ЕЩЕ РАЗ О
ЛЬВЕ ТОЛСТОМ
"Всякое правительство я считаю...
учреждением для совершения посредством насилия безнаказанно самих ужасных
преступлений: убийств, ограблений, спаиванъя, одурения,
развращения, эксплуатации народа богатыми и властвующими; и потому полагаю,
что все усилия людей, желающих улучшить общественную жизнь, должны быть
направлены на освобождение себя от правительств".
Л.Н.Толстой "Об общественном движении
в России", 1905 год.
Недавно по радио в литературные чтениях
передавали рассказ, посвященный началу века. Главный герой, интеллигент,
переживший революцию, вспоминает последние "предгрозовые" годы. Как
и многие, он считал себя тогда поклонником Толстого. Но как-то раз встретился
ему монашек-странник и в один миг поднял на смех нашего героя с его модным
толстовством.
Что же
выставил православный человек в вину мятежному графу и почему счел его бунт
пустым и нехристианским?
Он сказал то
же, что и десятки, сотни раз будут повторять о Толстом
и после, желая опорочить и принизить его анархическое евангелие, его проповедь
и его идеал.
Нам говорят
со снисходительной улыбкою:
- Что
Толстой?.. Как и все анархисты-бунтари - из князей и графьев;
тщеславный, взбалмошный человек, пожелавший слыть оригиналом. В молодости -помещик, воспитанный дурно, развратник, увлекавшийся
женщинами, "военный корреспондент" Севастополя, выпивоха - вдруг,
став стариком, обращается из Савла в Павла. Его
пугает война - он говорит "не убий", не может волочиться за дамами -
призывает к воздержанию, ему хочется стать знаменитым - ругает церковь, нужно
слыть оригиналом • пашет сам землю. Говорит - "раздайте все" -и остается помещиком, проповедует любовь к ближнему и
ругается с собственной женою.
И о те годы,
и вчера, и сегодня - религиозные фанатики также, как и новоиспеченные
верующие (потому что так модно), развращенные бездействием интеллектуалы - все
они будут, - кто смиренно склонив очи долу, кто со
сладострастною усмешечкою, - говорить; вам эти
слова.
А между тем,
народный порыв, желание "идти к Толстому" - остается к будет поныне и присно.
В чем же
феномен Льва Толстого?
В том ли, что
он "зеркало русской революции", как писал Ленин? В особом литературном
стиле? В стремлении к филантропии и душеспасительству?
В России с XVIII
века начинается традиция дворянски-интеллигентского
радикализма. Радищев едет из Петербурга в Москву, заходя в крестьянские избы,
декабристы встают в каре - под пули и картечь, наконец, тысячи студентов идут
в народ, - но народ отторгает и дворян, и декабристов, и землевольцев.
Не помогает стремление к труду, не помогают и переодевания в народные рубахи,
вид "господина", тянущего соху, только настораживает крестьянина.
И вдруг -
граф, занимающийся ручным трудом и пишущий тут же книги - не вызывает
недоверия, а ведет подсчет сотням и сотням листков, идущих ему от малограмотных
простых людей.
Там крестьяне
читают вместе Евангелие - и их высылают за это в Сибирь; здесь странник не
снимает шапки перед судьею, ибо не хочет видеть в нем "власть"; а тут
десяток молодых людей отказывается идти в армию, потому что Толстой напомнил
заповедь Христа "не убий"...
Толстой -
почти единственный настоящий интеллигент, который сумел, вопреки дистанции
между элитой и народом, прямо обратиться к самым широким слоям русских
земледельцев и работников. Его проповедь пробила брешь в полицейской поруке,
связавшей цепями рабства общинную деревню. Слова Евангелия, истолкованные им
гуманистически и анархически, стали наилучшей формой пропаганды - ибо
христианство являлось единственным стержнем, пронзившим и связавшим все
прослойки и глубины русского народа.
Его
проповедь, простая и понятная, буквально сокрушила при этом не только подлейшую
суть и глупость правительства, суда: но и полицейскую сущность церкви,
вживленной в российский государственный аппарат.
Церковь, по Толстому, не только ставит себя, не имея на это никаких
прав, между нравственным законом (Богом) и человеком, не только раздает векселя
на "спасение души", но и является чисто формальной чиновничьей
иерархией, верным агентом государства, послушно продающей все "тайны"
исповеди и доносящей о любом сомнении и инакомыслии крестьянина, рабочего,
интеллигента. Она не вступает против смертных приговоров к продолжает благословлять перед казнью. Она утопает в
роскоши, не становясь на сторону обездоленных. Она
также безнравственна, как и государство, и поэтому является его оплотом.
Действительно,
вопреки мнению сегодняшней "либеральной публики", церковь никогда не
была столпом нравственности, и уж особенно в начале XX века, когда не только
не осудила даже "Кровавого воскресенья", но и отпускала грехи
солдатам, занимавшимся расстрелами»
Ударив по
церкви, Толстой качнул крестьянский мир к сознанию нового общинного строя - при котором община не скидывает покорно деньги в
общую шапку налога, не выдает ежегодно пушечное мясо для войн, не помогает
полицейским сдирать штаны и сечь инакомыслящего, а встает на защиту каждого
своего члена, отвергает вмешательство государства в свою внутреннюю жизнь: Лев
Николаевич открывал перед крестьянами и рабочими новый мир, и лишь жестокие
репрессии имперских и советских властей остановили движение по этому пути.
Воистину колоссально
воздействие толстовства на русскую интеллигенцию. Его проповедь нашла отклик
как в интеллектуальной элите, писательской, творческой среде, так и среди
простых земцев, служащих, студентов, рядовых священников. Он постоянно ведет
огромную переписку с художниками и литераторами, его идеи подталкивают
творческую мысль (вспомним хотя бы рассказы Леонида Андреева
"Христиане" и "Рассказ о семи повешенных"), его голос
всегда против расстрелов, экзекуций и карательных мер.
Самая смерть
Толстого становится причиной пробуждения интеллигенции от наркотического сна
декадентских лет. Ведь уход Толстого из Ясной Поляны, шаг "в народ",
стоивший ему жизни, произошел в момент глухого застоя, смертной тоски и
"веховского" презрения к народу. Среди всеобщего сплина это известие
порождает взрыв, и впервые после 1905 года он выплескивает на петербургские
улицы волну людей, протестующих против продолжающихся смертных казней. Они
выходят, не боясь жестокой расправы, ведь Толстой умер за это - чего же еще
бояться после такого?
Ленин пишет о
зеркале русской революции - нет. Толстой никогда не был этим зеркалом, ибо
русская революция стараниями всяческих партий, авангардов, и в силу жестокой тупости
царской бюрократии пошла наиболее разрушительным, трагическим путем. Высокая
нравственная сила движения, отказ от государственных методов и институтов,
гуманизм и самоуправление не стали ее стержнем. Но толстовство как течение,
приобретавшее иногда скрытые, религиозно-нравственные, иногда открыто анархические
формы, - продолжало существовать, потому что изъять из обращения творчество
Толстого было невозможно Я хорошо помню начало 1980-х годов, когда не были
известны подлинные Бакунин, Кропоткин, Новомирский, но Толстой в перепечатках,
в зачитанных до дыр стотомниках п.с.с., в попытках создания
хиповских коммун существовал и действовал как
единственный источник анархизма. Иногда удивляются, услыхав, что Толстой близок
к анархизму. Казалось бы, какая связь между писателем, "религиозным"
деятелем и направлением политической мысли? А между тем, при всей
направленности во внутренний мир человека, Толстой глубоко анархичен и в критике
государства, и в критике церкви, и в своем гуманистическом коллективизме, но
главное, в чем мы едины - в признании главенства нравственности над моралью.
Общественная мораль может оправдывать смертные казни, а внутренний голос
человеческий - никогда, мораль может осуждать диссидентов, но их нравственный
порыв выше мнения толпы. Бог Толстого существует внутри каждого из нас, и
значит, даже если строй солдат идет стрелять в народ, - ты должен выйти из
строя, как бы ни судила тебя общественная мораль.
И сам метод
Толстого - Просвещение, пропаганда, в крайнем случае
гражданское неповиновение, игнорирование правительства, но ни в коем случае не
насилие, - этот метод близок современному анархо-синдикализму, это то, что заставляет
нас снова встать на защиту Льва Николаевича Толстого.
Владимир Гурболиков