50 ЛЕТ ПАКТА

23 августа 1939 года в Москве был подписан договор о ненападении между Германией и СССР, вошедший в историю под названием Пакта Риббентропа-Молотова. Сейчас, ровно 50 лет спустя, нас убеждают, как это, например, делает член политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев (смотри: Правда", 18 августа 1989г., с. 1-2), в том что "…Советскому Союзу не было оставлено выбора". Не вдаваясь в подробности хочется отметить, что все-таки выбор у СССР был. Он мог пойти на заключение договоров с Великобританией и Францией, а не использовать переговоры с этими странами в качестве прикрытия советско-германских отношений.

 

"Вряд ли оправдано брать лишь нравственный масштаб за мерило случившегося", – утверждает товарищ Яковлев, – "СССР имел не меньшее, чем другие державы, право обозначить передний край своих жизненных интересов". Что это, как не прямое оправдание не только самого договора 23 августа, но и ставшего известным в последнее время секретного протокола к нему, разграничившего сферы германского и советского влияния? Политике захвата нет оправданий!

Давно пора честно признать, что СССР в 1939 году был государством не менее захватническим, чем те, которые у нас принято ругать. Прямым следствием договора 23 августа явилось позорное участие СССР в захвате и разделе Польши. Прямым следствием Пакта Риббентропа-Молотова и явилась грязная война в Финляндии, приведшая к исключению Советского Союза из Лиги Наций. Прямым следствием стал захват Эстонии, Латвии, Литвы, Бесарабии и Северной Буковины.

Жалко выглядят разговоры о времени для подготовки к войне, которое будто бы получила страна, подписав договор 23 августа. Известно для чего употребил Союз это время – для захватов и грабежа, уничтожения собственных западных укреплений и собственных командиров (Тухачевский был не первым и далеко не последним). Известно, что до самого 22 июня Сталин не верил в возможность германского нападения. Нет, не о подготовке думал Вячеслав Михайлович Молотов, подписывая Пакт.

Прямым следствием договора 23 августа, наконец, явилось начало мировой войны. Разве перешли бы германские войска границу Польши, не будь Гитлер уверен в советской поддержке, тем более, что ему было известно о гарантиях польской безопасности, данных Великобританией и Францией? Пора, наконец, признать равную с Германией ответственность за развязывание II мировой войны.

"Все тогдашние соглашения и сговоры потеряли смысл и силу в час нападения Германии на Советский Союз… То, что происходило потом, определялось другими факторами", – утверждает А.Н. Яковлев. Неправда, товарищ Яковлев! Не будь договора 23 августа, развязавшего СССР руки для войны с Финляндией, последняя не выступила бы на стороне Германии, Известно, что финские войска на Карельском перешейке вернули себе только те территории, которые были отняты у нее по договору 12 марта 1940 года, поставившего точку в Советско-Финской войне. Таким образом, не было бы Пакта, не было бы необходимости Финляндии возвращать себе захваченные земли, НЕ БЫЛО БЫ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА, унесшей только среди гражданского населения нашего города один миллион человеческих жизней.

Наверное, для того, чтобы "выявить пружины" и "оценить последствия" (как обозначил задачи своей комиссии А.Н. Яковлев), необходимо хорошо запомнить этот вывод лист бумаги с отпечатками типографской краски не стоит даже одной человеческой жизни!

Н. Белков (АССА)