ПРАВО БЫТЬ ИНОЙ

Женское кино - это не кино о женщинах. Это кино о людях

  Отправляясь в Минск на фестиваль женского кино, я готовился столкнуться с большим количеством феминизма. И феминизма на фестивале, к моей радости, действительно было довольно много. К радости - потому что на кино, снятое в рамках традиционных взглядов на социально-половые роли мужчины и женщины, было страшно, а главное - скучно смотреть.

Всего в мероприятии принимали участие 129 фильмов из 24 стран, но запомнились мне в основном картины из Германии, Швейцарии и Аварии (плюс немного из Североамериканских Штатов). К тому же немки были просто самыми шумными, самыми заметными внешне и самыми дисциплинированными в плане явки.

  Тут надо оговориться, что такое женское кино. Это кино, одним из главных создателей которого (режиссёром, оператором) является женщина. Жюри, оргкомитет и журналисты всю дорогу спорили, что есть женское кино и чем оно отличается от мужского и от кино вообще. Верный традиции субъективизма, приведу только своё мнение: поскольку женщина такой же нормальный (или такой же ненормальный) человек, как и мужчина, то в целом кино надо делить на плохое и хорошее, но поскольку женщин на больших фестивалях в силу традиционалистской психологии часто затирают, они иной раз собираются своей отдельной компанией. В Минске такие фестивали проводятся студией "Татьяна" уже б лет (нынешний был четвёртым) и количество участниц всё время растет.

  Впрочем, пора и о фильмах.

  Больше всего потрясла меня документальная лента ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ (Mind the Gap), режиссура и сценарий - Эльфи Микеш, Германия (гран-при в разделе документального кино). Главный герой - Торстен Рикардо Энгельхольц, парень лет тридцати, очень любит метро. Если у него есть свободное время, он способен часами, прилипнув к стеклу, кататься на нём и наблюдать переплетения рельсов, конструкции перронов, одежду и расположение пассажиров и технических работников, благо берлинское метро предлагает больше разнообразия, чем наше - много наземных линий и вся система как-то нагляднее. Катаясь на метро, Торстен делится со зрителями своими наблюдениями за жизнью и отношениями людей и предметов. Его мысли интересны, часто - глубоки и оригинальны. Его не устаешь слушать - а он говорит почти все полтора часа фильма, за ним не надоедает следить. Его, наверное, можно было бы назвать философом. Да он, в общем, и есть философ. А также актер и художник (в кадре - его картины, репетиции театра, в котором он играет). Но есть одно обстоятельство. Больше половины своей жизни он провел в специнтернатах и психиатрических лечебницах. Система признала мальчика ненормальным - а всё началось с того, что родители ГОДАМИ запирали странное нелюбимое дитя в... крохотную каморку, практически - В ШКАФ.

  Годы беспросветного унижения не могли не сказаться - даже внешне Торстен странен. Но это умный и тонкий человек, оригинальный мыслитель. Это личность.

  Общество мстит человеку за странность, за инакость, оно проделывает с ним такое, после чего любой бунт, любой ответный террор оправдан. Но Торстен не затем пришел в этот мир. Проведя долгие годы в одиночестве, этот общительный человек не устаёт улучшать прежде всего себя. Он не мстит обществу, он за ним НАБЛЮДАЕТ. И это, возможно, для общества ещё опасней, потому что результаты его наблюдений уничтожающи.

  Фильмы о людях, так или иначе выпадающих из социума, явно задавали тон на фестивале. Так, гран-при по разделу игровых картин получила лента ПУСТОЙ ТРОСТНИК (Hollow Reed), режиссер Энджела Поуп, сценарист Пола Милн, Великобритания. Кажется, обычная семейная мелодрама: муж и жена расстаются, ребенок живет с мамой, у которой бурный роман. Папа ребенка - сомневающийся интеллектуал, новый boyfriend мамы - наглый и напористый красавец, который тайно поколачивает чужого ребёночка. Сильно поколачивает - до переломов. Тайное постепенно становится явным и папа решает отсудить сынишку. Казалось бы - какие проблемы? Но - папа-то... голубой, а английское правосудие так консервативно! Картина снята превосходно - промозглая Англия словно нависает над тобой всеми столетиями своих обветшалых моральных ценностей. (Для любознательных: всё кончилось хорошо).

  Короткометражному игровому фильму ДЕТИ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ (Children: an Instruction Manual) режиссура и сценарий - Ирина Христова, Швейцария, - стоило бы присудить приз за пропаганду прямого действия, если бы таковой был учрежден. Нарезка интервью: женщины на улицах говорят, что любят детей: "О, дети - это смысл существования женщины!" Конкретная мама.

Мы видим преимущественно только ту часть её тела, которой виляют при ходьбе - это взгляд пятилетнего ребенка, если не подымать глаз. А подымать не хочется: постоянно слышен поучающий истеричный голос. Не ешь-не бери-не клади-не вставай-не ходи-не играй-не кричи-не дыши-замри!! Полное самолюбование откормленной буржуазной фурии на фоне двух чад, приходящих к выводу о необходимости революционной борьбы. Не до конца сформированные идеологически, пятилетняя девочка и шестилетний мальчик обращаются за прикрытием к Богу: просят его изменить рецептуру супа, а также дать им согрешить, избавившись от мамаши. Бог (нашли, с кем связываться!) проводит детей через ряд испытаний и обломов. Подмешанный в сахар яд не срабатывает, так как рассеянная мегера насыпает в чай соли. Разбросанные на лестнице стеклянные шарики (чтобы дорогая мамочка расшиблась в темноте) подбирают соседские ребятишки. Взрывчатка в папиросе не взрывается: жертва решает бросить курить. Оголённые провода на ручке холодильника: она обязательно бросится ставить туда преднамеренно "забытую" на столе бутылку молока; но молоко прокисает и приговорённая выливает его в раковину. Тогда делается бомба для маминого авто - чтобы в клочья. Но в процессе испытаний нетерпеливая девочка невовремя зажигает фитиль... Соболезнования соседей: "Они были такие ангелы! Такие ангелы!" Стервозная мамаша, схоронив детишек, стервозно идёт по улице, стервозно собирается начать новую стервозную жизнь, а в ней - эх ма! - можно снова и закурить - стервозно открывает портсигар, стервозно берет ту самую папиросу, чиркает зажигалкой ну очччень стервозно, строит стервозные планы... Но не суждено: БА-БАХ!!!

  А ещё говорят, почему на Балканах неспокойно? Если болгарские студентки даже в благополучной Швейцарии снимают такие фильмы, то что уж тут говорить!

  Короткометражка О ТЕХ, КТО ВСЕГДА С НАМИ (Of Those Who Are Always With Us) реж. и сцен. РОЗА (псевдоним), Гватемала-Мексика - это фильм о жизни и борьбе повстанцев из Национально-революционного союза Гватемалы (URNG). Партизанский быт, походы, стоянки, боев практически не показывают - в боях не до съемок (в каталоге в разделе "Оператор" вместо имени и фамилии значится: члены URNG). В кадре - лица людей, они рассказывают свои простые истории. Родственники умерли от голода / болезней / убиты военными - тогда я собралась и ушла в горы. Потом спускалась в деревню рожать и выхаживать малыша. Но теперь ему год, я оставила его близким людям, а сама снова здесь. Звучит непривычно, фестивальная публика недовольно поёживается. А что - у них, небось, в семье никто не умирал С ГОЛОДУ.

 

  "Верны традициям критического реализма и германские кинематографисты. В фильме М.Брилловской и Ч.Киссинга показано подлинное лицо так называемого "актуального искусства" - продажной девки буржуазного общества потребления. В этом честном, бескомпромиссном произведении, посвящённом "художникам, которые сегодня ещё не трахались", не только срываются все и всяческие маски, но и намечается путь выхода из духовного кризиса, охватившего капиталистическое общество: революционные нововведения, творческий поиск, яростная борьба с отжившим. Видна заря нового, молодого, более справедливого и свободного мира" (Иван Помидоров, ВУГЛУСКР, 3/97).

 

  Полнометражный (100 минут) мультфильм КАТАРИНА И ВИТТ: ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ (Katharina & Witt, Fiction & Reality), режиссура и сценарий Мариола Брилловска и Чарльз Киссинг, Германия, получил странный приз "За искренность и оригинальную форму в передаче проблем современной молодёжи и за мужество, без которого невозможно было бы сделать столь длинный фильм". На самом деле это детектив из жизни современных художников. Украдена накануне открытия выставка самого модного и крутого живописца. По следу преступников идут агенты Интерпола Катарина и Витт, которые, в интересах дела, с лёгкостью мимикрируют под актуальных художников, открывают галерею "Искусство в борделе", где выставляют нечто, выполненное в изобретённом ими стиле "cunt-painting". Арт-тусовка просто тащится! И одновременно подвергается безжалостному высмеиванию. Знакомые с художественной жизнью, скажем, Москвы, узнавали типажи, знакомые с аналогичной жизнью Гамбурга - узнавали персонажей. "Не боишься, что теперь тебе, художнице, в Гамбурге не дадут выставляться?" - спросил я у Мариолы Брилловской. "Я подготовилась", - ответила женщина с красными волосами.

  Короче! В Минске было ещё много картин, достойных упоминания. Это и фильм о двух художницах ВИТА И БЕЛЛА (Vita & Bella) австрийки Ингрид Мольнар, снимавшийся в Питере, Берлине и Амстердаме, и ИХ ДЕВИЗ БЫЛ: "БУДУЩЕГО НЕТ!" (Women of the No Future) швейцарки Дениз Гийан - о повзрослевших панкушках, и напряжённый и великолепный CASTING Кэтрин Барбен - о насилии и свободе, также снятый в Швейцарии, и смешная антивоенная агитка ГЕРОИНИ ЛЮБВИ (Heroines of Love) Лили Бесилли и Натали Персилье, Германия-Франция, и серьёзное документальное полотно ПОСЛЕ СЕЗОНА (After Season), режиссура - Мирьям Квинте и Пепе Данкварт - о жизни в аду гражданской войны в Югославии, и РАСКРЕПОЩЕННЫЕ (Unbound) - постмодернистское стебалово со смыслом про женскую грудь от имени дюжины молодых и старых женщин (с демонстрацией рассуждающих лиц и невозмутимых грудей) канадки Клаудии Моргадо Эсканильи (она и сама снялась) и... Но всего не перескажешь.

Влад ТУПИКИН