КРОПОТКИН О
ТЕРРОРЕ И РЕВОЛЮЦИОННОЙ ИДЕЕ.
"Глупо же это потому, что готовиться к
убийству тем людям, которые хотят освободиться от убийств и угроз убийства, значит дать своим врагам единственный законный повод
употреблять против них всевозможные насилия и даже убийства и оправдывать все
прежде совершенные".
Л.Толстой "По поводу "Народных
листков", 1901 г.
Анархо-коммунизм
как политическое течение представал в русской революционной истории во многих
ипостасях. Кто только не клялся в верности идеям Кропоткина, и как часто люди,
именовавшие себя анархо-коммунистами, преступали
"заветы" своего лидера! Как часто Кропоткин и кропоткинцы
не могли понять друг друга…
Вспомним
позицию Петра Алексеевича в феврале 1917 года. Он приехал в Россию, чтобы
поддержать идею Демократической Республики как непременного этапа на пути
российского освобождения. Он же участвует в Государственном Совещании -
тогдашнем "круглом столе" Временного правительства с
"неформалами" - и выступает с проповедью примирения и общего договора.
А между тем анархо-коммунисты поддерживают большевиков, которые провоцируют
забастовку электриков: в зале Госсовещания гаснет
свет, символизируя невозможность гражданского мира и национального согласия.
И матрос
Железняков, тоже анархо-коммунист, скажет депутатам Учредилки знаменитое "караул
устал", помогая тем самым большевикам в их восхождении к власти...
Под лозунгом
"Террор вам - тираны!" как легко анархо-коммунисты объединились с РКП(б) в прямом насильственном истреблении "господствующего
класса", даже не задумываясь над словами Кропоткина: "Всякий имеет,
прежде всего, право на жизнь".
В творчестве Петра Алексеевича разговор о терроре занимает немалое
место, особенно в статьях, написанных во времена равашолевского
и безмотивного террора конца XIX - начала XX вв.
Именно тогда многие анархисты, увидавшие торжество парламентарной бюрократии,
победу идей государственного социализма и рост в общественной среде
меркантильных настроений и интересов, поджигают запалы бомб и пытаются
спровоцировать общественный взрыв взрывами в кафе, ресторанах и на площадях.
До этого
Кропоткин не давал жесткой оценки террора. Выстрелы народовольцев в России он
не мог однозначно осудить. Тупая, беспощадная махина русской власти
оправдывала в его глазах отчаянные действия обреченных, но не смирившихся
людей. Однако с момента равашолевских взрывов кропоткинская позиция оформляется окончательно. Обращаясь к
истории Великой Французской революции, Петр Алексеевич четко проводит грань
между кратковременным всплеском народного гнева ("террором народа")
и робеспьеровским террором "революционных"
властей. Террор народа представляется ему "результатом того презрения к
человеческой жизни, к которому приучили народ представители богатства и
власти. И народ, когда чаша его терпения переполнилась, воспользовался теми
средствами, какими укрощали его".
Это написано
в оправдание сентябрьских убийств 1792 года, когда в парижских тюрьмах толпами
санкюлотов были без суда перебиты все заключенные…
Кропоткину не было известно, что этот акт был ловко спланирован
Дантоном и робеспьеровцами, чтобы направить в иное
русло негодование народа поражениями на фронтах и собственными ошибками
якобинцев. Подобный метод нередко применялся в истории; вспомним хотя бы маоистский "огонь по штабам". Но как бы то ни
было, для верившего в природную правоту народа Кропоткина восстание населения,
террор масс - это террор отчаяния и "ответ на все угнетения
и презрение правящих классов".
Иное дело -
систематический, организованный террор: "террор, который возводится в
"государственный принцип" и диктуется не чувством народной мести и
отчаянием, а холодным рассудком во имя революционной идеи […]
Он в действительности служит лишь для того, чтобы ковать цепи для
народа. Он губит индивидуальную инициативу, которая есть душа революции, он увековечивает
идею правительства сильного и властного; он подготовляет диктатуру того, кто
наложит свою руку на революционный трибунал и сумеет им руководить с
хитростью и осторожностью в интересах своей партии". Кому выгоден террор?
"Будучи оружием правителей, террор служит прежде
всего главам правящего класса; он подготовляет почву для того, чтобы наименее
добросовестный из них добился власти". Каким примером дальновидности
Кропоткина являются эти цитаты, как ярко предсказаны им будущие ленины, троцкие, сталины и берии!
Кропоткина
занимает мысль - кому же наиболее дорог террор как революционный метод? Он
дает на этот вопрос ответ общий - "якобинцам всех революций". Но
кто они? Это робеспьеровцы Великой Французской революции
и революционеры-марксисты. "Грозные революционеры, не склонявшие свои
головы перед мощными силами реакции, с которой они боролись, не имели
революционной идеи. Они знали лишь революционные способы борьбы, способы,
состоящие, по их мнению, в том, чтобы обратить против старого правительства то
оружие, которое это правительство употребляло до этого времени против своих
врагов". "Каждый революционер мечтает о диктатуре, будет это
"диктатура пролетариата", т.е. его вождей, как говорил Маркс, или
диктатура революционного штаба, как утверждали бланкисты… Все
мечтают о революции как о возможности легального уничтожения своих врагов при
помощи революционных трибуналов, общественного прокурора, гильотины и ее слуг
- палача и тюремщика".
Особенно
пугает Кропоткина то, как воспринимают революционность в рабочих кружках
марксистов: "Тот, кто будет говорить о необходимости возможно большего
истребления врагов революции, тот будет признан наиболее крайним и истинным
революционером". Рабочих приучают к мысли, что революция - это как бы
казнь эксплуатирующего класса, но для Кропоткина "избиение буржуа ради
триумфа революции - это безумие".
Такая тревога
и предостережения Петра Алексеевича, естественно, игнорировались большевиками,
но они не были восприняты и малограмотными русскими анархо-коммунистами.
Столкновения с ними происходят у Кропоткина уже в 1904 году. Об этом вспоминает
анархист А.Таратута в сборнике "Памяти Кропоткина".
Во время встречи в Лондоне Таратута рассказал Петру Алексеевичу о фактах
вооруженного сопротивления революционеров при обысках и арестах, и получил
самую негативную реакцию Кропоткина: "Это в первую голову ослабляет
организации и ставит товарищей в чрезвычайно тяжелое положение", -
передает Таратута его слова. Но посмотрим, что последовало дальше. "Когда
же я указывал, что террор в России принял разливной и местами уродливый
характер - негодование Петра Алексеевича было столь велико, что словами трудно
дать о нем верное представление. Отмеченные мною уродства были для него
логическим и неизбежным последствием нашей тактики".
Итак,
Кропоткин критикует своих русских приверженцев и говорит о том, что они избрали
неверный путь. В чем же для него состоит их главная ошибка? Да в том, что
народу, "чтобы победить, мало одной гильотины, недостаточно одного
только террора (здесь имеется в виду террор народный - В.Г.), необходима
революционная идея, истинно революционное миросозерцание, способное выбить
оружие из рук противника". Мы уже приводили слова Кропоткина, что
истребление по классовому принципу - безумие. Культу революционного насилия он
противопоставляет необходимую конструктивную работу как минимум в двух направлениях.
С одной
стороны - "необходимо, чтобы те новые идеи, которые отметят новое начало в
истории цивилизации, были бы намечены до революции; чтобы они были усиленно
распространяемы в массах" и, пройдя горнило критики, стали привычны и
понятны широким слоям народа.
С другой
стороны, Кропоткин отмечает, что "никакой революции, ни мирной, ни кровавой,
не происходит без того, чтобы новые идеалы глубоко не проникли в тот самый
класс, которого экономические и политические привилегии предстоит
разрушить". Нужно, чтобы этот класс не мог идейно противостоять новому
мировоззрению, не имел достаточно решимости к длительному сопротивлению, и
подготовлен к вероятности глубоких общественных перемен.
Как видим,
политические убийства и подготовка народных бунтов
вовсе не представляются Кропоткину задачей революционеров. И до, и после переворота
их главное дело - это просвещение и созидание, налаживание условий для
комфортной человеческой жизни.
А террор?
Если насилие
будет разжигаться, поощряться и преображаться революционерами-якобинцами в
"государственный принцип", победа диктатуры над свободою становится
неизбежной. Хаос казней и взаимных избиений приведет к полному прекращению
нормальных социальных отношений и вызовет к жизни "партию порядка",
которая создаст свой обычный Комитет Общественного Спасения с карательными
функциями. "А раз "порядок восстановлен", дальнейшие
последствия предвидеть нетрудно. Расстреливать будут не одних
"воров", придется доискиваться и до "виновников беспорядков",
восстановить суд и гильотину, и самые горячие революционеры погибнут на
эшафоте. Свершится повторение 1794 года". Это замечательное предвидение,
сделанное в книге "Хлеб и воля", изданной еще в конце XIX века, не
остановило хода событий, не предотвратило появления ВЧК и также не остудило
пыла анархо-якобинцев
русской революции. Не было в ней времени, чтобы вспомнить о цене человеческой
жизни, и коммунисты всех цветов порасстреляли немало
патронов… Почему слова Кропоткина остались для
анархо-коммунистов незамеченными, что причиной - неграмотность, недальновидность
лидеров, или, как писал потом Д.Новомирский, виною всему сама революция,
совершаемая в условиях разрухи, когда всеобщий страх порождает диктатуру, а
война превращается в профессию миллионов? Кто знает...
Известно
лишь, что Российская Конфедерация анархо-синдикалистов не встала и в то
кровавое время в ряды "освободителей" с "револьвертами"
в руках, а до конца 20-х годов, вопреки репрессиям, вела мирную пропаганду и
профсоюзную борьбу.
Владимир Гурболиков.