СЕРОЕ БЕЗМОЛВИЕ

Москва. Центр. Половина одиннадцатого утра. В метро "у головы Ногина" толпятся на­род. Продают "Альтернативу", "Меньшевика", "Свободное слово".

- Как вы думаете, сегодня будут беспо­рядки?

- Трудно сказать, но по идее должны быть.

Так началось для меня 7 ноября этого го­да. Патлатые распространители без четкой идеологической принадлежности, бюргерско­го гида господа в шляпах и с триколорами на пальто, гдляно-ивановки с горящими глазами, любопытствующие пенсионеры и пофигистски настроенные подростки, свернутые флага и лозунги, пачки газет. Все как обычно, знакомое, предмитинговое. И все же... Все же не по­кидало ощущение чего-то необычного, важно­го, что обязательно должно сегодня произой­ти.

Эскалатор, идущий вниз, в метро, везет людей с красными флагами и поролоновыми цветами; эскалатор, идущий вверх, из метро - людей с трехцветными флагами, вытаскиваю­щих из карманов поминальные свечи - эти идут на антикоммунистический митинг у здания ЦК КПСС.

Холодно. Выпал снег. Пара тысяч человек, столпившись у импровизированной трибуны, слушают известных в городе ораторов. При­мерно столько же заняты чуть поодаль куп­лей-продажей независимой прессы, беседами о ситуации в России и Москве... А в воздухе висит молчаливое ожидание чего-то.

Иногда (словно из другого мира!) в сквер, где идет митинг, заходят "реликтовые" това­рищи в каракулевых воротниках и с красны­ми бантами на груди. Иногда, стыдливо пряча большие бумажные гвоздики, заскакивают трудящиеся, по своей обязательности уже по­сетившие сегодня одно мероприятие, они с выражением живого любопытства на лицах наблюдали за происходящим.

Истошный вопль: "ЕЛЬЦИ-И-ИН!" при­водит толпу в движение, и остается только по­жалеть аккуратный газончик, по которому россияне мчатся смотреть своего президента. ...И, тем не менее, ничего не происходит. Видно еще просто рано. Еще не время. Ну да! В сере­дине дня так называемая "альтернативная демонстрация" должна завершиться митин­гом на Манежной площади, а как подсказыва­ет опыт, митинг на Манежной - это масса на­роду и масса интересного. Туда! Разумеется, центр города перегорожен вдоль и поперек. Делая невероятные крюки и петли, вес же вы­ходим, наконец, на Тверскую. За спиной - плотная, густо-серая цепь милиции, перего­родившая Пушкинскую - место предполагаемого митинга ДС. Может это там должно про­изойти?

Но вот и Манежная. Как ни странно, она почти пуста. Виден лишь хвост "альтернативной" колонны, втягивающейся на Красную площадь. Любопытство заставляет нас встро­иться в ее последние шеренги. Может быть тут, на Красной?..

Цепи гебистов, мокрый ветер, диковатое оформление ГУМа, пустой мавзолей. Лозунги - либо убивающие своим тупизмом и застой­ной перестроечиостью ("Долой КПСС!", "Нет ленинизму!", "Коммунистов - к ответу!"), либо расплывчато-неясные в наших условиях ("Преступную партию - к ответу!" – какую партию?; "Руки прочь от Ельцина!" - чьи руки, левые или правые?). Поравнявшись с мавзолеем народ начал скандировать: "Повер-ни обезь-яну! Повер-ни обезь-яну!" - Страннее название для мумии! Да и куда ее поворачивать? - Да при чем тут мумия! Вон парень на палке несет пла­кат с обезьяной, а внизу "см. на обороте" напи­сано!

Задняя часть колонны орет что попало неес­тественными голосами (не от обилия эмоций, а так), передняя фанатично скандирует: "Слава Попову! Слава Попову!". Сам Попов в окруже­нии неомоссоветовцев из МОИ стоит у спуска на набережную и несколько смущенно принимает бурные вопли, обращенные не то к нему, не то к высоко поднятому рядом портрету Ельцина.

Долго и нудно колонна обходит Кремль и, наконец, выходит к месту митинга. И тут проис­ходит необыкновенное... Нет! Это не небывалое единение демонстрантов и не '"крутейшая" речь оратора, не сногсшибательный лозунг и даже не стычка с войсками. Выйдя на площадь, колонна исчезла, как растаяла. Люди, шедшие друг за другом в плотных шеренгах еще казались мас­сой, но, попав в огромное пространство, раствори­лись в нем. Площадь поглотила их своей широтой и осталась пустой. Организаторы ждали. Тянули время. Но, поняв, что произойдет, если ждать и дальше, начали митинг.

Речи были обычные: резкие, антикоммунис­тические, с выпадами в адрес правительства. Но ничто не могло уже сгладить жуткого впечатле­ния от митинга на полупустой площади после то­щей демонстрации фанатиков и зевак. А именно такое ощущение осталось у меня от этого дня.

.. Тяжело жить в Совке!

...Еще хуже, когда нет даже намека на дви­жение, способное хоть что-то изменить.

...И совсем уж плохо, когда знаешь, что год назад оно было, а сейчас его нет!

ПОЧЕМУ?!!

Мария Ворожейкина