ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ЯРОСЛАВСКИМ ТОВАРИЩАМ
Благодарим
Вас за ответ относительно проблем антивоенного движения и дела НРА. Т.к.
Молодежная Анархическая Группа Ярославля не брала на себя здесь никаких
обязательств и в Ассоциацию Движений Анархистов в данный момент не входит, мы
оцениваем Ваше письмо как проявление анархической солидарности в борьбе против
общего для нас противника. К сожалению, ряд заявленных Вами положений
представляется нам далеко не бесспорным. В частности, речь идет о следующем:
1.
Ваше заявление о том, «национальное движение под флагом ваххабизма
реакционно и несет Кавказу рабство и одичание»,
вызывает возражения по двум направлениям. Во-первых, далеко не все участники
кавказского национально-освободительного движения относят себя к числу ваххабитов.
Ими себя считали прежде всего лидеры движения в дагестанских селениях Кара-Махи и Чабан-Махи.
Ваххабизм Удугова, Басаева
и Хаттаба дискуссионен и не может считаться вполне
доказанным, а Масхадов к этому направлению вообще относится отрицательно. Таким
образом, Ваша негативная оценка либо не может быть отнесена ко всему чеченскому
сопротивлению – либо объективно работает на формирование искаженного
представления о нем. Во-вторых, даже ваххабитские
общины Дагестана, как нам представляется, не строились исключительно на
принципах теократической иерархии – значительную роль в их появлении сыграло и
отрицательное отношение к колониальному режиму, а в какой-то мере – и
антигосударственный потенциал местных традиционных сообществ. Поэтому для нас
невозможна однозначная оценка кавказского сопротивления (и ваххабитского
– в частности). Конечно, это движение нельзя считать анархическим – его
составляющими в ряде случаев являются религиозная и национальная ксенофобия,
вождизм полевых командиров и множество других явлений, с которыми мы никогда не
сможем согласится. Но, с другой стороны, движение,
формируясь как повстанческое, шло «снизу» – и значительная часть его негативных
сторон неизбежна для любого народного восстания.
2.
Как противоречащие друг другу воспринимаются следующие Ваши утверждения: «мы не
считаем возможным для анархистов придерживаться той или другой стороны в войне»
и «мы придерживаемся активно-«прочеченской» линии,
обличая позорные действия федеральных сил». Нам представляется, что протест
против происходящего на Кавказе обычно имеет в своей основе либо
преимущественно «пацифистскую», либо прежде всего антиимперскую мотивацию –
которые между собой не тождественны. «Антифедеральная»,
«прочеченская» стратегия, исходя из права людей на самоопределение, по существу
предполагает оправданность национально-освободительной борьбы, в том числе в её
жестких формах. При такой линии недопустимо ставить знак равенства между
противостоящими сторонами, по возможности следует воздерживаться от открыто
негативных оценок участников сопротивления (для нас они – повстанцы и
партизаны, а не «бандиты»), основная ориентация производится на связь
«антивоенного» движения – с революционным. С
известными оговорками, Питерская Лига Анархистов занимает именно эти позиции.
Мы не отказываемся от контактов, от взаимодействия и от компромиссов с
«пацифистами» – но нужно четко представлять себе, что их мотивация существенно
иная (осуждение войны как таковой, отрицание самой возможности справедливых
войн и вооруженных восстаний, в принципе одинаковое отношение к воюющим
сторонам, акцент на гибели и страданиях мирного населения). На наш взгляд, этот
подход фактически продемонстрировали в последнее время многие «либертарии» России, в том числе и теоретически
революционные. Именно с ними с нашей стороны и велась полемика. Однако
«революционный пацифизм», заявленный в Вашем письме, представляет некий
«промежуточный» вариант. Тактически и на практике он ясен и отчасти оправдан –
но именно его внутренняя противоречивость и создает положение, когда
«позитивное решение чеченской проблемы» для Вас оказывается «бесполезным».
Последняя формулировка крайне неудачна, точнее было бы сказать – «немыслимым»
(до тех пор, пока четко не определено, какой линии придерживаться).
3. Мы категорически не согласны с Вашим
утверждением о том, что «единственно приемлемой формой независимости для Чечни
могла бы быть светская (неваххабитская)
буржуазно-демократическая республика». Указанная модель, как бы её ни
оценивать, является ГОСУДАРСТВЕННОЙ – т.е. с точки зрения анархизма абсолютно
не может восприниматься как нечто желаемое. По нашему убеждению, люди,
декларирующие необходимость существования государственного строя, автоматически
ставят себя вне анархического движения – вне зависимости от того, выступают ли
они за сохранение существующих государств либо за образование новых. К
сожалению, национально-освободительное движение Чечни ведет скорее именно к
последнему результату – но как раз эту, государственническую, тенденцию в нём
мы и не можем поддерживать ни при каких условиях. Реализация её возможна лишь
вопреки нашим желаниям. Право народов на самоопределение нами признается,
«право» на образование государств – исключается. В связи с тем, что член
Молодежной Анархической Группы товарищ Иван Овсянников является в то же время и
участником Ассоциации Движений Анархистов, мы считаем необходимым напомнить ему
п.5.2. нашего Соглашения о взаимодействии: «Участники Ассоциации безусловно …
отказываются от всех форм политического содействия государственной системе».
Пропаганда и агитация за сохранение государственности определена нашим
соглашением как недопустимое действие (причем без каких-либо исключений для не
предусмотренного Соглашением «переходного периода»). Хотя мы надеемся на то,
что возникшая здесь проблема основана скорее на недоразумении и ориентация на
«светскую буржуазно-демократическую республику» не является принципиальной
идейной установкой ярославских товарищей.
4. Касательно «дела НРА» мы полностью
солидарны с Вами в том, что помощь заключенным, обвиняемым в принадлежности к
этой организации, не должна зависеть от политических симпатий либо антипатий.
По поводу же О.Невской мы остаемся при своём мнении. Прежде всего, вопрос о ней
возник именно в связи с её освобождением. Действительно, мы не можем сейчас сказать,
какие именно показания ею были даны против других обвиняемых. В то же время,
обращаем внимание на то, что она, оказавшись на свободе, сама никому из
анархистов о своем освобождении не сообщала, ни с кем не пыталась встретиться –
и отчуждение возникло не без её участия. Мы признаем, что ситуация с Невской пока не вполне определена. Но наши сомнения
вызывает не столько оценка конкретно этого вопроса, сколько Ваше общее
отношение к проблеме. Конечно, «неизвестно, … как бы повёл себя каждый из нас
на месте Невской» - но мы не можем согласиться с выводимым из этого долгом
защищать всех, находящихся в заключении – независимо
от их действий. Да, тюремное заключение должно быть уничтожено. Но возможна ли
поддержка нами тех, чья провокационная и предательская деятельность вполне
доказана? Если нет, то каков критерий, позволяющий отличить неосторожность и
ошибку – от прямого предательства?
В данном вопросе, как нам представляется,
совершенно невозможен какой-либо «индивидуальный подход», и, напротив,
необходим общий принцип действия. Попытка его выработки была сделана в
резолюции, принятой XII-м съездом АДА, и пока обязательной для
всех участников Ассоциации. Насколько согласны с ней ярославские товарищи? Со
своей стороны, мы ещё раз обращаем внимание на то, что каждая «ошибка»
свидетеля, допрашиваемого в ФСБ, может иметь своим результатом для кого-то –
годы тюремного заключения, может в прямом смысле слова решать вопрос жизни и
смерти. Именно поэтому никто из нас на такие «ошибки» не имеет права – а
совершившие их должны в полной мере нести ответственность – конечно, не перед
властями, а перед товарищами по движению.
С надеждой на взаимопонимание. Салют и
анархия!
Исх.№113/160 от 15.04.01
Совет Питерской Лиги Анархистов