ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТА ПИТЕРСКОЙ ЛИГИ АНАРХИСТОВ ПО ДЕЛУ НОВИКОВА-ГЕРГЕНРЕДЕРА

29.02.1996г. Совет Питерской Лиги Анархистов принял закрытое заявление в связи с деятельностью О.Новикова (исх. №18/44), по поводу провокационных материалов для бюллетеня «Саксаул», являющихся подлогом, сделанным от имени ряда участников анархического движения. При этом мы исходили из того, что факт передачи Новиковым указанных материалов FAU IAA Германии достоверно устанавливается письмом берлинского отделения FAU от 2.02.1996г. за подписью Т.Бекманна. Кроме этого, мы получили сведения, что FAU рассматривает О.Новикова как агента белорусских спецслужб, поскольку от имени FAU были направлены протесты против засылки в анархо-синдикалистскую организацию Германии провокатора, в связи с чем О.Новиков был вызван в ГБ Белоруссии. Мы не располагаем фактами, подтверждающими правильность такой оценки, сделанной нашими товарищами в Германии, но очевидно, что этот шаг должен был иметь достаточно серьезные основания. В письме, направленном в Германию, Совет Питерской Лиги Анархистов сделал запрос о причинах появления протеста FAU. К нашему сожалению, ответ до сих пор не получен. В то же время по данному делу выяснен ряд новых фактов.

Члены Гомельской Организации Конфедерации Революционных Анархо-Синдикалистов и московская группа Дмостенко и Л.Ильиной категорически опровергают авторство Новикова в отношении материалов «Саксаула». При этом ГО КРАС приписывает происхождение этих материалов группе Костенко-Ильиной, а последняя, в свою очередь, утверждает, что материалы исходят от находящегося в Германии И.Гергенредера (информбюллетень «Новый Нестор» №54). В любом случае на данный момент авторство Новикова не может считаться бесспорным.

Как следует из материалов, направленных нам И.Гергенредером и В.Дамье (Московская Организация КРАС), протест в ГБ Белоруссии НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ПОЗИЦИИ  FAU. По сообщению В.Дамье «известное письмо в белорусскую прокуратуру – личная инициатива Гергенредера и Томаса [Бекманна]». Это подтверждает и сам Гергенредер – «протесты – это всего лишь проверка ..., за ними стоят всего два человека» (письмо, датированное 20.02.1996г.). Таким образом, официальный документ FAU за подписью Т.Бекманна, направленный в Белоруссию, фактически признан не соответствующим действительности. Но именно на нем – и на аналогичном по форме письме, направленном нам – и основывается обвинение Новикова в авторстве материалов «Саксаула». Действительно, если Т.Бекманн смог, по предложению Гергенредера, подписать протест в спецслужбы Белоруссии от имени FAU (без согласия организации), то не исключается и возможность того, что он же сообщил нам о получении материалов «Саксаула» от Новикова СО СЛОВ ГЕРГЕНРЕДЕРА. Однако целый ряд обстоятельств вынуждают нас заявить о крайне сомнительном характере исходящих от Гергенредера сведений. Конкретно это касается не только «проверки» в отношении Новикова (осуществленной фактически методом подлога).

Из писем, присланных нам самим Гергенредером (!), выясняется следующее:

1. Летом 1995г. у Гергенредера возникает идея «создать силами FAU ... германо-российский гуманитарный фонд «Помощь для России». Сделать Алексея Даровских официальным ... представителем этого фонда в Петербурге», для того чтобы «под крышей отделения фонда можно было бы вести предпринимательскую деятельность» – переправлять в Петербург автомобили. Германское отделение фонда официально зарегистрировано, и документы из германской полиции поступили А.Даровских  «еще в ноябре прошлого [1995] года» для регистрации в России.

Мы считаем необходимым отметить, что А.Даровских, который с января 1996г. от контактов с питерскими анархистами уклоняется, ничего нам о фонде не сообщал – а письмо Гергенредера, цитаты из которого приведены, датировано 19-м марта. Таким образом, существование гуманитарного фонда, якобы предназначенного для распространения анархо-синдикалистской литературы в Питере, от питерских анархистов до последнего времени скрывалось.

2. Гуманитарная помощь, о сборе которой осенью 1995г. сообщала газета FAUDIREKTE AKTION”, предназначалась на деле не вымышленному «рабочему совету» (как было указано в газете), а «отделению фонда, т.е. Алексею [Даровских]» (цитата из письма Гергенредера от 19.03). Авторство заметки в “DIREKTE AKTIONГергенредер первоначально брал на себя (что подтверждается его письмом). В настоящее время Гергенредер пишет, что автор заметки в “DIREKTE AKTION” – Вилл Фирт: «для Алексея [Даровских] заметка явилась неожиданностью ... он ... боялся подвести меня, опротестовав написанное. Я же, в свою очередь, подумал, что заметку написал Томас ..., решил, что ему понадобилось именно так подать». Ни Даровских, ни Гергенредер не собирались опровергать напечатанную в газете дезинформацию – хотя имели к ее появлению непосредственное отношение.

3. В ксерокопии письма И.Гергенредера В.Фирту от 18.03., которая выслана нам с просьбой «огласить и распространить», Гергенредер, защищая Даровских, угрожает Фирту: «За Алексеем стоит намного, намного больше людей, чем, например, за Раушем ... У Алексея в Германии есть родственники – евреи ... Он [Даровских] подает на “Direkte Aktion” ... в суд за клевету. Если в опровержении ты свалишь вину на меня, то в суд подам я». Таким образом, Гергенредер угрожает обращением в государственный суд (!) в том случае, если анархо-синдикалистская газета даст опровержение появившейся благодаря нему дезинформации.

4. Широкая кампания по «разоблачению» Новикова как «агента ГБ», развернутая Гергенредером в Германии, построена практически на пустом месте. Никаких доказательств, убеждающих нас в правоте Гергенредера, в полученных нами материалах не содержится. Логика, с помощью которой аргументируется предпринятая Гергенредером «проверка», критики не выдерживает. Кроме того, в информбюллетене «Новый Нестор» №1/54 утверждается, что берлинский журнал «А-курьер» более года печатает как минимум сомнительные материалы Гергенредера об анархическом движении в России. (В частности, упоминается очевидно вымышленный захват рабочими квартала пустующих домов в Питере). Поскольку ПЛА это издание не получает, то мы не имели возможности ознакомиться с публикациями Гергенредера, но в данный момент мы выражаем свою крайнюю заинтересованность в получении указанного журнала.

Совет ПЛА обращает внимание на то, что даже если авторство Новикова в отношении материалов «Саксаула» будет неопровержимо установлено (чего пока нет), бесспорным остается, что инициатива их появления все же восходит к Гергенредеру. Именно Гергенредер выступил как инициатор выхода русско-германского совместного издания и именно он запросил материалы для этого издания у Даровских (эти материалы были высланы в Германию, но их содержание до настоящего времени нам неизвестно). Даровских и Гергенредер имели возможность связаться с Питерской Лигой Анархистов для получения реальных анархических материалов из Питера – им был известен адрес газеты «Новый Свет».  Однако они предпочли действовать в обход нас, чем и было инспирировано появление «Саксаула». Более того, если автор материалов «Саксаула» – Новиков, то для FAU передавались эти материалы, очевидно, через Гергенредера.

Все вышеизложенное вынуждает нас признать выдвинутое в отношении Новикова обвинение в авторстве «Саксаула» ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ И НЕДОСТАТОЧНО ОБОСНОВАННЫМ. Совет Питерской Лиги Анархистов заявляет о том, что какие-либо санкции с нашей стороны в отношении Новикова по этому поводу не будут применяться, пока его вина не будет доказана. Вместе с тем мы не считаем возможным приносить Новикову свои извинения, поскольку из полученной нами информации следует, что он в них не нуждается.

Основным вопросом является вопрос об авторстве «Саксаула». Получение ответа на этот вопрос, на наш взгляд, позволит ликвидировать провокацию, предпринятую в отношении анархического движения.

Вместе с тем мы считаем нужным указать, что помимо главной проблемы, которая по существу сводится к установлению и привлечению к ответственности непосредственного исполнителя провокации, существует ряд претензий чисто морального характера, выдвигаемых нами к участникам данного дела, а именно:

        По заявлению Дмостенко, Новиков, не писавший, как утверждается, материалов «Саксаула», готов взять на себя ответственность за их появление. Со стороны группы Костенко и Ильиной  сами материалы никакой негативной оценки не получили. По существу такой подход поощряет новые провокации.

        В письме В.Дамье авторство Новикова не опровергается, тем не менее В.Дамье не считает нужным предпринять для решения вопроса никаких действий – поскольку считает, что расследование дела – «в интересах» Костенко (учитывая скандальный характер обстоятельств). Тем самым признается возможность участия в составе КРАС лиц, обвиненных в провокации – без какого-либо рассмотрения обвинения, что по меньшей мере странно. Соответственно, мы предлагаем В.Дамье пересмотреть свое отношение к этой проблеме.

        Характер поведения И.Гергенредера и А.Даровских, их материальная заинтересованность в данном деле; утаивание от нас фактов, непосредственно касающихся ПЛА; дезинформация, исходившая от Гергенредера – дают нам основание заявить О СВОЕМ НЕДОВЕРИИ К НИМ.

        Позиция  FAU IAA на данный момент сводится к тому, что гуманитарный фонд продолжает существовать и связь с Даровских продолжает, очевидно, поддерживаться (в марте им были получены привезенные из Германии материалы, которые он нам не передал). В то же время никакого опровержения заметки о якобы существующем в Питере «рабочем совете» “Direkte Aktion” не опубликовала, ответа на наше письмо от FAU нет, как и прямой связи с ПЛА со стороны Германии. Такое отношение к нам со стороны германских товарищей выглядит достаточно некорректно; кроме того, это мешает выяснению полной картины происшедших событий.

Мы выражаем свою крайнюю заинтересованность в максимально подробном расследовании обстоятельств дела Новикова-Гергенредера. При этом Совет Питерской Лиги Анархистов настаивает на том, чтобы все факты, связанные с этим делом, подвергались БЕСПРИСТРАСТНОМУ и ТЩАТЕЛЬНОМУ анализу. Скандальная сторона дела нас не интересует. Установление авторства «Саксаула» должно быть произведено вне зависимости от личных претензий и межорганизационных разногласий, а какая-либо тенденциозность или предвзятость при отборе материалов, относящихся к делу, признается нами недопустимой и должна быть исключена.

 

Исх. №25/51 от 03.05.1996г.

Совет Питерской Лиги Анархистов