ПРАВО БЫТЬ ИНОЙ
Женское кино - это не
кино о женщинах. Это кино о людях
Отправляясь в Минск на фестиваль женского кино, я готовился столкнуться
с большим количеством феминизма. И феминизма на фестивале, к моей радости,
действительно было довольно много. К радости - потому что на кино, снятое в
рамках традиционных взглядов на социально-половые роли мужчины и женщины, было
страшно, а главное - скучно смотреть.
Всего в мероприятии принимали участие 129 фильмов из
24 стран, но запомнились мне в основном картины из Германии, Швейцарии и Аварии
(плюс немного из Североамериканских Штатов). К тому же немки были просто самыми
шумными, самыми заметными внешне и самыми дисциплинированными в плане явки.
Тут надо
оговориться, что такое женское кино. Это кино, одним из главных создателей
которого (режиссёром, оператором) является женщина. Жюри,
оргкомитет и журналисты всю дорогу спорили, что есть женское кино и чем оно
отличается от мужского и от кино вообще. Верный
традиции субъективизма, приведу только своё мнение: поскольку женщина такой же
нормальный (или такой же ненормальный) человек, как и мужчина, то в целом кино
надо делить на плохое и хорошее, но поскольку женщин на больших фестивалях в
силу традиционалистской психологии часто затирают, они иной раз собираются
своей отдельной компанией. В Минске такие фестивали проводятся студией
"Татьяна" уже б лет (нынешний был четвёртым) и количество участниц
всё время растет.
Впрочем, пора
и о фильмах.
Больше всего
потрясла меня документальная лента ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ (Mind the Gap),
режиссура и сценарий - Эльфи Микеш,
Германия (гран-при в разделе документального кино). Главный герой - Торстен Рикардо Энгельхольц, парень лет тридцати, очень любит метро. Если у
него есть свободное время, он способен часами, прилипнув к стеклу, кататься на
нём и наблюдать переплетения рельсов, конструкции перронов, одежду и
расположение пассажиров и технических работников, благо берлинское метро
предлагает больше разнообразия, чем наше - много наземных линий и вся система
как-то нагляднее. Катаясь на метро, Торстен делится
со зрителями своими наблюдениями за жизнью и отношениями людей и предметов. Его
мысли интересны, часто - глубоки и оригинальны. Его не устаешь слушать - а он
говорит почти все полтора часа фильма, за ним не надоедает следить. Его,
наверное, можно было бы назвать философом. Да он, в общем, и есть философ. А
также актер и художник (в кадре - его картины, репетиции театра, в котором он
играет). Но есть одно обстоятельство. Больше половины своей жизни он провел в специнтернатах и психиатрических лечебницах. Система
признала мальчика ненормальным - а всё началось с того, что родители ГОДАМИ
запирали странное нелюбимое дитя в... крохотную каморку, практически - В ШКАФ.
Годы
беспросветного унижения не могли не сказаться - даже внешне Торстен
странен. Но это умный и тонкий человек, оригинальный
мыслитель. Это личность.
Общество
мстит человеку за странность, за инакость, оно проделывает
с ним такое, после чего любой бунт, любой ответный террор оправдан. Но Торстен не затем пришел в этот мир. Проведя долгие годы в
одиночестве, этот общительный человек не устаёт улучшать
прежде всего себя. Он не мстит обществу, он за ним НАБЛЮДАЕТ. И это, возможно,
для общества ещё опасней, потому что результаты его наблюдений уничтожающи.
Фильмы о
людях, так или иначе выпадающих из социума, явно задавали тон на фестивале.
Так, гран-при по разделу игровых картин получила лента ПУСТОЙ ТРОСТНИК (Hollow Reed), режиссер Энджела Поуп, сценарист Пола Милн, Великобритания. Кажется, обычная семейная мелодрама:
муж и жена расстаются, ребенок живет с мамой, у которой бурный роман. Папа
ребенка - сомневающийся интеллектуал, новый boyfriend
мамы - наглый и напористый красавец, который тайно поколачивает чужого ребёночка. Сильно поколачивает - до переломов. Тайное
постепенно становится явным и папа решает отсудить
сынишку. Казалось бы - какие проблемы? Но - папа-то... голубой, а английское
правосудие так консервативно! Картина снята превосходно - промозглая Англия
словно нависает над тобой всеми столетиями своих обветшалых моральных
ценностей. (Для любознательных: всё кончилось хорошо).
Короткометражному игровому фильму ДЕТИ: ИНСТРУКЦИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ (Children: an Instruction
Manual) режиссура и сценарий - Ирина Христова,
Швейцария, - стоило бы присудить приз за пропаганду прямого действия, если бы
таковой был учрежден. Нарезка интервью: женщины на улицах говорят, что любят
детей: "О, дети - это смысл существования женщины!" Конкретная мама.
Мы видим преимущественно только ту часть её тела,
которой виляют при ходьбе - это взгляд пятилетнего ребенка, если не подымать
глаз. А подымать не хочется: постоянно слышен поучающий истеричный голос. Не ешь-не бери-не клади-не вставай-не ходи-не играй-не кричи-не дыши-замри!!
Полное самолюбование откормленной буржуазной фурии на фоне двух чад, приходящих
к выводу о необходимости революционной борьбы. Не до конца
сформированные идеологически, пятилетняя девочка и шестилетний мальчик
обращаются за прикрытием к Богу: просят его изменить рецептуру супа, а также
дать им согрешить, избавившись от мамаши. Бог (нашли, с кем
связываться!) проводит детей через ряд испытаний и обломов. Подмешанный в сахар
яд не срабатывает, так как рассеянная мегера насыпает
в чай соли. Разбросанные на лестнице стеклянные шарики (чтобы дорогая мамочка расшиблась в темноте) подбирают соседские ребятишки.
Взрывчатка в папиросе не взрывается: жертва решает бросить курить. Оголённые
провода на ручке холодильника: она обязательно бросится ставить туда
преднамеренно "забытую" на столе бутылку молока; но молоко прокисает
и приговорённая выливает его в раковину. Тогда делается бомба для маминого авто
- чтобы в клочья. Но в процессе испытаний нетерпеливая девочка невовремя зажигает фитиль... Соболезнования соседей:
"Они были такие ангелы! Такие ангелы!" Стервозная мамаша, схоронив
детишек, стервозно идёт по улице, стервозно собирается начать новую стервозную
жизнь, а в ней - эх ма! -
можно снова и закурить - стервозно открывает портсигар, стервозно берет ту
самую папиросу, чиркает зажигалкой ну очччень
стервозно, строит стервозные планы... Но не суждено: БА-БАХ!!!
А ещё
говорят, почему на Балканах неспокойно? Если болгарские студентки даже в
благополучной Швейцарии снимают такие фильмы, то что
уж тут говорить!
Короткометражка О ТЕХ, КТО ВСЕГДА С НАМИ (Of Those Who
Are Always With Us) реж. и сцен. РОЗА (псевдоним), Гватемала-Мексика - это
фильм о жизни и борьбе повстанцев из Национально-революционного союза Гватемалы
(URNG). Партизанский быт, походы, стоянки, боев практически не показывают - в
боях не до съемок (в каталоге в разделе "Оператор" вместо имени и
фамилии значится: члены URNG). В кадре - лица людей, они рассказывают свои
простые истории. Родственники умерли от голода / болезней /
убиты военными - тогда я собралась и ушла в горы. Потом спускалась в
деревню рожать и выхаживать малыша. Но теперь ему год, я оставила его близким
людям, а сама снова здесь. Звучит непривычно, фестивальная публика недовольно
поёживается. А что - у них, небось, в семье никто не умирал С
ГОЛОДУ.
"Верны
традициям критического реализма и германские кинематографисты. В фильме М.Брилловской и Ч.Киссинга
показано подлинное лицо так называемого "актуального искусства" -
продажной девки буржуазного общества потребления. В
этом честном, бескомпромиссном произведении, посвящённом "художникам,
которые сегодня ещё не трахались", не только срываются все и всяческие
маски, но и намечается путь выхода из духовного кризиса, охватившего капиталистическое
общество: революционные нововведения, творческий поиск, яростная борьба с отжившим. Видна заря нового, молодого, более справедливого
и свободного мира" (Иван Помидоров, ВУГЛУСКР, 3/97).
Полнометражный (100 минут) мультфильм КАТАРИНА И ВИТТ: ВЫМЫСЕЛ И
РЕАЛЬНОСТЬ (Katharina & Witt, Fiction & Reality), режиссура и сценарий Мариола Брилловска и Чарльз Киссинг, Германия, получил странный приз "За
искренность и оригинальную форму в передаче проблем современной молодёжи и за
мужество, без которого невозможно было бы сделать столь длинный фильм". На
самом деле это детектив из жизни современных художников. Украдена накануне
открытия выставка самого модного и крутого живописца. По следу преступников
идут агенты Интерпола Катарина и Витт, которые, в
интересах дела, с лёгкостью мимикрируют под
актуальных художников, открывают галерею "Искусство в борделе", где
выставляют нечто, выполненное в изобретённом ими стиле "cunt-painting". Арт-тусовка
просто тащится! И одновременно подвергается
безжалостному высмеиванию. Знакомые с художественной жизнью, скажем, Москвы,
узнавали типажи, знакомые с аналогичной жизнью Гамбурга - узнавали персонажей.
"Не боишься, что теперь тебе, художнице, в Гамбурге не дадут
выставляться?" - спросил я у Мариолы Брилловской. "Я подготовилась", - ответила
женщина с красными волосами.
Короче! В
Минске было ещё много картин, достойных упоминания. Это и фильм о двух
художницах ВИТА И БЕЛЛА (Vita & Bella) австрийки Ингрид Мольнар, снимавшийся в Питере, Берлине и Амстердаме, и ИХ
ДЕВИЗ БЫЛ: "БУДУЩЕГО НЕТ!" (Women
of the No
Future) швейцарки Дениз Гийан - о повзрослевших панкушках,
и напряжённый и великолепный CASTING Кэтрин Барбен - о насилии и свободе, также снятый в Швейцарии, и
смешная антивоенная агитка ГЕРОИНИ ЛЮБВИ (Heroines of Love) Лили Бесилли
и Натали Персилье, Германия-Франция, и серьёзное
документальное полотно ПОСЛЕ СЕЗОНА (After Season), режиссура - Мирьям
Квинте и Пепе Данкварт - о
жизни в аду гражданской войны в Югославии, и РАСКРЕПОЩЕННЫЕ (Unbound) - постмодернистское стебалово со смыслом про женскую грудь от имени дюжины
молодых и старых женщин (с демонстрацией рассуждающих лиц и невозмутимых
грудей) канадки Клаудии Моргадо Эсканильи
(она и сама снялась) и... Но всего не перескажешь.
Влад ТУПИКИН