Вячеслав ПЬЕЦУХ

О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ ГОРОДА ГЛУПОВА

Второй документ есть своего рода трактат, вероятно, беспрецедентный в истории человеческой мысли, так как он весь умещается на оборотной стороне доклад­ной записки о случае антропофагии в бараке одиннадца­того отряда. Эта вещь тоже не очень внятная, потому что исполнена так называемым бисерным почерком, а также потому, что писалась или второпях, или при недостаточ­ном освещении, или исподтишка. Вот этот трактат от первого до последнего слова:

"Характернейшая особенность истории города Глупова, как, впрочем, и всей российской истории, заключается в том, что народу как-то настойчиво, роковым образом не везло с вождями. Неоспоримо, что в этом смысле и прочие нации настрадались - и французы претерпели от своего монарха Варфоломеевскую ночь, и испанцы на­мучились с сумасшедшими королями, и англичанам Кромвель дал прикурить, но все же это были скорее эпизоды, чем правило, а не сплошное административ­ное горе, как в нашей глуповской, забубённой стороне. Почему это так - вопрос обширный, а главное, опасный для изучения, так как он может накликать самые непре­зентабельные ответы.

По существу дела этот фундаментальный вопрос распа­дался на два, так сказать, вопроса: 1) почему Глуповом испокон веков командовали в той или иной мере невежи и дураки, и 2) почему глуповцы мирились с тем, что ими командуют в той или иной мере невежи и дураки, а то даже и вели себя таким неподобающим образом, что никто другой ими руководить бы не посмел.

Ответ на первый подвопрос будет следующий: структура глуповской жизни такова, что административных высот тут могут достигать только головотяпы. Почему именно они?.. Да потому что такая у нас жизненная структура олковый и порядочный человек сторонится власти, по­тому что отправление ее неизбежно сопряжено с копееч­ным пряником и кнутом, потому что совестливый наш народ пуглив в политическом отношении, то есть у него не укладывается в голове, как это можно принять на себя обязанности природы; как же тут не засесть на эльбрусах власти невежам и дуракам?!

Встречный или, если угодно, производный вопрос: а может быть, все-таки есть в среднем глуповце что-то такое, что с ним никто, кроме головотяпа, не совладает? Ответ: есть. Например, полное небрежение админист­рации играми, которыми глуповцы подменяют истинное правление, именно как бы отсутствие такового. Ведь интересы государства и интересы народа у нас не совпа­дали практически никогда, за исключением оборони­тельных ситуаций, а просто государство подгоняло жизнь под свои академические идеи, и поэтому будни народоуправства - это, по существу, обычно игра в ка­заки-разбойники; иной раз глуповец способен и подыг­рать властям предержащим, но он отлично соображает, чье мясо собака съела, и оттого озорничает напропалую. Понятное дело, властители по этой причине понимали народ за круглого дурака, но они того не могли понять, что дураком народ становится только при соприкоснове­нии со властями. И даже не дураком, а так, блаженным в своем роде: ему пообещают лучезарное завтра, он и верит в него до последней возможности. Наконец, есть в среднем глуповце не только нечто такое, отчего им ужасно хочется управлять, но и нечто такое, отчего над ним хочется измываться; это второе "нечто" - исполин­ская покладистость, мудрое спокойствие духа перед ли­цом стихии: идиот у него в градоправителях - очень хорошо; семь шкур с него спускают - ничего, стерпим. Единственно, средний глуповец слишком близко к серд­цу принимает всякое руководительное слово, что, в об­щем, немудрено, так как от этого слова напрямую зави­сит его судьбина; вот, скажем, жителю какого-нибудь Сан-Диего глубоко плевать, что там обронил президент на пресс-конференции в Белом доме, и швейцарцу, из­вините за выражение, до лампочки, выдумает его на­чальство еще один кантон или заключит военный союз с готтентотами, потому что у них своя жизнь, потому что они сами себе государство, а у нас только скажи с трибуны какое-нибудь едкое руководительное слово, хоть о закладке всесоюзной здравницы на Ямале, как сразу у миллионов сердца затрепещут в едином ритме. Это, между прочим, потому, что при всех сложностях, взаимопонимании и размолвках у нас между народом и начальствомложились романтические отношения. На­верное, между мэром Бирмингема и его населением отношения самые практические, а то и вообще никаких, и, наверное, отродясь между ними так называемого чувства не возникало, и никаких иллюзий бирмингемцы не питали в отношении властей предержащих, отлично понимая, что искони с одной стороны имеет место про­летариат, а с другой стороны паразитариат. А у нас от самого Гостомысла между теми и другими образовалось загадочно-трепетное чувство, и поэтому у нас что ни градоначальник, то адюльтер, да еще со сценами, тяже­лыми объяснениями, взаимными изменами и тем вооб­ще идеалистическим видением, без которого немысли­мы никакие романтические отношения. И это при том, что власть в наших условиях есть всегда единоначалие, самовластие, а русский человек единолично править в принципе не в состоянии, он кобенится, а не правит, потому что он презирает в своих подданных то же, что и в себе.

Есть у среднего глуповца еще одно вредное свойство, отягощающее его отношения со властями: сам по себе он, может быть, душа-человек, он для тебя последнюю рубашку, что называется, снимет, ну, разве только же­ной не поделится, потому что это уже будет слишком,, но стоит составить из глуповцев что-нибудь коллективное – торжественное собрание, производственную бригаду, просто толпу, - так сразу выйдет гадость, что плюнешь и отойдешь. Словом, иногда и поймешь шумеро-аккадские приемы глуповских администраторов, посочувство­вать не посочувствуешь, а понять поймешь.

Теперь приспела пора предложить ответ и на второй под-вопрос - почему глуповцы мирились с тем, что ими коман­дуют в той или иной мере невежи и дураки: потому что на самом-то деле никто никогда глуповцами не командовал, это только градоначальникам воображалось, будто они командуют, а в действительности они лишь в той или иной степени мешали нормально жить. Оттого глуповцы и отли­чались мудрым спокойствием перед лицом стихии, оттого и озорничали, и пренебрегали административными игра­ми, и вступали с властями в романтические отношения. То есть народная жизнь настолько богата и глубока, что власть для нее то же самое, что закон Бойля - Мариотта для Антарктиды. А самое главное - это то, что наш человек от бога устроен таким образом, что он совершенно спосо­бен к самоустроению, к самостоятельной организации жизни, и поэтому для него неуправление есть самое луч­шее управление - ведь, скажем для иллюстрации, не администраторы за него хлеб растили и народ кормили и не правительство отстояло страну в Смутные времена. Вообще вся отечественная история есть история народной борьбы за безвластье в строго государственном смысле этого слова - не мытьем, так катаньем, - не зря нас не привечали все правители, от князя Рюрика до председа­теля Беляева, то есть все те властолюбивые оболтусы, которые не знали, к чему себя приспособить. Словом, излишне и вредно нами управлять, как излишне и вредно управлять летом. Или не мы с вами в семнадцатом году первыми покусились на государственность - в том-то вся и штука, что мы-то и покусились".

 

Текст печатается по изданию: В.Пьецух. Новая московская философия. М., 1989