ПИСЬМО В "КРЕСТЬЯНСКУЮ ГАЗЕТУ,

КОТОРОЕ НЕ МОГЛО БЫТЬ НАПЕЧАТАНО (ок. 1926 г.)

Я крестьянин, живущий в Одесской губернии Херсонского округа, село Челбасы Демьян Прохорович Нючупара.

Я имею щуплую коровку, да кривобокую лошаденку, да земляную избенку, да я с женой и с целою охапкой детей. Вот мое и все хозяйство. Занимаюсь хлебопашеством, с большим трудом добываю себе кусок хлеба, да и того не хватает на год прокормить семью. А почему, потому какой бы урожай не был на хлеб, все равно хлеба не хватает на круглый год. А причина тому - ваши обременительные налоги. Какой у вас дурацкий порядок: что ни есть в хозяйстве, за все плати. На землю налог, на лошадей, коров, овец, телят, а также и людей и за всякую мелочь. Кроме налогов на избу, лошадей, скотину и посевы, еще какой-то дурак выдумал страховку не добровольную, а принудительную. Почему вы принуждаете страховать насильно, когда можно добровольно?

Вы печатаете в газетах, что вот выгорают целые деревни, а разве раньше не было пожаров, падежей скота и других несчастий? А все равно не принуждали насильно страховаться. А помощи больше подавали пострадавшим, чем вы. Все с нас дерете две шкуры, за землю, лошадей, скотину берете налог, а потом за ту же самую землю и скотину опять плати страховку. Да разве не обдирательство это? А когда околеет лошадь или корова или градом уничтожит посевы, какую крестьяне получат помощь от вас? Нужно ходить к страховому агенту месяц или два. Пока вырвешь эти деньги, то и только станет. А другой ходит-ходит, бросит да плюнет, и ругает власть на чем свет стоит.

Вы требуете налоги на больницы, на школы и на починку дорог. А вы сделайте проверку, как в больницах обращаются с больными. В помещениях, где размещены больные, зимой почти не отопляется, нечистота, грязь, насекомых масса. Больные не выздоравливают, а большей частью умирают. Зато жить, великолепно служащим и врачам. А еще посмотрите на школы, как там обучают детей плясать, да петь песни, а читать - ни одной буквы не знают. А с крестьян требуют на отопление школы, на чернила, бумагу, карандаши, книги, парты. А еще проследите как починяют дороги, сколько местностей с песчаными дорогами, а также болотистыми, так что крестьянам невозможно перевозить всякие тяжести, а убивают себя и своих лошадок. А налоги требуете. Ведь вы пишете, что налог идет на государственные нужды, разве это не нужда крестьянину, что впрягается в телегу вместе с лошадью.

Да разве это жизнь, когда крестьянину нет отдыха круглый год?! Работает день и ночь и живет как нищий, кушает хлеб да соль с луком, одевается в лохмотья, ходит без перемены по целому месяцу в одной и той же рубашке. Другой год крестьяне хлеба и соберут порядочно, так чтобы им хватало на что одеться и обуться и вывозит в город больше половины на ваши налоги и страховки. А крестьянин как был нищий так и остается, потому что хлеб отдает за бесценок, на товары стоит бешеная цена. Так и опять остается горевать целый год. А советская власть не обращает на крестьян никакого внимания, дерет с него по две да три шкуры, да еще выдумали дурацкую пеню да штрафы. Чуть опоздал с налогом или страховкой, сразу наваливают на тебя пеню да штраф. Да разве это жизнь! Крестьяне не живут вольно и свободно, а живут как в плену у каких-нибудь варваров, гнетущих день и ночь.

Вы говорите, товарищи коммунисты: "Мы идем за благо народа, особенно за бедных людей, чтобы все были равны и жили в довольствии, отнимем землю у помещиков и отдадим крестьянам". А мы вышли жить на новую землю и теперь не рады ей. Раньше я имел в половику меньше земли, а жил гораздо лучше, чем при советской власти. Хоть хлеба было меньше, так стояла на него высокая цена, а товары были дешевле. Тогда я был сыт и хорошо одет, а налоги были небольшие. А вы больше стараетесь и заботитесь не о крестьянах, а о себе, чтобы расширить пошире шаровары, да приличные костюмы носить, да стараетесь, чтобы как можно больше повысить жалование, да чтобы у вас было по нескольку перемен костюмов, да побольше получить развлечения на театрах и спектаклях, да хорошо выпить и закусить. Как Калинин говорит, что ему нужно иметь приличное жалованье и приличные костюмы, для того, когда придется переговорить с иностранцами. Да разве ему нужны десятки костюмов; когда можно обойтись двумя костюмами в год! Ведь вы костюм не замараете пером или бумагой, вы не работаете в грязи и навозе. Для чего же вы назначаете себе такое большое жалованье? Это для того, чтобы вам ежедневно посещать театры да спектакли и разбрасывать деньги на разные прихоти. А что крестьянин получит за свой тяжелый труд? Ведь он посещает только свою землю плугом и косой. Вместо костюмов косит одни тряпки, вместо сапог - лапти, вместо бани обмывается потом, вместо театров да спектаклей тянут в сельсоветы да районы, чтобы с нас за налоги и страховки кожи сдирать да свои театры украшать. Вы говорите: "Раньше жили цари да министры, сидели на спине народа". А вы теперь сели мужику на самое горло. Вы говорите, что сбросили с крестьянина ярмо. Сбросили ярмо деревянное, а нацепили железное. Вы только испускаете из своей пасти красивые словечки, чтобы льстить и обманывать темный народ, что мол, мы вам дали землю, волю и свободу, мол вам будет жить как рай. А оно вышло наоборот. Вам - рай, а крестьянам - ад. Вы больше привилегии даете рабочему, который восемь часов работает в сутки. А крестьянину нет ни одного часа в сутки отдыха. Все орали: "долой господ, царей и министров!" А вы теперь сами стали царями, господами и министрами. А крестьяне стали у вас рабами. Вы хвалитесь, что мы уже поравнялись с богатством старого государства и нужно его еще превзойти. Для чего же вам хвалиться, для чего лгать крестьянам, когда худшего, беднейшего и беспорядочного государства нет во всем мире. Вы ограбили все золото и серебро со всех церквей нашей матушки России. А где оно? Конечно, пошло за границу: задобряли иностранцев, чтобы вас только не забраковали. Знайте, что ваше государство очень и очень похоже не скверную и растрепанную вдову, которая не может управлять своим хозяйством. Вы вносите громадные капиталы на постройку громадных домов для отдыха людей, которые только едят, спят и гуляют. А бедному крестьянину и на поле нет времени отдохнуть, если будет отдыхать, то совсем с голоду погибнет.

А еще выдумали дурацкие договоры на батраков. Я был бы рад, чтобы своего мальчика нанять в пастухи, чтобы хоть на рубашку заработал, да прохарчился, а вот через ваши дурацкие договоры никто не хочет нанимать. Нам беднякам плохо, а что делают над зажиточным крестьянином, то и говорить нечего. Его еще больше жмут. Вы критикуете иностранные державы, такие они и сякие, мол, они много .побили, повешали, постреляли людей понапрасну. А посмотрели бы хорошенько на себя. Сколько вы постреляли - повешали, потопили мужчин, юношей, женщин и девушек безвинно. И не перечесть. В одном городе Одессе на дне моря стоит целый лес трупов. Это вы все натворили, товарищи коммунисты. Вы-то про себя и не печатаете в газете ничего и думаете, что это от крестьян закрыто, а оно нам все известно.

А сколько погибло народу в 1922 году с голоду? Это все через вас, товарищи коммунисты. В 1921 году с зажиточных крестьян понавыкачивали с закромов хлеб. Потом оказалось, что нет хлеба ни у богатых, ни у бедных и пришлось умирать и бедным и богатым. А от вас помощи не получили никакой.

...Это вы, коммунисты, виноваты в том, что милиция работает вместе с ворами и защищает их, а крестьян наказывает, что преследуют воров. Это значит, что начальники не защитники крестьян, а те же самые воры и грабители.

Почему это все у вас так дорого, мануфактура, лес и другие материалы. Потому что у вас масса людей безработных и этих дурацких союзов. А хороший же отдали Англии и Франции - все задобряете, чтобы вашу власть не свергли с вашего престола. Но вам не отделаться от иностранных держав. А пойдут на вас войной, тогда кто будет защищать? От крестьян защиты не ожидайте. Какое вы нам делаете добро, тем же и мы вам отплатим. Мы ожидали советской власти как манны небесной, а получили горький перец. (...)

У коммунистов языки голубиные,

А сердце змеиное