ОБРАЩЕНИЕ КОНФЕДЕРАЦИИ АНАРХО-СИНДИКАЛИСТОВ

За пять лет легального и полуле­гального развития неформального движения многие его бывшие уча­стники, ныне - вполне формаль­ные господа, проделали чудесную эволюцию, не один раз изменив своим убеждениям. Будучи в 1987 году убежденными коммунистами - сторонниками ленинского ЦК, в 1988-м они стали коммунистами-реформаторами, в 1989-м дорос­ли до социализма с человеческим лицом, в 1990-м - до рынка и час­тной собственности, вылупив­шись, наконец, после путча за­конченными антикоммунистами с последующей, ближе к 1993-му, трансформацией в истинных пат­риотов земли русской. Эти люди сменили за недолгие годы пере­стройки столько временных лиц, что их постоянные лица уже лишь отдаленно напоминают человече­ские, как, впрочем, и лик того об­щества, к которому они нас ведут. В отличие от этих шустрых пере­вертышей, мы более постоянны, и потому сегодня в качестве свое­го "кредо" предлагаем вам наше первое обращение, принятое 21 августа 1988 года. Нам кажется, что тогдашние наши требования, увы, актуальны и по сей день, не­смотря на попадающуюся кое-где "однопартийную систему", "соци­алистическую фразеологию вла­стей" и другие приметы недавне­го, но такого далекого - из другой эпохи - 1988 года.

Граждане!

Нас заставляет обратиться к вам серьезная опасность, нависшая над нашей страной. Усиление в обществе независимой от наро­да касты чиновников, контролирующих ры­чаги власти, распределение произведен­ных в стране благ и информации, поставило страну на грань экономической, экологиче­ской и социально-политической катастро­фы. Насаждаемый бюрократическими сло­ями ради сохранения собственных приви­легий монополизм приводит к прогресси­рующему загниванию экономики, духов­ной культуры, политических механизмов. Жертвой этих процессов становится чело­век труда. Он подвергается интенсивной эксплуатации на производстве, сталкивает­ся с проявлениями социальной несправед­ливости практически во всех сферах наше­го общества, не может найти удовлетворе­ния даже элементарных человеческих по­требностей в жилье, здоровой пище, чис­том воздухе. Знамя абстрактного "общена­родного" интереса стало орудием беспре­цедентного подавления устремлений лич­ности.

Стремясь скрыть от народа свою объек­тивную неспособность управлять обществом и нежелание отказаться от привиле­гий, бюрократия искусственно тормозит развитие духовной культуры, поощряя тем самым наиболее разрушительные формы протеста против существующего положе­ния.

Острота социальных противоречий, нара­стание экономических провалов делают реальным разрушительное, насильствен­ное социальное столкновение между на­родным движением и сплоченной когортой бюрократии.

Надежды на смягчение конфликта в ходе проводимых сверху реформ становятся все более зыбкими. За социалистической фразеологией проступает стремление вли­ятельных слоев в партии и государстве пе­ревести нашу экономику на рельсы запад­ного варианта капитализма. На деле это оборачивается образованием чудовищной смеси азиатских, нецивилизованных форм эксплуатации и управленческого диктата, основанного на экономической и политиче­ской монополии, на беспрекословном подчинении трудящихся реально не избирае­мым "менеджерам". В наших условиях это может означать только сохранение старых проблем и возникновение новых, превра­щение страны в еще одну экологическую свалку развитых стран, дальнейшее углуб­ление социального неравенства, снижение покупательной способности трудящихся и, следовательно, резкое усиление кризис­ных явлений в экономике, несдерживае­мый рост безработицы и т.п.

Все большей фикцией оборачиваются обе­щания самоуправления и демократии. Вы­боры директоров прикрывают скрытую форму назначения, партия берет курс на совмещение высших партийных и государ­ственных постов, усиливает репрессии про­тив общественного движения. За неуступ­чивостью в армянском вопросе, разгонами социалистических манифестаций, "братани­ем" бывших либералов с откровенными консерваторами на XIX партконференции проглядывает стремление бюрократиче­ских слоев любой ценой удержать свои привилегии и позиции в системе власти.

Эволюция нынешнего партийно-государст­венного руководства от реформизма к "пра­во-центристскому блоку" удивительно напо­минает путь группы, возглавляемой Н.Хру­щевым. Венцом этого пути стал расстрел ра­бочей демонстрации в Новочеркасске, лишь благодаря строгой секретности не превра­тившийся в новое 9 января. Стрельба в Ар­мении и Алапаевске показывает, что часть нынешних руководителей способна приме­нить оружие против собственного народа. Резня в Сумгаите, экстремистские действия и призывы радикальных прозападнических и шовинистических организаций свидетельст­вуют о том, что в нашем обществе есть силы, стремящиеся к насильственному разреше­нию кризиса. Всплеск стихийного насилия могут вызвать и действия властей, и просто продолжение прежней социально-экономи­ческой политики. Опыт нашей истории пока­зывает, что разрушение общества в граждан­ской войне способно в конечном итоге при­вести к утверждению реакционной диктату­ры, основанной на уничтожении собственно­го народа.

Затягивание разрешения накопленных про­тиворечий усиливает опасность разруши­тельного взрыва. Консервативные слои в партии и государстве не допустят социали­стического разрешения этих противоречий сверху. Трудящиеся страны уже вырабаты­вают ненасильственные методы участия в решении судьбы страны, которые казенная пропаганда боязливо называет силовыми. Но залог успеха народа в единстве требова­ний в борьбе за свои права против централи­зованной бюрократической машины.

В борьбе за социализм нельзя забывать, что социализм - это не беспредельный рост власти государства, не подавление рынка, не "всеобщее равенство", оборачивающее­ся на деле "гарантированной для всех" ни­щетой. Социализм - это последовательно проведенное народовластие, самоуправ­ление во всех сферах общества, макси­мально широкая политическая свобода. Именно так понимали социализм в обще­ственной мысли XIX - начала XX века, пока разного рода тоталитарные режимы не по­старались исказить изначальное значение этого слова.

Стране нужна четкая программа радикаль­ных социалистических преобразований, противостоящая одинаково опасным для человека труда планам казарменно-бюрократической реставрации и "западно"-капиталистической "реконструкции".

Поэтому мы, участники общественно-пол­итического движения нескольких городов и областей страны объединились в Конфеде­рацию анархо-синдикалистов (КАС) с целью распространения следующих принципов:

1. Власть в стране должна принадлежать Со­ветам, а не их заменителям. Федерализм, автономия и децентрализация - не на словах, а на деле. Советы в таком виде, как они были рождены революцией, основывались на принципе делегирования, который реально обеспечивает подчинение вышестоящих ор­ганов нижестоящим снизу доверху, то есть реальное самоуправление. Принцип делеги­рования предполагает комплектование вы­шестоящих органов из делегатов нижестоя­щих с правом отзыва в любое время, опреде­ление компетенции вышестоящих органов по соглашению нижестоящих организаций. Этот принцип обеспечивает также действи­тельный федерализм, то есть широкую автономию самоуправляющихся объединении трудящихся, свободный выбор объедине­ния, в которое вступает человек, трудовой коллектив, территория. После революции Советы были "перестроены" и превратились в придаток парторганизаций. Борьба за восстановление демократических, совет­ских начал нашего общества может начать­ся с кампании перевыборов Советов на­родных депутатов, с борьбы против каждо­го акта бюрократического произвола, за справедливое решение национального вопроса и т.д. Власть должна принадле­жать народу, а не партиям!

2. Средства производства должны принад­лежать тем, кто на них работает. Сейчас уже становится ясно, что за словами "обще­народный интерес", "общенародная собст­венность" часто скрываются независимая от трудящихся воля и корыстные интересы бюрократии. Попытка управлять экономикой, на считаясь с волей трудящихся, при­водит к затяжным экономическим кризи­сам, непроходящему дефициту, уравнилов­ке и злоупотреблениям. Рабочие и ИТР должны реально распоряжаться средства­ми производства и произведенной продук­цией через Советы трудовых коллективов (СТК), состоящие из делегатов нижестоя­щих подразделений, самостоятельно регу­лировать экономику через координацион­ные органы, состоящие из делегатов СТК. Борьба за эти принципы может начаться с создания инициативных групп по выборам независимых от администрации СТК, с со­здания органов рабочего контроля за ад­министрацией, с противодействия мини­стерскому произволу, с установления по­длинного самоуправления в кооперативах, с   создания   координационных   органов предприятий-смежников и т.д.

3. Охрана личности от общества не менее важна, чем охрана общества от личности. С нашей точки зрения, свободное развитие че­ловеческой личности - это цель и средство общественного прогресса. Общество долж­но как можно меньше вмешиваться в дела личности. Для реализации этой цели необхо­димо широкое политическое и правовое просвещение народа, борьба за гуманиза­цию законодательства, бескомпромиссное отстаивание тех прав и свобод, которые уже предоставлены Конституцией СССР, защита от их искажения законодательством.

4. Здоровье дороже производственных по­казателей. Оторванность руководства эко­номикой от интересов населения, погоня за прибылью и производственными показате­лями ставят мир на грань экологической ка­тастрофы. Надо помнить: если она наступит, все достижения цивилизации станут бес­смысленными. Уже сейчас необходимо вес­ти борьбу против любых фактов и планов загрязнения окружающей среды и отравле­ния человека на производстве, какими бы мотивами они не оправдывались. По мере демократизации местных органов власти не­обходимо подчинение им предприятий в вопросах экологии и охраны здоровья.

На этих принципах основываются разрабо­танные нами планы конкретных преобразо­ваний. Мы приглашаем всех желающих присоединиться к борьбе за реальное на­родовластие, социалистическое самоуп­равление, расширение прав личности, со­трудничать с нами.

Принято на 1-ой конференции КАС 21 августа 1988 г. в Москве.