СТАНЕТ ЛИ СОЛЖЕНИЦЫН АНАРХИСТОМ?
Может быть я ошибаюсь, но статья "Как нам обустроить
Россию" не встретила того отклика, на который могла рассчитывать.
Демократов она не устраивает своей почвеннической философией, а патриотов
своим открытым радикализмом и критикой национал-большевизма.
И это хорошо, т.к. писатель пытается нащупать синтез (а не конъюнктурную
среднеарифметическую) современной общественно-политической жизни. Теперь
именем Солженицына нельзя будет размахивать как дубинкой в политической борьбе
- его позиция ясно определена - он и за демократию и за патриотизм, он
независимый.
В самом деле,
каковы его идеи?
Роспуск Союза
ССР; национализация имущества КПСС "и ликвидация КГБ; прекращение
имперской политики помощи диктатурам; постепенная передача земли крестьянам;
возврат к частной собственности; политическая система: земство, президент,
Государственная Дума как орган, выражающий интересы сословий - социальных
групп.
В чем сильные
стороны этой позиции? В противовес значительной части демократического движения
готов утверждать - почвеннический характер, понимаемый не как "железный
занавес", а как опора на собственные силы. Это если мы хотим
действительного обновления страны, а не возведения либерального фасада, за
которым стоит авторитарный режим в полуколониальной стране. И совсем не потому,
что Запад только и ждет как бы нам напакостить.
Просто выздоровление может произойти лишь за счет внутренних ресурсов
организма. А если опираться на собственные силы, надо искать национальную антидеспотическую и антитоталитарную
традицию (благо она есть). И в этом смысле очень симптоматично, что взгляды А.И.Солженицына
во многом являются анархистскими. В самом деле: опора на сильное местное
самоуправление, построение государственного аппарата снизу сверх,
делегирование. Как анархист, я могу только приветствовать это. Точно так же я
бы ни слова не возразил против резкой критики парламентаризма и многопартийной
системы.
И, наконец,
меня не - надо убеждать в преимуществах непосредственного представительства
через организации. Синдикат и отличается от простого профсоюза тем, что
участвует в управлении страной.
В этом
контексте раздражение Солженицына против анархизма не вызывает ничего кроме
улыбки или недоуменного вопроса: "Чего ругаться, если те же идеи?"
Причина, конечно,- незнакомство писателя с современным анархизмом. У него
перед глазами либо анархо-коммунисты Кронштадта и Питера в 19)7 г, либо
современные западные анархисты - и те. и другие - "Красные".
Но есть в
этом один нюанс. Слова Солженицына отражают тот образ анархизма, который
господствует ныне в массовом сознании. И если мы хотим выработать не
антикоммунистическую, а посткоммунистическую альтернативу,
стать независимыми, т.е. "по ту сторону правого и левого", то нам
помогут и правильно осмысленный опыт казачества, и мысли К.Аксакова о "негосударственности" русского народа, и многое
другое.
Есть однако идеи Солженицына, которые вызывают возражения. В
первую очередь это касается президентской власти. Уже многое говорилось о ее недостатках:
разбухание бюрократического аппарата, излишний централизм, склонность к
бонапартизму и т.д. Поэтому, если уж посвящать целые разделы критике
парламентаризма, то было бы разумно проанализировать и слабые стороны
президентской власти (раз Солженицын считает, что надо принимать
демократическую форму правления, хорошо осознавая ее негативные стороны). Кроме
того, в наших политических реалиях президентская власть оказывается тесно
связанной со старой партноменклатурой.
Пройдет еще много времени прежде, чем станет возможным разделить власть президента
и интересы КПСС. В этой ситуации вес отрицательные свойства президентства
только усиливаются. Итог - президентская власть неизбежно тормозит развитие
самоуправления, а ведь только на основе последнего и может возродиться Россия.
Рискну высказать предположение, что идея президентской республики родилась у
А.И.Солженицына из сочетания, с одной стороны, политической конъюнктуры, и, с
другой стороны, из его симпатии к монархии как символу надполитического,
надклассового единства страны. Но избираемый, а, следовательно, зависимый
президент слишком погружен в политическую борьбу и не может быть полноценным
"символом единства" России. Надо быть последовательным и либо прямо
говорить о монархии, либо о федералистской республике (как анархисты).
В этой связи
очень важно другое: понимая всю значимость политического урегулирования, я
считаю спорной саму попытку определить будущее страны посредством политического
устроения. Политика - это не то, что может объединить нас всех. А.И.Солженицын
понимает это и правильно пишет о второстепенности политики, однако посвящает
свое письмо именно ей. Сейчас надо апеллировать в первую очередь к совести и
чувству самосохранения а политическое урегулирование
тогда придет само.
Леонид Наумов