ФАШИЗМ НА МАРШЕ
KAK ЖИВЕТСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Решил написать
письмо о том, как хорошо живется за границей.
В Литве резко
усиливаются фашистские тенденции. Это началось с утверждения, что литовцы имеют
большее право жить в Литве, чем люди других национальностей, потом переросло в
моральный и физический террор против инакомыслящих (взрывы на митингах ДПТЛ - бывшей
Компартии, срыв хулиганствующими активистами из правых
организаций встреч и митингов, организованных левыми). При этом полиция чаще
всего ничего "не замечает". Теперь правые начали террор против неугодных
им структур власти, яркий пример этого - захват Вильнюсской мэрии. Полиция вмешалась
только на следующий день. Политические организации левых, увы, нерешительны. В
Шяуляе мы пока способны сопротивляться, но только в одном городе и только пока.
Теперь о социальных
проблемах. Средняя заработная плата составляет у нас 20-30 процентов от прожиточного
минимума. Люди живут на запасы, а многие просто воровством. Производство продолжает
сокращаться. Правительство гробит экономику огромными налогами. Уже начинает трещать
система социального обеспечения.
Воспротивиться
этому некому. В обществе воцарился страх: "Как бы меня не обозвали
коммунистом". Политикам, за исключением правых, не хватает решительности.
Среди рабочих есть желание сопротивляться, но многие не могут разобраться в ситуации
и идут на поводу у профашистской государственной пропаганды.
Другая причина, не позволяющая реализовать это стремление - неорганизованность
рабочих.
После того, как
Союз Рабочих Шяуляя высказал намерение воспротивиться курсу правительства, приток
новых сил значительно возрос. Но в целом Союз Рабочих Литвы - это проправительственная организация, которая к тому же медленно
деградирует. Его руководство во главе с К.Уокой и А.Бальсене каждый раз спешит подчеркнуть свою поддержку Ландсбергиса
и Вагнорюса. Возможности пропаганды у них значительно
шире, чем у нас. В прошлом месяце они взяли курс на изоляцию несогласных с ними
рабочих лидеров. К сожалению, выйти из Союза Рабочих наши организации (Вильнюс,
Шяуляй, Мажейкяй) пока не готовы, хотя такая точка зрения постоянно усиливается.
Союз Рабочих Шяуляя
резко полевел, но политикой мы не занимаемся. Выдвигаем экономические требования:
25 рублей в час минимум (сейчас он составляет 8), квартирный вопрос, проблемы
общежитий, реформа социального страхования. Призываем парламент
и правительство прекратить политиканство и заняться реальными проблемами.
Но, увы, мы не имеем достаточного выхода на средства массовой информации. Выпускать
свою газету очень дорого. Приходится собирать крохи. Пока нас печатают, когда это
кому-то выгодно, а не когда нам нужно. Замалчивают наше участие даже в тех конфликтах,
где мы являемся одной из сторон, освещая события на свой лад.
Все так паршиво,
что я думаю - нас задавят. Хотя мы еще повоюем. Если меня выгонят из Союза Рабочих,
следующий созданный мной профсоюз будет с самого начала нелегальным. Пора готовиться
к жизни при диктатуре. За эти два года я очень устал...
Эвалдас БАЛЬЧЮНАС
ИРКУТСКИЙ ФАШИЗМ
Фашизм для Иркутска
и вообще для Сибири явление не традиционное, а привнесенное извне. Даже в годы революции
1905 года "черная сотня" не проявляла здесь особой активности, так как
буквально все крупные города Сибири были набиты политическими заключенными-каторжанами
и ссыльными со всех концов Российской империи. Несколько сотен лет царской, а затем
советской карательной политики превратили Сибирь в подлинно интернациональную
страну. Национализм и шовинизм были внедрены в сознание иркутского обывателя так
называемой творческой интеллигенцией - "русскими" писателями. С начала
80-х годов в столицу Восточной Сибири зачастили писаки-черносотенцы,
агитации которых была дана "зеленая улица". Ведь в Иркутске живет
Распутин, получивший к своему пятидесятилетию звание Героя Социалистического Труда
и написавший в прошлом году небезызвестное "Слово к народу".
На протяжении
нескольких лет в местном отделении Союза писателей шла борьба между "славянофилами"
и "западниками", то есть между черносотенцами и демократами, закончившаяся,
в конце концов, расколом на две организации. Черносотенцы, благодаря авторитету
"великого писателя земли сибирской", сохранили за собой печатный орган
- альманах "Сибирь", сформировав собственную редакцию, и начали выпуск
собственной ежемесячной газеты "Литературный Иркутск". В 1990 году начала
выходить уже откровенно фашистская газета "Земля" (субсидируется Агропромом),
а в 1991-м - "Русский Восток", издаваемый лидером Национал-патриотического
союза "Верность" А.Туриком. "Интеллектуальный"
шовинизм постепенно слился с бытовым.
Несколько лет
в Иркутске существует спортивное молодежное объединение под руководством А.Романова,
в недавнем прошлом комсомольского функционера по линии физической культуры и спорта.
Когда талантливый спортсмен начал собирать с улиц городских подонков
и вовлекать их в сеть своих спортивных организаций, многие недальновидные люди
искренне обрадовались. Они не учли того, что романовцы"
будут не только обучаться рукопашному бою и основам индийской и китайской философии,
но и накачиваться "русской идеей". Ныне организация отлично подготовленных
боевиков насчитывает уже несколько сотен человек и представляет весьма внушительную
силу. Юные костоломы стоят в оцеплении всех черносотенных мероприятий в Иркутске,
готовые выполнить любой приказ своего фашистского "гуру".
Другим "солидным"
черносотенным объединением является Иркутское казачье войско, во главе которого
стоят бывший райкомовец Меринов и бывший работник прокуратуры Шелохов. Идеологом ИКВ с самого начала стал националист Турик, обнаруживший в себе казачью кровь (вообще-то вся
родня Турика - выходцы с Западной Украины). Новоявленные станичники сразу потребовали от властей землю в близлежащем
районе "для возрождения казачьего землепользования" (хотя никто из них
за свою жизнь не провел ни одной борозды), создания казачьей сотни "для наведения
порядка" и, соответственно, выдачи холодного и огнестрельного оружия, а также
несколько зданий в центре города для казачьей управы и кадетского казачьего корпуса,
который они намереваются создать.
Казаков не интересует
тот факт, что в Иркутске никогда не существовало никакого войска, не было никаких
казачьих земель и зданий. Не интересуют их и традиции казачьего самоуправления.
Когда, после наделавшего шуму посещения казаками Иркутского центрального рынка,
вторая по численности в области Ангарская станица отказалась участвовать в национал-шовинистических акциях ИКВ,
на ее атамана В.Шутько обрушился град угроз и оскорблений.
Он был обвинен в попытке раскола. Его попытались лишить атаманского звания, но
станица дружно крикнула своему вожаку "Любо!" Тогда Шутько был приговорен к наказанию плетьми, но исполнить
приговор охотников не нашлось до сих пор - в Ангарске
больше сотни казаков и почти половина из них - офицеры расквартированной под городом
воинской части. В Иркутске же, как сказано выше, казаками назвали себя бывшие
партийные чиновники и люмпены, непригодные ни к какой работе.
В конце июня целый
взвод хулиганов в казачьей форме, вооруженных нагайками, явился в редакцию газеты
"Советская молодежь". Угрозы в адрес журналистов закончились обещанием:
"А вашего Подшивалова мы
высечем!" К сожалению, автора этих строк не было в тот день в редакции, поэтому
через два дня иркутские анархисты нанесли ответный визит "вежливости"
на штаб-квартиру ИКВ. Между казаками и анархистами в Иркутске существует давняя
неприязнь. Среди анархистов есть русские, буряты, татары, украинцы, и утверждение
казаков о том, что "Сибирь - исконно русская земля" для них неприемлемо.
Любителю телесных наказаний было предложено выполнить свою угрозу в любое удобное
для него время и передано заявление, в котором анархисты
пообещали казакам защищать честь и достоинство граждан от их посягательств любыми
доступными средствами. Казакам был дан совет воздержаться от повторения акций,
подобных посещению редакции газеты.
Однако наши доморощенные
ультра не внемлют голосу разума. Последний казачий круг, прошедший в октябре, потребовал
от властей в месячный срок выселить за пределы области всех "незаконно проживающих
лиц кавказской национальности". Чем это может кончиться, предугадать нетрудно.
Сибирский Карабах - на пороге!
Игорь ПОДШИВАЛОВ
МОЛДАВИЯ: НОВЫЕ ДИССИДЕНТЫ - НОВЫЕ РЕПРЕССИИ
Несколько месяцев
назад нам стало известно о том, что в Республике Молдавия семья журналистов и литераторов
Тамары Бурденко и Игоря Гергенредера подвергается преследованиям
со стороны властей и крайне правых националистических сил. Нетрудно догадаться,
что поводом для этого стала общественная и политическая деятельность двух кишиневских
анархистов. В нескольких статьях, которые Игорю Гергенредеру
удалось опубликовать в местных газетах, он высказал свое резко критическое отношение
к политике правительства. После одной из публикаций его жену Тамару Бурденко уволили
якобы за "систематическое нарушение правил внутреннего распорядка",
несмотря на то, что на протяжении 14 лет работы в журнале
"Кодры" у нее не было ни одного выговора. Даже элементарные формальности
не были соблюдены, человека попросту выкинули на улицу с волчьим билетом. Ситуация
особенно осложняется тем, что Тамара фактически единственный кормилец в семье.
Сегодня она, ее муж (инвалид второй группы) и их шестилетняя дочь вынуждены жить
на мизерную пенсию. О том, в каком положении оказались молдавские диссиденты, рассказывает
Игорь Гергенредер:
"В республике,
как известно, создалось взрывоопасное положение, конфликт с
Приднестровской Молдавской республикой был превращен преступным режимом
Снегура в кровавую войну. В Кишиневе резко активизировались
околоправительственные откровенно фашистские силы. В
правой, националистической прессе все чаще публикуются материалы, обеляющие нацистских
преступников: германских и тут же, естественно, румынских. Несколько раз мне настойчиво
предлагали подготовить "занимательные, интригующие, а при этом ненавязчиво-реабилитационные"
материалы о Геринге, о Рудольфе Гессе, о Лее.
Таким образом,
мне, немцу, члену местного немецкого культурного центра
"Хоффнунг", отводилась роль "цивилизованного"
апологета нацизма, работающего в паре с румынскими наци, роль "нерумынского"
проповедника расистской идеологии. Я никогда ранее не поддерживал с ними отношений,
и они не могли предположить, что я - анархо-синдикалист.
В начале июня
Национал-Христианская партия выступила по радио, ТВ и
в ряде газете предложением воздвигнуть в Кишиневе памятник Антонеску.
Узнав об этом, я попытался подвигнуть немецкий культурный
центр на акцию протеста. Однако большинство отказалось, страшась физической
расправы. Все же несколько немцев поддержали меня, и мы написали воззвание "Нет
человеконенавистничеству!" против готовящейся мерзости - возведения памятника
палачу Антонеску.
Я обошел с этим
воззванием все редакции Кишинева, и лишь две газеты решились его напечатать - еврейский
"Наш голос" (8 июля) и "Кишиневские новости" (10 июля). Причем
и та, и другая выбросили слова "мерзость" и "немецкий подручный".
21 июля я получил
официальное послание от председателя Союза писателей Молдовы М.Чимпоя о том, что мое обращение к Снегуру
по поводу незаконного увольнения моей жены Т.Бурденко признано лживым, ничего
незаконного в действиях редакции журнала "Кодры" не обнаружено. В
тот же день Чимпой позвонил мне домой и заявил, что мое
обращение к президенту Снегуру квалифицируется как распространение
заведомо ложных, порочащих людей сведений и против меня возбуждается уголовное
дело "за клевету".
И это еще не все.
В ночь с 22 на 23 июля нас разбудил резкий звонок, потом в дверь принялись дубасить ногами. Мужские голоса орали: "Убирайся из Молдовы
со своими ..." и мат. Дверь трещала от ударов. Мы
к телефону - отключен (телефон у нас и раньше отключали на сутки и больше, а на несколько часов очень часто). На наше счастье сосед выскочил
на свой балкон и принялся кричать. Кто-то позвонил в полицию. Приехав, она никого
не арестовала. Телефон включили только в 11 часов утра.
Около 5 часов
вечера того же дня раздался звонок в дверь. Открываю. Передо мной парень лет двадцати
с небольшим, молдаванин. В руке - сетка с чем-то.
"Вам велели передать! - подает мне сетку и ретируется. В сетке - полиэтиленовый
мешок, а в нем отрубленная голова собаки.
Напоминаю, у нас
шестилетняя дочь, с нами живет моя 83-летняя теща, абсолютно беспомощная, помочь
нам некому. Соседи уже кем-то проинформированы о нашем конфликте с "народным
фронтом" и не позвонят больше в полицию.
Ваши Игорь ГЕРГЕНРЕДЕР и Тамара БУРДЕНКО
P.S. Буквально
сейчас нам стало известно, что на нашего
адвоката Я.И.Дубина было оказано давление, и он только что отказался от участия
в нашей защите, оставив нас один на один с произволом властей.
Кишинев, 26 июля 1992 г."
Уважаемые читатели!
Вы можете оказать неоценимую помощь молдавским диссидентам
способствуя распространению информации о преследованиях за инакомыслие в
Молдавии, а также перечислив деньги в фонд помощи жертвам националистического террора.
Адрес общественного комитета помощи Тамаре Бурденко и Игорю Гергенредеру:
Москва 109462, Волжский бульв., д.21, кв.62, Цовма Михаил Александрович.