ПРЕДТЕЧИ
Работа на соискание Ленинской премии за окончательное взаимопонимание
между народами
Очередной
Пленум ЦК взял курс на очищение марксизма от догматов и ошибок
последних 70 лет. В результате этой работы предполагается увидеть марксизм во
всей его девственной красе, с пылу - с жару, только что из голов основоположников,
не успевший еще замутиться последующими "-измами". Наш журнал, без лишней скромности, давно и
активно работает над этим "очищением", "роясь (по меткому
выражению Маяковского) в сегодняшнем окаменевшем" марксизме. Очередным
этапом в нашем "очищении марксизма" является настоящая статья, в
которой рассматриваются особенности отношения Маркса-Энгельса к славянским
народам вообще и к России, в частности.
Любят советские историки
поспорить о том, где кроются предпосылки германского
национал-социализма. Из какого кладезя черпали щедрой рукой фашисты? Черпали,
конечно, не вульгарно, а диалектически, применительно к окружающим их
особенностям исторического развития. Об одном таком предтече и хотелось бы
поговорить.
"Россия, безусловно,
страна, стремящаяся к завоеваниям…" (9-15). Эти пророческие слова
принадлежат величайшему деятелю коммунистического движения, защитнику
интересов рабочих всех стран, фабриканту Фридриху Энгельсу. Справедливости ради
отметим, что Карл Маркс, идейно вдохновлявший Энгельса и, одновременно, живший
на его деньги, был с ним полностью солидарен. Впрочем, обо всем по порядку.
Для начала несколько тезисов основоположников.
1. Существуют революционные
и контрреволюционные народы (не государства, не правительства – народы!).
Источники:
1849 год. Революция в
Венгрии. "Борющиеся разделились на два больших лагеря: на стороне
революции оказались немцы, поляки и мадьяры; на стороне контрреволюционеров -
остальные, то есть все славяне, кроме поляков, румын и трансильванские саксы".
(6-178)
"Нет ни одной страны
в Европе, где в каком-нибудь уголке нельзя было бы найти один или несколько
обломков народов, остатков прежнего населения, оттесненных и покоренных
нацией, которая позднее стала носительницей исторического развития. Эти остатки
нации, безжалостно растоптанной, по выражению Гегеля, ходом истории, эти
обломки народов становятся каждый раз фанатическими носителями контрреволюции
и остаются таковыми до момента полного их уничтожения или полной утраты своих
национальных особенностей, как и вообще самое их существование является
протестом против великой исторической революции" (6-183).
2. Контрреволюционные
народы препятствуют прогрессу и потому должны быть уничтожены.
Источники:
"Народы, которые никогда
не имели своей собственной истории, которые с момента достижения ими первой,
самой низшей ступени цивилизации уже подпали под чужеземную власть или лишь при
помощи чужеземного ярма были насильственно подняты на первую ступень цивилизации,
нежизнеспособны и никогда не смогут обрести какую-либо самостоятельность"
(6-294).
"В ближайшей мировой
войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые
реакционные народы. И это тоже будет прогрессом" (6-186).
"...участь этих
(славянских – А.Ш.) наций состоит в том, чтобы дать завершиться этому процессу
разложения и поглощения более сильными соседями. Конечно, это не очень-то
лестная перспектива для национального честолюбия панславянских мечтателей,
которым удалось привести в движение часть чехов и южных славян. Но как могут они ожидать, что история возвратится на тысячу лет
назад нескольким хилым человеческим группам, которые повсюду, в какой бы части
занимаемой ими территории они не жили, перемешаны с немцами и окружены ими, у
которых почти с незапамятных времен для всех надобностей цивилизации нет иного
языка, кроме немецкого, и у которых отсутствуют первые условия национального
существования: значительная численность и сплошная территория?"
(8-84).
3. Впрочем, существуют и
революционные народы (например, немецкий), который всегда являлся носителем
прогресса для славян.
Источники:
"Среди всех больших и малых наций Австрии только три были носительницами прогресса, активно воздействовали на историю и еще теперь сохранили жизнеспособность; это - немцы, поляки, мадьяры. Поэтому они теперь революционны. Всем остальным большим и малым народностям и народам предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции. Поэтому они теперь контрреволюционны" (6-178).
"Движущий класс, носительница
движения, буржуазия была повсюду немецкой или мадьярской. У славян с трудом
создается своя национальная буржуазия, а у южных славян это имело место только
в отдельных случаях. А вместе с буржуазией в руках немцев или мадьяр находилась
промышленность, находился капитал, развивалась немецкая культура, и в интеллектуальном
отношении славяне подчинялись немцам, вплоть до Хорватии" (6-180).
"...в эпоху, когда
вообще в Европе крупные монархии стали "исторической необходимостью",
немцы и мадьяры соединили все эти маленькие, хилые и бессильные национальности
в одно большое государство и тем самым сделали их способными принять участие в
историческом развитии, которому они предоставленные сами себе, остались бы совершенно чужды! Конечно, при этом дело не
обходится без того, чтобы не растоптали несколько нежных национальных цветков.
Но без насилия и неумолимой беспощадности ничто в истории не делается..."
(6-298).
4. Иногда (ради ВЕЛИКОЙ
ЦЕЛИ) один революционный народ (немецкий, например) может использовать в своих
целях другой, менее революционный народ.
Источники:
1848 год. Фридрих Энгельс:
"К этим необходимым народам в XIX веке, безусловно, принадлежит
польский народ"
Но это в статье для
печати, а в письме к другу-то можно сознаться: 1851 год. Энгельс - Марксу:
"Чем больше я размышляю над историей, тем яснее мне становится, что поляки
- une nation fontne (пропащая
нация, обреченная нация - А.Ш.), которая нужна, как средство, лишь для того
момента, пока сама Россия не будет вовлечена в аграрную революцию. С этого
момента существование Польши теряет всякий смысл" (27-240).
5. Вполне
ясно, что объединение контрреволюционных народов (славянских) против революционных
(германских) угрожает всей Европе, а потому возможно либо покорение Европы
варварами, либо уничтожение центра контрреволюции - России.
Источники:
"Славяне, давно раздираемые
внутренними распрями, оттесненные к востоку немцами, турками и венграми,
незаметно вновь объединяя после 1815 г. отдельные свои ветви, путем
постепенного распространения панславизма, впервые заявляют и теперь о своем
единстве и тем самым объявляют смертельную войну романо-кельтским и германским
народам, которые до сих пор господствовали в Европе. Панславизм - это не
только движение за национальную независимость; это - движение, которое
стремиться свести на нет то, что было создано историей за тысячелетие; движение,
которое не может достигнуть своей цели, не стерев с карты Европы Турцию,
Венгрию и половину Германии, а добившись этого
результата, не сможет обеспечить своего будущего иначе, как путем покорения
Европы. Панславизм из символа веры превратился в политическую программу, имея
800000 штыков в своем распоряжении. Он ставит Европу перед альтернативой: либо
покорение ее славянами, либо разрушение навсегда центра его наступательной
силы - России" ( 11-202, 203). "Лишь война
против России есть война революционной Германии..." (5-212).
"На, сентиментальные
фразы о братстве, обращаемые к нам от имени самих контрреволюционных наций
Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев
их первой революционной страстью" (6-305).
"Как трогательно! -
пишут историки-марксисты. - Сам Энгельс учил русский язык!" И
действительно - учил. Вот только зачем учил? Не стесняйтесь, господин Энгельс,
рассказывайте!
1852 год. Энгельс -
Марксу: "... по крайней мере хоть один из нас
будет знать языки, историю, литературу и особенности социальных институтов как
раз тех. народов, с которыми придется немедленно вступить в конфликт".
(28-31,32).
Ну
как же, конфликт - дело нешуточное, к нему необходимо прийти во всеоружии.
6. Для одержания
победы революционная нация (германская) должна быть централизована.
Источники:
"... чтобы из
Германии когда-либо получилось что-нибудь, путное, необходимо, чтобы произошла
ее концентрация; Германия должна стать единым государством не только на словах,
но и на деле" (5-399). "... рабочие не только должны отстаивать единую и нераздельную
Германскую республику, но и добиваться в этой республике самой решительной
централизации силы в руках государственной власти. Они не должны давать вводить
себя в заблуждение демократической болтовней о свободе общин, о самоуправлении
и т.д. В такой стране как Германия, где еще предстоит
устранить столь многочисленные остатки средневековья, где необходимо сломить
так много, местного и провинциального самоуправства, ни при каких
обстоятельствах не может быть терпимо, чтобы каждая деревня, каждый город и
каждая провинция ставили новую помеху на пути революционной деятельности,
которая во всю свою мощь может быть развернута только из центра"
(7-265,266).
О тех, кто находится в центре основоположники скромно умалчивают.
1870 год. Франко-прусская
война. Реакция основоположников: "Нынешняя война перенесла центр тяжести
континентального рабочего движения из Франции в Германию" (17-273).
"То, что Германия первоначально обретает свое единство в прусской
казарме, является наказанием ею вполне t заслуженным. Но результат, хотя и таким
способом, все же достигнут" (17-272).
Напомним читателю, что
возникшая вскоре Парижская Коммуна была раздавлена, этим "обретшим
единство" прусским сапогом.
7. Германская
революционная жизнеспособная нация нуждается в предоставлении
соответствующих ей "естественных границ".
Источники:
"Никто не станет утверждать,
что карта Европы установлена окончательно. Но все изменения, поскольку они
рассчитаны на долгий срок, должны исходить из того, что крупным и
жизнеспособным европейским нациям во все большей и большей мере предоставить их
действительно естественные границы, которые определяются языком и общностью
симпатий; в то же время обломки народов, которые еще имеются кое-где (см. выше -
А.Ш.) и которые неспособны более к самостоятельному национальному
существованию, должны остаться в составе более крупных наций и либо
раствориться в них, либо остаться лишь в качестве этнографических памятников,
без всякого политического значения... Но если карта, Европы будет пересмотрена,
то мы, немцы, имеем право требовать, чтобы это было
сделано основательно и беспристрастно. Мы можем отказаться (слог-то
какой! - А.Ш.) от многого, что привешено к границам нашей страны, и что
впутывает нас в дела, в которые лучше было бы для нас так непосредственно не
вмешиваться. Но это касается точно так же всех других: пусть они дадут нам
пример бескорыстия или в противном случае пусть молчат. Конечный же вывод из этого
исследования состоит в том что мы, немцы, заключили бы
замечательную сделку, если бы смогли обменять ... всю итальянскую ветошь на
единство Германии, ... которое одно может сделать нас сильными внутри и вовне.
Как только мы добьемся этого единства, мы сможем прекратить оборону. ...Тогда
снова "особенность нашего духа" будет заключаться в том, чтобы
"атаковать"; ведь существуют еще такие места, где это весьма
необходимо" (13-281).
Как можно заметить - в
последовательности основоположникам не откажешь. В их отношении к славянам
сплелись воедино два чувства. Первое, чувство презрения к недолюдям,
варварам, и второе, идущее от головы": осмысленная, вычисленная ненависть,
основанная на непоколебимых доводах, которые, в свою очередь, вытекают из
единственно верного учения.
Как после этого не увидеть
ту "связь времен", которая стягивает крепче цепи УЧИТЕЛЕЙ ХIХ и
УЧЕНИКОВ XX ВЕКА?! Как не заметить духовных ПРЕДТЕЧ национал-социализма?
Объясните мне это хоть
кто-нибудь!
Александр ШЕРШУКОВ