ОТ РЕДАКЦИИ

К 43 номеру журнал "Община" остепенился и стал выходить типографским способом 30-тысячным тиражом. Признаться, затевая в сентябре 1987 года выпуск небольшого бюллетеня историко-политического клуба, мы могли представить себе любую судьбу нашей 30-экземплярнои малютки, но не то, что она когда-нибудь будет продаваться в киосках "Союзпечати".

Времена меняются и с ними меняемся ми. Из бюллетеня полулегального клуба "Община" превратилась в вестник Конфедерации анархо-синдикалистов. Закончился ге­роический период русского диссидентски-неформального движения. Прошли времена, когда кучки интеллигентов с разними фантазиями-максимум, но с одной программой-минимум бились головой о, казалось бы, несокрушимую стену марксистского тоталитаризма. Многопартийная (то есть полуторопартийная) система и. многоукладная экономика постепенно становятся реальностью. И вот уже скоро оппозиционным партиям не за что будет бороться с КПСС (или ПДС - партией дем. социализма?), кроме как за власть.

Новые веяния порождают кризис старых структур - и не только бывшего официоза, но и бывших "неформалов". По протопартиям прокатилась волна расколов - меняется стиль жизни, меняются лидеры, романтиков сменяют чиновники.

И если, читатель, в этом вихре перемен тебе захочется хоть какого-то постоянства, не поленись купить в киоске наш журнал. Мы по-прежнему в оппозиции, по-прежнему диссиденты, по-прежнему смеемся над властью и правящей партией, как бы она не называлась. Ведь согласитесь, нет ничего смешнее кучки самоуверенных людей, решивших "управлять" бесчисленным многообразием страстей, интересов, движений сотен миллионов жителей огромной страны. В одном из переулков Москвы есть здание со странной вывеской: "Главное управление малых рек и водоемов". Кажется, трудно представить себе более удачную карикатуру на государство. Есть жизнь - и есть надстроившееся над нормальным обществом бюрократическое учреждение - правительство. Есть водоемы и малые реки, которые текут себе, даже не подозревая, что их течением управляет Главное Управление из одного московского закоулка.

А нам смешно и грустно. Смешно, потому что все это повторяется вот уже несколько столетий, о чем наш историко-политический журнал обязательно напомнит читателю (расскажет, как пытались управлять "малыми реками и водоемами" и наше отечественное государство, называвшееся то самодержавной монархией, то просто республикой, то республикой социалистической, и государства западные, "образцовые"). Грустно, потому что за всеми этими парламентскими играми, возней вокруг министерских кресел и дипломатическими интригами - тысячи обездоленных людей, миллионы погибших солдат, попранное достоинство целых народов.

Наш журнал всегда останется на их стороне: с теми, кого гонят, угнетают, преследуют, чьи жизни, здоровье, свобода приносится в жертву индустриальному процветанию и государственной стабильности. Мы поднимем свой голос в защиту меньшинств, превращенных в заложников доброй воли большинства и будем отстаивать их право на автономию, самостоятельность, что, разумеется, возможно только при перестройке общества на принципах федерализма и отказа от унитарности.

Мы последовательно выступим в защиту интересов трудящихся, против попыток взвалить на их плечи всю тяжесть экономической реформы и заставить в очередной раз платить по чужим векселям. Мы будем бороться против злоупотреблений русской национальной и иностранной буржуазии, против попыток превратить нашу страну в сырьевой придаток или экологическую свалку цивилизованного мира путем размещения здесь наиболее вредных и ресурсоемких производств. Не ограничиваясь критикой, мы расскажем вам, как всего этого можно избежать, если передать собственность на средства производства трудовым коллективам, а центральную бюрократию заменить сильным местным самоуправлением.

Но мы не станем навязывать вам своих взглядов и, тем более, звать вас отдавать за них жизнь на баррикадах. Мы прекрасно видим, что старый, напористый, террористически боевой анархизм умер, не выдержав проверки временем. Его идеи, плохо понятые тысячами неподготовленных, темных людей, были во многом дискредитированы. Кому как не нам знать теневую сторону движения, кому как не нам честно рассказать о ней читателям?

Анархизм умер... Так да здравствует анархизм! - великая идея свободы, взаимного уважения и солидарности людей. Что может быть прекраснее мира, где человек живет руководимый только своими стремлениями и никто не может навязать ему чужую волю, где одни они не отнимают плоды труда других, где нет войн и армий, где народы не разделены враждой государств, нелепостью границ и произволом правительств. Пусть это мечта. Но Что может быть лучше такой мечты? Почему нельзя тянуться, двигаться к ней, никому не навязывая ее, а только лишая государственную бюрократию власти мешать нашему движению? Пусть власть человека над человеком становится как можно меньше, пусть управление вытесняется самоуправлением, пусть права и свободы личности раз и навсегда будут поставлены выше государственных необходимостей, идеологических доктрин и патриотических долгов.

Мы приветствуем каждый шаг в этом направлении, любую либеральную меру, любые ростки самоуправления и самоорганизации.

Мы будем пропагандировать опыт создания и деятельности независимых от партий и государства профсоюзов, комитетов местного самоуправления, радикальных "зеленых" организаций, других форм движения гражданских инициатив.

Мы будем терпеливо пропагандировать наши взгляды, помогать нуждающимся, заступаться за обиженных, сотрудничать с понимающими, в глубокой уверенности, что вода точит камень, что здравый смысл рано или поздно восторжествует над властолюбием политиков, что идеалы Добра, Свободы, Солидарности не могут не победить. Пусть прагматики смеются. Они смеются над собой, ибо жизнь без идеала – не более, чем лишенное смысла животное существование.