КОГДА ЖЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА?

Чудны дела твои, Господи. В самый разгар холодной войны, ООН приняла де­кларацию прав человека, которая и по сей день остается недостижимым идеа­лом гуманизма практически для всех «ран мир». Грубые нарушения Декла­рации в нашей стране - особая и хорошо освещенная тема. Но это не означает, что целиком сей документ выполняется на просвещенном, многопартийном и рыноч­ном Западе.

При каких же условиях он может стать реальностью?

Возьмем его в руки. Статья 1: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Но пока жи­вет существенное социальное неравенст­во, протекционизм и зависимость реаль­ных прав человека от того, в какой семье он родился - эта статья не будет выпол­няться. Равенство стартовых условий личности может обеспечиваться гораздо большей мобильностью общества, чем су­ществует на Востоке и на Западе (где можно наследовать связи и капитал ро­дителей).

Наличие устойчивых социальных групп, значительная часть которых ком­плектуется по наследству, - естественное следствие индустриальной экономичес­кой системы, четко разделившей людей на управляющих и управляемых. Подоб­ная система использует ограниченную часть возможностей личности, подавляя остальные (этот процесс хорошо исследо­ван на примере конвейера). Этим она прямо попирает ст. 22 Декларации: "Каждый человек как член общества, имеет право на… осуществление необхо­димых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях…" То же можно ска­зать и о праве на свободный выбор работы (ст. 23), и о праве равной оплаты за равный труд (там же). Эти права - неосу­ществимы в обществе, где увольнение ра­ботника и его оплата - прерогативы ме­неджера и профсоюзной бюрократии. Че­ловек может отлично трудиться, но дейс­твия администрации способны привести предприятие на грань банкротства. Первым пострадает как раз тот, кто не несет ответственности за ошибочные действия администрации или профсоюзной голов­ки. Так было, например, во время забас­товки авиадиспетчеров в США в 1981 г., где авантюристические действия проф­союзного руководства привели к увольне­нию с "волчьим билетом" 10 тысяч людей.

Записанное в ст. 25 право на достой­ное социальное обеспечение также сом­нительно там, где его получение зависит от государственной машины - корыстолю­бивой касты чиновников, присвоивших себе право распределять средства, выде­ленные на социально слабые группы на­селения. Значительная часть этих денег тратится на зарплату бюрократии, осу­ществляющей немыслимо запутанный процесс распределения.

Зловещая громада государствен­ной машины стоит на пути многих других статей Декларации. Статья 19 провозгла­шает "свободу искать, получать и распро­странять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государст­венных границ". Но как может осущест­вляться эта статья, пока существуют госу­дарственные секреты? Государство, кон­тролируя жизнь населения, может при этом объявлять ту или иную сторону жиз­ни государственной тайной и преследо­вать всякого, кто пытается "искать, получать и распространять информацию неза­висимо от государственных границ". Это­му способствует и порожденная государ­ством обстановка шпиономании.

Государство на Западе и на Восто­ке имеет богатый опыт грубого наруше­ния и права на жизнь (смертная казнь), и права на мирные собрания, свободу испо­ведовать свои убеждения, права на бес­пристрастный суд (статьи 3,10,18, 20). За каждой из этих статей - множество слу­чаев произвола и насилия.

Статья 21 провозглашает: "Каж­дый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной не­посредственно или через посредство сво­бодно избранных представителей. Каж­дый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стра­не". Но о каких свободных выборах можно говорить в стране, где монополизирован­ные в нескольких руках средства массо­вой информации остаются единственным источником знания избирателей о кан­дидатах. О каком равном доступе к госу­дарственной службе можно говорить там, где попасть в парламент можно только при помощи партийных аппаратов окра­шенных в разные цвета. И даже детища его - парламент и президент - назначают только часть чиновников, а основную их массу подбирает сама бюрократия. Естес­твенно, что основой власти правительства является воля бюрократии и ее спонсо­ров, а не воля народа, как написано в Де­кларации. Неудивительно, что по сравне­нию с нашей страной ситуация на Западе несколько лучше. Но фундаментальные положения документа будут грубо попи­раться до тех пор, пока люди не поймут: государство - худший способ согласова­ния их интересов, индустриально-госу­дарственное общество преходяще и должно уступить место свободной феде­рации производственных и территори­альных самоуправлений. Распыление власти, передача ее вниз - единственный путь к вершинам Декларации прав чело­века. Правда, чтобы понять это, людям надо стать немножечко анархистами.

Александр Шубин