ГРОЗЯЩАЯ КАТАСТРОФА И МОЖНО ЛИ С НЕЙ БОРОТЬСЯ?

Заявление правительства о предстоящем по­вышении цен на предметы первой необходимости повергло советское население в состояние шока. По всей вероятности, общественность вскоре оправится от нокдауна и нанесет правительству ответный удар такой силы, что оно уже больше не поднимется.

Намерение повысить цену на хлеб - только оче­редной шаг в раскручивании спирали инфляции. Очевидно, что в условиях острого дефицита товаров никакие денежные доплаты не могут ком­пенсировать падения уровня жизни. Эти деньги просто некуда будет потратить. Следовательно, впереди нас ждут массовые забастовки с тре­бованием дальнейшего роста зарплаты. После удов­летворения требований забастовщиков цены вновь придется повысить и так далее, вплоть до полного разрушения экономики.

В этих условиях руководство может устоять только в одном случае: если выведет на улицы танки и подавит рабочие волнения силой.

Но подобное решение все равно означает гибель. Если Россию еще раз "умоют кровью", то из страны начнется повальное бегство всех, кто имеет хоть малейший шанс прожить за рубежом, в первую очередь квалифицированных рабочих и интеллекту­алов. В случае, если цвет нации покинет Россию, это и будет означать КОНЕЦ.

Есть ли другой выход из создавшегося положе­ния? По нашему мнению есть. В цивилизованной стране тот, кто не может вернуть взятые в долг деньги, честно объявляет себя банкротом и устра­ивает распродажу имущества. Наше правительство, обанкротившись, попыталось вместо этого выкачать из кредиторов еще больше. Но это, как мы уже говорили, путь бесперспективный. Распродажа предприятий, находящихся в собственности государства, неизбежна.

Здесь возникает другой вопрос: "В чьи руки попадут распроданные фабрики и заводы? Частных собственников? Акционеров?" Нам представляется, что рабочие, трудившиеся много лет на государственных средствах производства, давно уже выплатили в форме прибавочного продукта, произведенного ими, государству стоимость этих средств производства.

Передавать сегодня государственные предприятия в частные руки, значит просто ограбить трудящихся, имеющих на эту соб­ственность все права. Госпредприятия должны быть переданы трудовым коллективам, причем в большинстве случаев без всякого выкупа.

После этого трудовые коллективы могут делать с полученными фондами все, что им заблаго­рассудится - нормально на них работать, продать их или хоть с кашей съесть. Но в любом случае это бу­дет их собственное решение, и если они не сумеют правильно распорядиться полученным, то обижаться им будет не на кого, кроме как на себя.

Забастовки станут невозможными и ненужными. Если рабочие решат, что им следует поднять цены на свою продукцию, то перекладывать ответственность за свое решение им опять-таки будет не на кого. А может быть, повышение цен и не потребуется... Сокращение штатов трудовой коллектив способен провести более мягко, чем пра­вительство и чем заводская администрация.

Конечно, множество проблем останется и в этом случае. Но передача заводов тем, кто на них ра­ботает, поможет избежать разрушительного социального взрыва, гражданской войны. Это – единственный приемлемый для большинства населе­ния путь перехода к рынку. Но вряд ли нынешнее правительство способно на такие меры. Оно должно уйти в отставку.