НА ФРОНТАХ ПРИВАТИЗАЦИИ

Вещи редко таковы, как об этом сообщают средства массовой информации, Как идет приватизация в СНГ и других "гэ"? Ответить на этот вопрос могут лишь немногие. Хороша ли приватизация сама по себе, во сколько она' обойдется? Пропагандистская машина изрыгает на нас в темпе пулеметной очереди заезженные аргументы о единственно эффективной частной собственности, газеты сообщают о скандалах, возникающих вокруг приватизации, в то же время не сообщая ничего о социальных последствиях этого процесса. В лучшем случае предлагается лишь слегка скорректировать курс. Но вот то, чего вам обычно не говорят. Надеемся, это станет достаточно обильной пищей для размышлений.

ПРИВАТИЗАЦИЯ В ЛИТВЕ

Прибалтика стала пионером приватизации. В ней первой появи­лись приватизационные счета - аналоги российских ваучеров. Се­годня уже можно говорить и о первых результатах. Одно время было модно хвастаться темпами приватизации. В действительно­сти последствия ее ужасны.

Это РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ. Официальное количество безработ­ных невелико, хотя с декабря 1992 по март 1993 года их число выросло в несколько раз (с 16 до 91 тысячи человек). Это примерно 4,3% работоспособных. Кроме того, 24500 человек находились в вынужденных отпусках, а 56400 работали неполную неделю. Не определен статус около 150 тысяч работоспособных, но официаль­но не работающих людей (большинство из которых - разного рода дельцы от теневой экономики). Ясно, что при ухудшении экономи­ческой ситуации они будут стремиться зарегистрироваться как безработные. При этом далеко не все остальные, пока работаю­щие, могут заработать на достойную жизнь.

РАЗРУШАЮТСЯ ЦЕЛЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ. Исчезли пра­чечные. Последние бани содержатся только из-за боязни эпиде­мий. Зимой горячая вода не поступала в жилые кварталы. Обрече­ны на вымирание детские сады. Неконкурентоспособным оказа­лось производство сахара, станкостроение, не говоря уже о пред­приятиях, связанных с советским военно-промышленным комп­лексом. В целом промышленное производство в Литве сократи­лось более чем на половину.

ПРОЦВЕТАЕТ КОРРУПЦИЯ. В начале декабря 1992 г. генераль­ный прокурор Литвы заявил, что с преступными группировками связаны важные персоны из Министерства обороны, Министерст­ва внутренних дел, а также из Департамента таможни. Бизнесме­ны не скрывают, что взятки составляют необходимую часть их расходов.

РАСПРОДАЖА ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОИСХОДИТ НА МАФИОЗНЫХ СХОДКАХ. Редкостью стали аукционы, где претен­дентов на продаваемые объекты больше двух (установленный законом обязательный минимум). Цены продаж значительно ниже реальных, но это кажущаяся дешевизна - купившего "предназначенное" для других ждет кара. Поджоги и взрывы только что приватизированных объектов стали обычным делом. Люди уже привыкли к преступлениям', следующим за приватизацией, и не замечают, что это только сеет междоусобицу и толкает Литву на путь гражданской войны.

Рабочие получили инвестиционные чеки не за проработанные го­ды, а по возрасту, и не имеют достаточных преимуществ при при­ватизации "своцх" предприятий. Поначалу закон предусматривал льготное приобретение 10% акций "своих" предприятий работни­ками, а после февральской (1992 г.) забастовки эта льгота была увеличена до 30%. Но этого явно недостаточно. Рабочим не удает­ся провести больших акций протеста. Редкие возмущения на от­дельных предприятиях обычно гасятся правительством с по­мощью мелких уступок. Приватизация идет, но экономика не стала более эффективной. Наоборот, отдельные предприятия обрели массу проблем, связан­ных с вмешательством некомпетентных акционеров. Нередко сра­зу после продажи предприятия закрываются на ремонт", а работ­ники под тем или иным предлогом оказываются на улице. Объяс­няется это массовое явление просто - большинство приобретаю­щих государственное имущество интересуется только недвижи­мостью. Из-за этого начали исчезать даже продовольственные магазины. Закрываются и пока еще прибыльные предприятия, так как новым хозяевам некогда ими заниматься.

Возникают и другие явно неожиданные для людей проблемы. Только выкупив квартиры, многие поняли истину "ремонт - это дело собственника" во всей ее глубине. Ремонт прохудившейся крыши вдруг стал делом живущего в верхнем этаже. Качество коммунальных услуг ухудшилось, а цены на них резко возросли. А как же иначе? Ведь ЖЭКу тоже нужна прибыль, а вновь испечен­ные собственники не организованы, их легко обирать. После повы­шения, в октябре 1992 г. цен на энергоносители правительство было вынуждено ввести пособие для неспособных заплатить за жилье и коммунальные услуги. Его давали тем, у кого доход менее 4 тысяч талонов на члена семьи. Таких семей оказалось более 60%.

Люди по разному противятся приватизации. Жители домов, воз­вращенных бывшим хозяевам, объединились в Ассоциацию буду­щих бездомных. Сначала они пикетировали Верховный Совет, но отменить постановление им так и не удалось. Коллективы привати­зируемых предприятий под разными предлогами стараются тя­нуть время. Иногда это удается только ценой физических усилий. Нередки были случаи, когда работники, подписываясь на акции "своего" предприятия, выстраивались в живую бесконечную оче­редь, а чужаков выталкивали. Широкоплечим ребятам не могла помочь даже дежурившая в конторах полиция. Но правительство нашло "выход" - ввело подписку на акции по почте. Не зная как бороться с этой новой хитростью властей и не приемля приватиза­ции, рабочие перестали уважать собственность. Воровство рас­пространилось до немыслимых размеров. Хотя количество сторо­жей скоро превысит количество работающих, с предприятий исче­зает все, что только можно унести.

Нередко руководители специально разоряют предприятия, чтобы потом приватизировать оставшуюся недвижимость. Вот характер­ный пример. В советское время пенсии разносила почта. Кто-то наверху усмотрел в этом признаки монополизма, и вот в 1991 г. в Паневежисе их уже разносит коммерческая фирма. В результате 1/3 почтовых отделений закрыта. В 1992 г. это же сделано еще в нескольких городах. В этом году подобным образом решили про­блему разноса газет. Того и гляди еще несколько зданий освобо­дится для приватизаторов.

Придя к власти, Демократическая партия труда Литвы через Сейм, где ей принадлежит большинство, на месяц приостановила прива­тизацию в конце 1992 г. Это вселило в людей надежду. Социал-де­мократ К.Антанавичюс подготовил проект поправок к закону о приватизации, в соответствии с которыми акции предприятий дол­жны были продаваться в первую очередь тем, кто на них работает. Но тут начались метаморфозы "левой" партии - включились заку­лисные силы, финансировавшие предвыборную кампанию, и побе­дили деньги. На носу были выборы президента, и в результате Сейм принял поправки, по которым рабочие имеют льготы при приобретении только 50% акций своих предприятий (до этого бы­ло всего 30%), из них только 30% с правом голоса. То есть рабочие получили право вложить деньги, но не право быть при этом сами себе хозяевами. Может показаться странным, что люди проглоти­ли это без громких протестов, но в самый разгар зимы, которую всем хотелось пережить, "новые" власти понизили цены на про­дукты примерно на пять процентов. Силы, способной умерить аппетит хищников от приватизации, пока нет, и это чревато соци­альным взрывом.

Эвалдас БАЛЬЧЮНАС (Шяуляй)

КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О СОБСТВЕННОСТИ, ШУТКИ НЕУМЕСТНЫ

"Это не коллективизация, не экспроприация, для осуществления которых требовалось насилие. ...Для сегодняшних перемен насилие не требуется. Значит, не требуется и жестокой борьбы между людьми".

Александр Гельман ("Московские новости" N 25, 20 июня 1993 г.)

Северские анархо-синдикалисты, давно ведущие активную работу на своих предприятиях, смогли недавно оценить всю меру гума­низма нашей эпохи. В 12-м номере ежемесячного информлистка Рабочий", выпускаемого северской группой КАС, была опублико­вана заметка о махинациях начальства МСУ-74, в которой сообща­лось, что за спиной трудового коллектива представителями адми­нистрации было зарегистрировано товарищество с ограниченной ответственностью "Джоуль с уставным фондом 200 тысяч рублей, учредителями этой коммерческой структуры стали по преимуще­ству начальники из АМПСО "Электрон51 и МСУ-74. Цель создания данного "товарищества" - перекачивание прибыли, заработанной членами трудового коллектива, то есть простыми рабочими, в кар­маны мошенничающих начальников и их прихвостней.

Сразу после этого на территории МСУ-74 стали появляться люди из "Джоуля", пытавшиеся получить информацию о редакторе "Ра­бочего" Владимире Ефимове. Все это время о нем распространя­лись грязные слухи, один нелепее другого.

19 марта 1993 г. северский анархо-синдикалист, депутат горсовета Петр Мельник после работы возвращался с женой из магазина. Внезапно появились два парня, один из которых ударил П.Мель­ника в висок тяжелым металлическим предметом. Неизвестные тут же скрылись. У Мельника образовалась огромная ссадина на виске и опухла вся левая сторона лица, два дня он отлеживался дома.

На следующий день в подъезде возле дверей собственной кварти­ры неизвестными был избит В.Ефимов. В подъезде было темно, и лица нападавших разглядеть не удалось. В результате Владимир Ефимов получил серьезные повреждения головы и шеи, ему при­шлось неделю провести дома. Когда Ефимов вышел на работу, ему тонко" намекнули, что лучше уволиться "по-хорошему".

15 апреля состоялась конференция трудового коллектива МСУ-74, на которой был поставлен вопрос о ТОО "Джоуль". Начальник МСУ-74 Пономаренко объявил о роспуске данного товарищества в связи с тем, что его работа якобы признана нерентабельной. 100 тысяч рублей, вложенные в свое время в уставной фонд "Джоуля" из прибыли МСУ, были возвращены, председатель ТОО "Джоуль" Ерошин, одновременно являвшийся заместителем начальника МСУ-74, попал под сокращение. В результате этой истории Влади­мир Ефимов потерял работу, но северские анархо-синдикалисты нисколько не жалеют о проделанной работе.

(Северск (Томск-7), по материалам информацион­ных бюллетеней КАС-контакт и "Рабочий")

ПАРИКМАХЕРЫ ВЫШЛИ НА ТРОПУ ВОЙНЫ

Коллектив мужской парикмахерской N 5, борясь за свои права, провел с 5 апреля по 1 июня оккупационную забастовку, заняв помещение парикмахерской в центре города и организовав круг­лосуточную оборону. Работники парикмахерской вели борьбу за свое существование, за то, чтобы не оказаться на улице.

Почти два месяца коллектив из 16 человек не покидал ни ночью, ни днем помещение парикмахерской, не впуская в него дирекцию, соблюдая при этом и другие меры предосторожности. Круглосу­точная оборона была единственным, по мнению мастеров, средст­вом противостояния запланированному локауту. "Нас продают, а мы и не знаем!" - гласил один из плакатов, выставленных в окнах парикмахерской. Дело в том, что руководство арендного объеди­нения "Диана", в состав которого входит парикмахерская, обманным путем, вопреки желанию коллектива решило провести рекон­струкцию помещения и открыть в нем коммерческий магазин. Прямо об этом не говорилось, директор объединения обещала организовать после реконструкции салон международного класса, при котором якобы будет вестись только торговля сопутствующи­ми товарами. Но трудовой коллектив не поверил ее словам и имел на это Достаточно оснований.

Подобный случай уже имел место в парикмахерской N 7. Вернув­шись из отпуска в августе прошлого года, ее работники увидели, что в их здании расположился коммерческий магазин, а в бывшей подсобке организовано только два рабочих места. Восемь из де­сяти мастеров оказались не у дел. В парикмахерской N 5 также шла соответствующая подготовка: были навешены решетки, внут­ри помещения установлены металлические перегородки, брони­рованные двери.

Обращения трудового коллектива в городскую федерацию проф­союзов (бывший облсовпроф) не дали никакого результата. Тогда работники написали заявления о выходе из этой организации и создали профсоюз, который вошел в региональное объединение СОЦПРОФа. Парикмахеры заявили, что не прекратят акцию до тех пор, пока мэрия не расторгнет договор об аренде с руководством "Дианы" и не заключит его непосредственно с трудовым коллек­тивом.

1 июня глава администрации Центрального района города подпи­сал изменения в уставе фирмы "Диана", в которую входит мужская парикмахерская N 5. Согласно измененному уставу, каждый ра­ботник фирмы является ее соучредителем и имеет право участво­вать в решении всех вопросов управления. 2 июня парикмахерская N 5 открыла свои двери для клиентов. Коллектив предприятия отказал в доверии директору салона" Татьяне Климовой и выбрал вместо нее своего лидера Ирину Здомещук.

На призыв мастеров о помощи во время стачки откликнулась стро­ительная фирма Делис", перечислившая на счет забастовщиков 50 тысяч рублей.

Коллектив парикмахерской N 5 выражает благодарность всем, кто оказал помощь в его борьбе.

Алексей Никитин (Новосибирск, по материалам агентства КАС-КОР)