ПОСЛЕДНИЕ ОТТИСКИ ЖУРНАЛОВ
Почти одновременно в "апреле-мае 1993 г.
прекратили свое существование три либертарно-социалистических
издания, составившие целую эпоху в русской революционной журналистике начала
90-х годов XX века - "Великий
Отказ". "Освобождение личности" и "Дом Союзов". В
своем обзоре мы не могли не уделить внимания этому событию и решили сказать о
покойных несколько теплых слов.
ВЕЛИКИЙ ОТКАЗ
Антиобщественно-аполитичный
журнал
(NN
1-5,
Москва, октябрь 1990 г. - апрель 1993 г., 25-40 стр., 25-40 экз.)
В апреле
1993 г. анархическая общественность понесла тяжелую, невосполнимую утрату.
После долгой, продолжительной болезни, на пятом номере, ушел из жизни еще
один мастодонт, редкий представитель вымирающего самиздатского племени - антиобщественно-аполитичный
журнал "Великий Отказ", который с осени 90-го выпускали мы с Димой
Костёнко при поддержке группы товарищей.
Короткая
жизнь покойного была наполнена как более или менее едким стёбом и
зубоскальством по поводу поистине необъятной темы - язв нашего неформалитета (особенно в рубрике
"Садомазохизм"), Так и разнообразными материалами по истории, теории
и практике "оранжевого движения". Но едва ли не главной задачей
журнала было познакомить наших немногочисленных читателей с "новыми
левыми" - революцией тотального молодежного протеста 60-х гг., с
ценностями и атмосферой, с некоторыми героями V теоретиками, с яркими
страницами этого славного движения, доселе почти совершенно неизвестного в
России. Кажется, это нам удалось.
Мы представили
читателю как оригинальные переводы современных зарубежных
авторов, так и полузабытые страницы великолепного сатирического журнала эпохи
Революции "Новый Сатирикон". Среди авторов
"Великого Отказа" Герберт Маркузе и Чарлз Рейч (теоретики движения "новых левых" и
"контркультуры"), Михаил Ломоносов и Чезаре
Ломброзо, Лев Шестов и Платон, Валера Фадеев и А.
Исаев (один оппортунист начала XX века) и многие другие.
Открыв
наш журнал, вы найдете ответы на вопросы о том, грозит ли нам революция (N
3) и что
такое перестройка как она есть (N 3), хорошо ли быть
абсолютно объективным (N4), возможны ли традиции в таком творческом деле, как
Бунт (N5) и какой социальный класс сегодня является авангардом революции (N
1), а также
узнаете:
- какие порой идиотские и
странные вещи печатала русская анархистская периодика эпохи Революции (N
4) и какие
еще более идиотские - анархистская периодика эпохи Перестройки (N
1);
- как была научно
обоснована с позиций френологии теория о том, что всякий анархист - или
маньяк, или сумасшедший, и уж, во всяком случае, человек начисто
лишенный "нравственного чувства" (N1);
- как простой кузнечик
может стать зеркалом человеческой истории (N4), а простой Валера
Фадеев - зеркалом русской перестройки (N5);
- как "Уленшпигель" Парижского Мая анархист Даниэль Кон-Бендит с возрастом впал в ренегатство и оппортунизм (N
4);
- что же такое на самом
деле сексуальная революция и феминизм (N2), космополитизм и
патриотизм (N4, 5), студенческий синдикализм и вольные университеты (N
3),
"оранжевые акции" (NN 1-4) и Красный Май (NN1,
3, 4)...
В общем, обо многом узнаете, если достанете у кого-нибудь нашего дорогого
покойника. Так что, хотя извлекать из небытия умерших
нехорошо, к "Великому Отказу" это не относится. Не верите, что
достать наш журнал возможно? Эпиграф "Великого Отказа" гласил:
"Будьте реалистами - требуйте невозможного!".
В данном случае - требуйте наше издание, и, быть может, вам повезет.
Петр РЯБОВ
ОСВОБОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
(NN
1-3,
Москва, ноябрь 1991 г. - май 1993 г., 20-40 стр., 50-300 экз.)
Журнал
"Освобождение личности" издавался в Москве пропагандистской Группой
имени Алексея Борового в лице ее основателя Михаила Цовмы.
При своем
создании (а объявлено о начале нового издания было в буквальном смысле загодя,
то есть за год до выхода первого номера) журнал
замышлялся как "внутренний орган" и трибуна для дискуссий в анархическом
движении. Однако жизнь, как всегда, внесла свои коррективы, и
"Освобождение личности" получилось скорее историческим изданием,
невольно играющим на руку тем, кто хотел бы представить анархическое движение этаким ожившим историко-этнографическим музеем. На страницах
"О. Л." были опубликованы достаточно интересные материалы по
истории анархизма ("Алексей Боровой и Петр Кропоткин" Михаила Цовмы, "Второй призыв" Андрея Исаева,
"Михаил Александрович Бакунин" Александра Блока, "Поэт-анархист
Уолт Уитман" Корнея Чуковского и др.), но отметить прежде всего хочется публиковавшиеся во всех трех
номерах обширные отрывки из классического исследования канадского историка
Пола Аврича "Русские анархисты". Насколько
нам известно, это первый перевод книги Аврича на
русский язык и тем обиднее, что публикацию удалось довести только до 1917-18
гг.
Кроме того,
в "Освобождении личности" нашли свое место и попытки развития
современной анархической теории, увы, немногочисленные (это, прежде всего,
"Скромное обаяние мелкой буржуазии" Александра Шубина и
"Индивидуализм против индивидуализма" Лоры Акай). К сожалению, эти статьи, так же, как и прямо полемическое
выступление редактора журнала "Поворотные моменты и передовые
общественные теории", не смогли возбудить полемики в застоявшемся болоте
современного советского анархизма. Судьба журнала, таким образом, была
предрешена.
Последний
номер "Освобождения личности" шел к читателю долго, извилистой
дорогой, полной различных приключений. Особой благодарности издателей журнала
удостоился главный редактор московской профсоюзной газеты
"Солидарность" Андрей Исаев, по распоряжению которого в свое время
были стерты все файлы почти готового третьего номера. Вот что пишет Михаил
Александрович Цовма в своем прощальном слове к
читателю, объясняя причины закрытия журнала: "Либо анархизм найдет в себе
силы быть теорией и практикой сегодняшнего дня, либо ему так
и суждено остаться мертвой теорией кучки мечтателей. Мы хотим обсуждать
современное положение, современные проблемы и методы, способные изменить
современное общество. В общем, журнал умер. Но... да здравствует новый журнал!
Мы надеемся, что он будет интереснее, серьезнее и обстоятельнее, и в то же
время более раскованным и открытым для читателей... Берегись! Аспирин не
поможет".
ДОМ СОЮЗОВ
Общественно-политический
журнал
(NN
1-5,
Москва, январь-июнь 1003 г., 24-32 стр., 20-30 тыс. экз.)
"Дом
Союзов" - общественно-политический журнал, выходивший ежемесячно в
качестве вкладки в газету московских профсоюзов "Солидарность". Выпускавшие его Влад Тупикин,
Александр Тарасов и Михаил Цовма намеревались создать
издание, объединяющее теоретический поиск' советских левых разных направлений.
В предисловии к первому номеру А.Тарасов, писал: "Левые силы в нашей
стране переживают тяжелые дни. Они разобщены, деморализованы,
социалистическая мысль находится в кризисе. Те, кто поставил себе целью
бороться за лучшую жизнь широких слоев населения, оказался пока не в состоянии
защитить эти слои от все
углубляющегося кризиса. Назрела необходимость обновления социалистической
мысли; создания теории, адекватной современным условиям". Увы! Выполнить
столь масштабную задачу журнал не успел: после четвертого (апрельского)
номера 1993 г. "Дом Союзов" был закрыт главным редактором
"Солидарности" Андреем Исаевым за несоответствие линии газеты, внутри
которой выходил, а сотрудники его уволены (в июне, "посмертно", вышел
последний, пятый номер, полностью посвященный событиям в Югославии). Из того, что "Дом Союзов" все-таки успел напечатать,
стоит отметить "Манифест демократического самоуправления" Вадима
Белоцерковского (N 1), материал Сергея Ильина об "антоновщине
- крестьянском восстании 1920-21 гг. ("Я пришел дать вам волю. ..,
N 1), статью Юрия Нерсесова
"Германский фашизм и рабочее движение" (N 1), большой
материал А.Тарасова о предпосылках европейской революции 1968 г. "Годар как Вольтер" (N 2), отрывки из "Всемирной истории
женщин" Розалинды Майлз
(N 3),
статью П.Рябова "Между гильотиной и виселицей, или Почему мне наплевать
на их исторический референдум" (N4).
АСПИРИН НЕ ПОМОЖЕТ
Журнал -
катализатор умственного брожения
(N
1, Москва,
апрель 1003 г., 20 стр.; N 2, август 1003 г., 26 стр., ок.
100 экз.)
Новый
журнал, основанный в начале этого года Михаилом Цовмой
взамен "Освобождения личности", пытается раздвинуть горизонты
теоретического и практического поиска современных советских анархистов. Ввиду некоторой, скажем так, теоретической слабости отечественных
приверженцев безгосударственного социализма, в первый
номер вошли переводные материалы: начало большой статьи Джорджа Брэдфорда "Триумф капитала", посвященной анализу
ситуации в бывшем СССР и странах Восточной Европы в контексте развития мирового
капитализма, а также статья "Ситуационисты и их наследие" Филлипа Смита, с текстом которой почти в полном объеме вы
можете познакомиться в специальном приложении к этому номеру
"Общины".
Второй
номер представляет читателю большую работу Кирилла Привезенцева "С этого
берега...", в которой автор - радикальный левый теоретик, бывший член
Демократического Союза - пытается проанализировать глобальную ситуацию, сложившуюся
после распада Советского Союза и Восточного блока и наметить перспективы
мировой революции. Кроме того, заслуживают внимания материалы о первомайских
столкновениях в Москве, лирическое эссе Николая Муравина
"Игра" и, наконец, статья из американского журнала "Anarchy",
посвященная восстанию в Лос-Анджелесе - "Все мы ненавидим ментов" - настоящий образец беспартийной
журналистики.
Адрес
редакции "Аспирина...": 109462 Москва, Волжский бульвар, 21-62, ЦовмеМ.А.
Обзор анархистской и
альтернативной печати подготовил Владимир ПОТАПОВ