Кирилл ПРИВЕЗЕНЦЕВ

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ: ВЧЕРА и СЕГОДНЯ

Наших дедов мечта невозможная,

Наших героев жертва острожная,

Наша молитва устами несмелыми,

Наша надежда и воздыхание –

Учредительное Собрание –

Что мы с ним сделали?!

Зинаида ГИППИУС, 12 ноября 1917

Эти строки написаны в пред­дверии одного из ключевых моментов великой драмы Россий­ской революции. Именно тогда, когда мечта и главный программ­ный лозунг освободительного движения почти воплотились в реальность,1 - приближение ката­строфы стало очевидным. Ката­строфа разразилась 5(18) января 1918 г., когда Учредительное Со­брание было ликвидировано, а на улицах Петрограда пролилась кровь его защитников. До заката Великой революции было еще да­леко, но с того дня он был пред­решен. Одна из фракций револю­ционного лагеря объявила войну остальным. Но ответственность за происшедшее несут все: пас­сивность и бессилие революци­онной демократии в 1917 г. вы­звали к жизни большевизм, дать же ему отпор она не смогла; со­юзники большевиков по левора­дикальному блоку "не поняли", что государственный терроризм не может иметь оправданий ни при каких условиях, и опомни­лись лишь тогда, когда было уже совсем поздно; массовые орга­низации трудящихся не выполни­ли роли гаранта демократии. Россия не выдержала испытания свободой. Но - участники тех со­бытий честно и серьезно пыта­лись найти свой путь к будущему.

Ныне те времена прокляты как времена погибели говорухинской России (это - совершенно осо­бенная и новооткрытая страна). Однако банда проходимцев, пре­дателей и мародеров, брежнев­ских выкормышей и горбачевских выдвиженцев, правящих раз­оренной ими же и разлагающейся на глазах страной, и при этом смеющих толковать о Возрожде­нии, использует все, что подвер­нется под руку, для обоснования своей жалкой власти. Недавно ей подвернулось рожденное револю­цией понятие Учредительного Со­брания. Стоп. Мы давно уже не отдаем се­бе отчета ни в своих действиях, ни в своих словах. Мы докатились до того, что великое слово "демокра­тия" звучит почти неприлично. Что такое Учредительное Собрание?

Учредительная власть - четвертая после законодательной, исполни­тельной и судебной - возникает как инструмент выработки нового договора - в ситуации, когда об­щество отказывается от старой си­стемы и делает выбор в пользу но­вого. Необходимыми элементами такого положения являются: 1. Разрыв исторической преемствен­ности; 2. Способность общества к свободному и осознанному само­определению. Если в жизни нации произошли события, кардиналь­ным образом меняющие условия ее существования; если она жела­ет взять в этот критический мо­мент ответственность за свою судьбу в собственные руки; если рождаются новые социальные си­лы, нуждающиеся в консенсусе; и если, наконец, складывается но­вая система ценностей, могущая стать основой этого консенсуса огда можно говорить об учреди­тельном процессе. Это - процесс строительства новых отношений, гражданского общества на всех уровнях - от коммунального и про­изводственного до общенацио­нального, - во всех сферах - от экономики до культуры. Начиная с первичных элементов, общество решает вопрос о принципах своего бытия; вопрос о типе и организа­ции власти - лишь частный и про­изводный момент этого процесса. Одним из важнейших его элемен­тов является Учредительное Со­брание - представительный орган, задача которого - юридически оформлять и фиксировать возни­кающие в процессе социального строительства отношения. Обычно оно разрабатывает Конституцию и переходные акты.

В России концепция Учредительно­го Собрания восходит к декабри­стам; к моменту выступления 1825 г. она безусловно преоблада­ла над идеей революционной дик­татуры, отстаивавшейся Песте­лем. Мысль об Учредительном Со­брании как форме демократиче­ского самоопределения народа России возрождается шестидесят­никами, от них переходит к народническому движению. "Учредитель­ное Собрание!" - боевой клич герои­ческой борьбы "Народной Воли". К началу XX в. лозунг Учредительного Собрания - общее место программы оппозиции. Соцпартии включают его в свои программы в качестве основного политического требова­ния. К.-д. поддерживают, не фикси­руя в партийных документах. В Фев­рале 1917 г. формально последний российский император Михаил Александрович отрекся от власти в пользу Учредительного Собрания, избираемого на началах всеобще­го, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосова­нии - революция не оставила ему ни малейшего выбора.

Выборы состоялись 12 ноября 1917 г. Победу на них одержали со­циалисты-революционеры. 5 янва­ря 1918 г. в Петрограде Учреди­тельное Собрание было разогнано большевиками силой оружия и "распущено" постановлением ВЦИК РСФСР. Часть депутатов от социалистов-революционеров вста­ла во главе вооруженного сопро­тивления большевизму в Повол­жье, организовав Комитет членов Учредительного Собрания (Комуч). После колчаковского пере­ворота созданный на его основе Съезд членов Учредительного Со­брания был разогнан - уже бело­гвардейцами (об этом почему-то не вспоминают). Лозунг Учреди­тельного Собрания в последний раз поднимается на волнах третьей революции" - народного антибольшевистского движения 1921 г. - чтобы с его поражением кануть в небытие.

В нашей стране об Учредительном Собрании снова заговорили начиная с 1989 г. Но теперь это только лозунг конъюнктурного содержания, а не принципиальная установка, как не­когда. Смысл этого понятия совер­шенно неизвестен и наполняется лю­бым содержанием в зависимости от потребностей момента.

Требование Учредительного Со­брания было выдвинуто Демсоюзом. Отсутствие у этой организа­ции всякого представления о том, как оно может быть созвано, не было для нее проблемой. Лозунг имел тот смысл, что прочно за­креплял за ДС место на крайне ра­дикальном фланге так наэываемого демократического движения. И этого ему было достаточно.

Идея ДС не встретила тогда понима­ния в "демократическом" лагере, т. к. политически была ориентирова­на на бойкот выборов в Советы 1990 г. "Оппозиционерами" из числа ста­тусных либералов и их прихлебате­лями из рядов "неформалов" сие бы­ло расценено как кощунство, по­скольку они связывали с данными выборами свои надежды на "хожде­ние во власть". Как впоследствии выяснилось, не без оснований.

В 1992 г. вдруг заговорило об Учре­дительном Собрании общественное течение, на нашем новоязе именуе­мое "радикальными демократами" (образцом для них является свет­лый образ генерала Пиночета) -представляющее интересы необур­жуазной фракции правящей элиты. Не нужно быть политологом, чтобы понять, в чем тут дело: с момента, когда курс правительства, пред­ставляющего этот лагерь и поддер­живаемого президентом, стал встречать нарастающую оппозицию со стороны Верховного Совета, большинство в котором имеют сто­ронники другой фракции - дирек­торского корпуса, они стали лихо­радочно искать способ избавиться от высшего представительного ор­гана. Апофеозом этих скандальных поисков стала почти открытая под­готовка переворота накануне и во время работы декабрьского Съезда н.д. Позорище, которым сие пред­приятие закончилось для Народного Президента и "демократов", слиш­ком красноречиво и не нуждается в комментариях. Поскольку у радика­лов Его Величества не хватило сме­лости быть последовательными до конца и предложить новую модель демократии без представительных учреждений вообще, с Борисом Ни­колаевичем в качестве пожизненно­го Первого Консула Российской Фе­дерации, наделенного всей полно­той законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, естествен­ным образом возникла мысль заме­нить строптивый ВС более послуш­ным органом. Тут-то и вспомнили, что обозвать его можно Учредитель­ным Собранием: соединить, так сказать, приятное с полезным - ис­коренение крамолы с торжеством свободы.

Поскольку господины демократы не имеют ни малейшего представления о теории учредительной власти, ес­тественно для них не задумываться над тем, что они предлагают. А между тем, известны два типа Учре­дительного Собрания. Первый: все высшие гос. органы складывают полномочия перед Учредительным Собранием в момент его открытия, которое, таким образом, помимо исполнения своей основной функ­ции - разработки конституционного акта, - превращается также и в пар­ламент с чрезвычайными полномочи­ями (и, разумеется, с неограничен­ным правом формирования исполни­тельных структур). Таковым плани­ровалось Всероссийское Учреди­тельное Собрание 1918 г. В наиболее крайней форме эта модель пред­ставлена Конвентом Французской революции. Второй: Собрание ли­шено законодательных и контроль­ных прав, работа над конституцией го единственная функция. Оно дей­ствует параллельно со всеми высши­ми государственными органами (за­конодательными, исполнительными и судебными), существующими на момент его открытия в соответствии с действующим законодательством, никак не влияя на них - до момента принятия Конституции. После этого прежние органы государства опять же складывают полномочия и прохо­дят новые выборы. Такая модель не­однократно применялась в Латин­ской Америке; последний случай олумбия, где демонтаж авторитар­ного режима в последние годы про­веден именно по этой схеме (заме­тим в скобках, не в последнюю оче­редь это явилось итогом трех десяти­летий вооруженной борьбы левой оп­позиции).

Все вышеизложенное - аксиоматич­но. Но советские поборники Учре­дительного Собрания хотят устроить дело таким образом, чтобы "парла­мент" исчез, а президент остался и еще приумножился. Впрочем, чует мое сердце, мы, как всегда, ока­жемся первопроходцами и соберем такое Учредительное Собрание, ко­торого никогда не было и быть не может. И тем посрамим скептиков и врагов свободы.

Итак, с целями кругов, сегодня тре­бующих Учредительного Собрания, все ясно. Но есть ли в стране усло­вия для проведения настоящего Уч­редительного Собрания? Ответ оче­виден - нет.

В России сегодня нет гражданского общества и нет предпосылок его формирования. Есть лишь противо­стояние корпоративных интересов на фоне нарастающего социального распада. Общественная жизнь без­раздельно контролируется правя­щей элитой, складывающаяся пар­тийно-политическая система пред­ставляет ее интересы: "демократы" (буржуа) и "ГС" (гос. промышлен­ники). В данный момент речь может идти лишь о самоопределении эли­ты, а не народа. Но лишь свободное и ответственное самоопределение народа позволяет говорить о ста­новлении демократии.

В нашей стране не разорвана исто­рическая преемственность с перио­дом Советской власти. Распад прежней системы контролировался советской олигархией и направлялся ею в своих интересах - включая его критический момент, август-91. Учредительное Собрание не может быть созвано властью, сохраняющей правопреемственность по отноше­нию к органам РСФСР, декретиро­вавшим его роспуск в 1918 г. то будет очередной - и завершающий! -аккорд в вакханалии тотальной под­мены понятий, развернувшейся в нашем обществе в последние годы (когда плутократия именуется де­мократией, кучка авантюристов -партией, грабеж - реформой и пр.). Если У. С. санкционирует систему власти, созданную большевизмом и существующую сегодня - вся совет­ская история с ее океанами крови будет оправдана и забыта (вне зави­симости от того, какие слова будут при этом- произнесены). Мы уже многое для этого делаем - например, открываем памятники жертвам тота­литаризма при участии КГБ (Соло­вецкий камень на Лубянке). С созы­вом ельцинской властью "учредилки" и принятием ее нами эта дикая фан­тасмагория предательства - нашего отказа от ответственности за свое прошлое, а значит, и будущее - до­стигнет зенита. Дальше уже, как го­ворится, некуда. Мы растрачиваем не наше наследие. Вспомним, ведь были в России люди, которые за это самое Учредительное Собрание на смерть шли. Для того ли, чтобы на­следники их палачей в очередной раз получили санкцию на власть из на­ших рук? "Учредительное Собрание - что мы с ним сделали?!"

Настоящее Учредительное Собра­ние в России станет возможно, когда в процессе сопротивления власти возникнет новое - демокра­тическое, гражданское народное движение, которое возьмет за гор­ло зарвавшуюся касту паразитов. Победа такого движения будет оз­начать разрыв с тоталитарным прошлым. Она будет означать, что у России снова появился шанс. Та­кие события называются револю­цией.

Для российского освободительного движения некогда, идея Учредитель­ного Собрания была жестко соеди­нена с представлением о револю­ции - оно должно было стать фор­мой закрепления прав народа и гражданина, вырванных у власти в борьбе. Требование созыва Учреди­тельного Собрания было непосред­ственно связано с "низвержением самодержавия" как необходимым условием этого.

Что делать сегодня в связи с угро­зой проведения псевдоучредилки? Объяснять политический смысл это­го мероприятия и того, что такое настоящее Учредительное Собра­ние. И - ни одного избирательного бюллетеня ни на каких их референ­думах и выборах. Тотальный бой­кот.