КУЛЬТПРОСВЕТ
...Культуры и культурки вокруг
стало не просто много, а очень много. Хошь тебе
Рафаэль (тот, что не Киркоров) на репродукциях, хошь Таня Буланова на кассетах. Можно пить из всяких
источников - да вот беда, не то, чтобы жажда быстро проходит, а денег всем
попользоваться не достает. Верные традициям альтернативного
общества (что это такое, мы и сами толком не знаем, но очень к нему стремимся)
с его неприятием всевозможной коммерции, в этом номере мы расскажем только о
тех культурных начинаниях, к которым участникам нашего редакционного коллектива
удалось прикоснуться совершенно бесплатно, то есть практически даром.
ГАРНЫ ХЛОПЦЫ ИЗ ПАРИЖУ
Здорового рок-н-ролльного сквозняка подпустили в тухловатую
московскую атмосферу транс-амбиент-рэйва веселые
парни из Парижа - украиноязычная группа "Вопли Видоплясова". Немного холодно было в хаках добираться до клуба "Чистая доска", но это,
как поет один модный чувак,
"фигня". И если на иных концертах в
"Чистой доске" приходится раза по три брать в баре чашку бесплатного
чая, чтобы согреться и провести время, тут было наоборот - уже после второй
песни "Воплей" •*мы бросились остужаться пронесенной под полой
газировкой.
"18 пуль из
винтовки украинского панк-рока",
- так оценил последний альбом ВВ ("Краина мрий") известный музыкальный критик А.Кушнир. На самом
деле ВВ - это, конечно, не панк. Это - постпанк,
замешанный на традициях восставшего сумасшедшего дома в украинской сельской
глубинке, сдобренный театрализованными эффектами и европеизированным саун-дом (смогли прочитать на одном дыхании?
Молодцы! Я писал в два приема).
Вот уже несколько лет ВВ
живут в Париже, привязав себя к нему не только ощущением праздника, который
всегда с тобой; или отменным знанием французского, но и таким надежным
канатом, как жены-француженки. О, французские женщины! Вы отняли у одной
шестой суши одну из лучших, одну из самых задорных команд. Ну
кто в Европах способен до конца врубиться в такую, например, штучку: выступая
с "Аукцыоном в Киеве и собрав целый стадион, ВВ
вышли на сцену в "жовто-блакитных"
комбинезонах - одна половина жовтая, а другая - блакитная. Ну-ка, представьте Милен
Фармер в сине-бело-красном.
Слабо? То-то же - нам и Шевчук-то в триколоре не видится. Не рискнет Шевчук. А ВВ рискуют и
выигрывают. Носятся по площадке в национальных флагах и орут
в микрофоны: "Галю, приходь!"
До январских гастролей в
Москве, Питере и Нижнем, украинские члены В8 (сейчас в группе играют также два
француза), по их собственному признанию, чувствовали себя гражданами нашей
бывшей общей страны и с гордостью доставали из широких штанин соответствующие паспортины. Но двух подонков-ментов,
избивших Олега Скрипку и Александра Пипу на Киевском
вокзале столицы - без всяких на то причин, просто за украинские фамилии,
хватило для того, чтобы Скрипка, выросший в Мурманске,
резюмировал: "Теперь мы понимаем, что мы - отдельно. Мне стало стыдно за
русский народ, к которому я так хорошо отношусь".
МОДУЛИРОВАНИЕ ТЕЛА ХУДОЖНИЦЫ К.
Наверное, уже не только
бабе Дусе, колхозной доярке из Верхних Задерищ, но и
самому последнему московскому студенту известно, что современные (сами они
прибавляют "актуальные") художники не столько картины рисуют, сколько
устраивают акции, перформансы, хэппенинги,
действия (есть еще несколько названий). Это само по себе не плохо и не хорошо,
это актуально. Другое дело, что один в задницу себе
скрепки втыкает, а другой обнаженную женщину модулями обклеивает. Второе
как-то и эстетичнее, и приятнее во всех отношениях.
5 февраля в одной из
мастерских на Сретенке, неподалеку от 1-й
нотариальной конторы, художник Виктор Лукин проводил акцию из серии
"Скульптуры на теле" как раз с использованием модулей. Новизна
заключалась в том, что если раньше модули использовались им только для оклейки
стен мастерской или для декорирования одежды, то сейчас в качестве объекта
выступало обнаженное женское тело художницы Ани Кузнецовой. Да, тут надо
сказать, что модули - это такие красивые квадратные бумажки красного, желтого,
зеленого и других ярких цветов. Виктор Лукин, который их придумал, считает,
что преодолевает таким образом отстраненность
абстрактной изогеометрии.
Участвовать в оклейке аниного тела могли все желающие, но поскольку обнаженная
женщина вызывает в интеллигэнте естественную робость,
клейщиков было всего трое - все они знали о допустимости волнующих
прикосновений из сценария. Возможно, впрочем, чувство зажатости
возникало у зрителей от ощущения неожиданного проникновения за кулисы
(представьте себе, что вы наблюдаете за тем, как прима-балерина подтягивает
колготки. Красиво безумно, но немного неловко,
правда?), ибо было непонятно - это уже акция или художники не успели
подготовиться.
На долю опоздавших
досталось чуть меньше эротики, но куда больше впечатления от потрясающего аниного танца: как только ее дообклеили,
участница группы "Слепые" начала двигаться под электронно-механистическую
музыку зАиБИ" - с их последнего альбома
"Танцуем без перерыва". Аня танцевала так, что у некоторых тусовщиков поотнимались пищеводы,
в которые они заталкивали порции дареного алкоголя.
Бритый голый (одетый в модули) человек (или не человек?) беспокоил, тормошил
пространство собой, пытаясь вырваться, выпутаться и просто
так присутствовать при этом было тяжело. Как можно просто смотреть, видя
перед собой не танцовщицу, а сгусток динамического страдания? Но вот музыка
закончилась, на полу остались мокрые следы - отпечатки пальцев ног.
Критик Юрий Нечипоренко
полагает в связи со всем этим, что одежда из модулей - тот парадоксальный вид
облачения, который проявляет больше, чем скрывает: он проявляет не наготу, а
меру ее условности". По-моему, тут все гораздо глубже. И трудновыразимей.
Спасибо: Оле Барабошкиной, Ане Кузнецовой
и Саше Маргорину за предоставленную возможность
бесплатного знакомства с достижениями культуры.
Влад
ТУПИКИН