Александр ТАРАСОВ
ЗАБАСТОВКА –
НЕ КРАЙНИЙ СПОСОБ БОРЬБЫ
Сезонным наступлениям и отступлениям
трудящихся посвящается...
На протяжении
уже ряда лет я постоянно слышу из уст разного рода ответственных лиц (в том
числе и профсоюзных деятелей), с экрана TV и со страниц прессы утверждение о
том, что забастовка-де является КРАЙНИМ способом борьбы трудящихся за свои
права. Я не говорю уже о правительственных чиновниках, которые прямо именуют
забастовки "агрессивными и экстремистскими действиями".
Это ложь. Забастовка
(т.е. временное прекращение работы до удовлетворения требований работников)
существует ровно столько же времени, сколько существуют наемные работники как
более или менее значительный слой населения. Забастовка-это самая первая и
самая распространенная ступень классовой борьбе) наемного труженика против
хозяина. Кстати сказать, первой и самой распространенной ступенью
классовой борьбы хозяина против наемного труженика до момента создания рабочих
организаций было увольнение работников (иногда массовое - локаут) - и эта мера
была куда более агрессивной и экстремистской, чем забастовка, т.к. забастовка
наносила имущественный (иногда серьезный) ущерб хозяину, а увольнение наемного
работника прямо ставило его перед перспективой голодной смерти.
Забастовка известна по меньшей мере с XVI в. - и уже в конце XVIII в.
пришедшая к власти буржуазия пытается законодательно запретить ее. Однако
число "агрессивных экстремистов", вопреки закону прибегающих к
этому "крайнему" средству, оказывается так велико, а население
почему-то так настойчиво и твердо поддерживает "экстремистов", что в
конце XIX в. во всех
развитых, странах законы, запрещающие забастовки, отменяются. Кстати, запрет забастовок,
например, в Англии привел лишь к усилению и расцвету ЛУДЦИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ,
участники которого РАЗРУШАЛИ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА, принадлежащие капиталисту
(ломали машина, поджигали фабричные здания). Достаточно сравнить действия
забастовщика с действиями луддита, чтобы сделать вывод о том, какой способ
борьбы является в действительности "агрессивным и экстремистским".
С тех пор
развитые капиталистические страны - тот самый "цивилизованный мир",
на который равняются наши гайдары и ельцины - представляют собой какое-то чудовищное скопище сторонников крайних мер и агрессивных экстремистов.
Можно взять статистику за любой год - и что же мы видим? В 1960 г., например,
в развитых капиталистических странах в забастовках участвовало от 43 до 46
млн.чел. Удивительно, как эти страны уцелели после
такого "разгула экстремизма" сторонников "крайних
действий"! И ведь так длится из года в год: в 1970 г.,
например, в США бастовало 3 млн. 305тыс. чел., в Японии-1 млн.720тыс. чел., во
Франции -1 млн. 80 тыс. чел., в Великобритании -1 млн. 801 тыс. чел., в Италии
- 3 млн. 672 тыс. чел.; в 1983 г. в США - 909 тыс. чел.; в 1984 г. в
Великобритании -1 млн. 464 тыс. чел.; в 1987 г. в Японии-4 млн. 273тыс.
чел. и т.д.
Удивительно,
но в самом "цивилизованном мире" точку зрения наших властей на забастовку
как на "крайний метод борьбы" разделяют только консерваторы и
ультраконсерваторы. Конечно, в последнее десятилетие подобные воззрения
активно пытаются насадить в общественном мнении так называемые "новые
правые" (особенно в США и Великобритании), но реального успеха они
почему-то добились не у себя дома, а среди российских политиков-"демократов".
Послушаешь наших государственных руководителей, и возникает ощущение, что
свои представления о трудовых конфликтах они черпают из полуфашистских
американских изданий, вроде "Морал Майджиорити Рипорт" и "Нью Райт Рипорт". Даже терминология и аргументация американских новых правых"
сохранены в неприкосновенности)
Но откуда
вообще взялось представление, будто забастовка - это "экстремизм"? Подобная
система взглядов была разработана по заказу администрации Трумэна во времена
"холодной войны", чтобы создать идеологическое обоснование для насильственного
подавления забастовочного движения, которое изображалось как результат
"подрывной деятельности Кремля . В 60-е годы
подобные идеи были высмеяны и полностью опровергнуты серьезными буржуазными
исследователями, и вплоть до эпохи Рейгана влачили жалкое существование в так
называемых фашистских резерватах - то есть в крайне правых и суперконсервативных малотиражных изданиях
и крошечных исследовательских центрах. С приходом к власти Рейгана эти идеи
были реанимированы усилиями праворадикального "Фонда наследия" -
основного идеологического центра тогдашней администрации. Рейган стал
насаждать эту точку зрения как "официальную" - в том числе, посредством
"Голоса Америки" и радио "Свобода", откуда в основном и
почерпнули свои политические познания наши сегодняшние руководители-"
демократы".
Итак,
забастовка - не крайнее средство борьбы, это - КЛАССИЧЕСКИЙ способ защиты
трудящимися своих ЗАКОННЫХ прав. А что до ненависти власть предержащих к
забастовке - она понятна: еще в конце прошлого века и социал-демократы, и
анархо-синдикалисты дружно писали, что каждая забастовка способствует заметному
росту классового и политического самосознания рабочих, распространению идей
социализма и возникновению объединений трудящихся.
"Ну хорошо, - предвижу я вопрос оппонента, - если
забастовка, по-вашему, не крайнее средство борьбы трудящихся за свои права, то
что же тогда, интересно, является, крайним средством?"
А крайним
средством борьбы трудящихся за свои права является ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ.
И если бы я
испытывал к правительству Ельцина хоть малейшую симпатию, то я закончил бы
эту статью словами: "И упаси вас Бог доводить трудящихся до этого крайнего
средства!". Но поскольку я таких симпатий не имею, то и закончу
по-другому. Давайте, г-н Ельцин, продолжайте в том же духе! Глядишь, вы и
доведете трудящихся до этого самого КРАЙНЕГО СРЕДСТВА. Вот тогда, как
говаривал Карлсон, который
живет на крыше, мы повеселимся!
("Солидарность")