по авторам, темам и, главное, что тогда было важно – по машинкам пишущим) «Общину», выпуск его был прекращен.

г) Так как в официальной прессе в это время пошла мода на «самиздат», то в «Собеседнике» (№2,январь 1989г, стр.3) был помещен материал «Бей в барабан, если не боишься» – интервью со мною, редактором «Юго-Запада» (интервью, кстати, дурацкое: в лучших традициях советской журналистики Алла Беликова, студентка журфака МГУ там много всего переврала, исказила и напутала). Все же, смеха ради, если вас заинтересует «Юго-Запад», можете посмотреть это интервью.

4) Издание это ни в ближайшее, ни в какое иное время продолжено не будет.

5) Редакция (подписывавшая редтатьи) формально состояла из студентов истфака МГПИ: Юрия Московского, Сергея Кашина, Оксаны Супик, Петра Рябова. Реально журнал делали я и Юрий Московский. В полном смысле «анархическим» журнал нельзя назвать (хотя там много около-анархических материалов); да и клуб «Община» тогда еще не называлась и не осознала себя как вполне анархическая группа). Но у нас был с десяток постоянных авторов и «размножителей», многие из которых потом (или уже тогда) участвовали в «Общине». В основном распространялся журнал на факультете, несколько экз. – уходило в другие города и в известные нам тогда неформальные группы.

6) Нет, конечно же, мы не регистрировались. Но, тем не менее, определенные неприятности (мелкие, впрочем), от деканата имели – на уровне угроз и разборок. Но, довольно о «Юго-Западе».

Теперь поведаю вам об изданиях ОК СУМ(а) – Оргкомитета Союза Учащейся Молодежи (попытки создать студенческий синдикалистский профсоюз), в которых я участвовал. Кроме «Кенгуру», о котором вы спрашиваете, были еще «Информлисток ОК СУМ» и информац. листок ОК СУМ «Бойкот». Несколько слов о них.

 

II. Информлисток ОК СУМ – вышел, размножался и распространялся летом-осенью 1988 года (способ размножения – машинопись; тираж – 200-300 экз., объем – 3 страницы; вышел один номер). Он содержал в себе призыв к студентам, аспирантам и преподавателям к объединению и – информацию об известных нам неформальных группах студентов и школьников («Альянс», «Алый Парус», кружки студентов в МОПИ и в МГПИ).

 

III. «Бойкот» - вышло семь номеров, объемом от 2 до 7 стр. – в феврале 1989 года. Его цель была – освещать оперативно ход забастовки против милитаристских предметов в МГПИ, организованной ОК СУМ. Он выходил два раза в неделю. Редактором его был я.

Тираж 200-400 экз. (сочувствующие нам люди размножали на многих машинках, и полностью контролировать рост тиража мы не могли: наше дело – сделать какое-то изначальное количество, а там – как снежный ком). Этот листок сильно перепугал начальство и был одним из факторов, способствовавших победе нашей славной забастовки (7-28 февраля 1989г.) Эпиграф «Бойкота» – «Лишь в совместной борьбе обретем мы свои права» (лозунг ОК СУМ).

 

IV. Наконец – о «Кенгуру» – органе ОК СУМ.

1)   Дата начала издания: март 1989 года. Конец – осень 1990г. (спецвыпуск).

2)   Вышли – реально №1,3,4,6 + спецвыпуск (о проблемах посылки студентов на картошку). Тиражи и макеты №2 и №5 – погибли.

3)   Тираж №1 - 20-30 экз. (думали сделать студенческую стенгазету), тиражи №3,4,6 – по 3000 экземпляров (относительно точных данных я затрудняюсь сказать, их можно получить при желании у редактора «Кенгуру» Марии Ворожейкиной).

4),6) Не регистрировались, продолжения издания не будет.

5) №1 – вышел машинописным способом (10 страниц). №3, 4,6 – типографским (по 6-8 страниц формата А-4; (№3 – маленького формата)).

Издание – орган ОК СУМ («СУМчатый вестник»). Редакция (формально не структурировались, я говорю о реальном составе): Мария Ворожейкина (редактор), Евгений Реутт, Александр Дрохлер, Петр Рябов и художник Елена Казакова.

Дополнительные сведения: «Кенгуру» – издание не чисто анархистское. Хотя ОК СУМ был создан по инициативе КАС, и в нем состояло несколько анархистов (Реутт, Ворожейкина, Рябов), но – не только они. В «Кенгуру» печатались материалы по проблемам студенческой жизни, история и хроника студенческого движения в России и за рубежом. Извините, если я слишком подробно и много рассказываю об изданиях. Но много – это не мало, вдруг вам что-то понадобится.

Итак, теперь:

 

V. «Великий Отказ» (автосправку о нем можно прочитать в №49 «Общины»).

1)   Начало издания – октябрь 1990г., конец издания – апрель 1993г.

2)   Вышло 5 номеров (примерно в полгода – дистанция)

3)   Относительно тиража: типично самиздатская ситуация – редакция делает несколько экз., а кому нужно и кто может – размножает себе. Поэтому этот процесс нами не контролировался. Назову минимальный уровень тиражей: 25-50 экз. (Некоторые экз. даже целиком переписывались от руки почитателями «ВО»). И по сей день доходят вести о «новых тиражах» «ВО», например в Иркутске.

4)   Издание не будет продолжено. №5 – последний, о чем в нем и говорится.

5)   Издание выходило от лица Дмитрия Костенко и Петра Рябова, как их частная, непартийная инициатива. Нам помогала группа товарищей (Кирилл Привезенцев, Николай Винник, Вадим Дамье, Женя Бузикошвили и др. – см. №5, они там почти все перечислены).

6)   Конечно, не зарегистрированы.

7)   Объем: 35-40 стр., формат А-4; машинопись и ксерокс, с фотографиями и картинками.

Дополнительные сведения: Эпиграф журнала: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». «Жанр» журнала: «антиобщественно-аполитичный журнал». О темах, содержании и целях – см. в №49 «Общины».

 

На этом заканчиваю.

Простите мой безобразный почерк.

С теплым товарищеским приветом,

Петр Рябов.

27.05.94г.