ИЗ ИСТОРИИ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
В.Иофе
ТРИДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД, НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ.
Настоящее время, как известно,
характеризуется появлением большого количества самых разнообразных неформальных
обществ и объединений с различной политической и мировоззренческой
направленностью. Произошло это на первый взгляд внезапно и представляется, что
ситуация эта уникальна. Однако, пожалуй, следует
знать, что создание и развитие самодеятельных политических объединений в СССР имеет
давнюю традицию, и история таких объединений представляется в нынешних условиях
особенно интересной, а опыт их может показаться и в чём-то поучительным. В
конце концов, как говорится, хотя история ничему и не учит, она наказывает за
незнание её уроков.
С самого начала мы
ограничим свою задачу. Мы не будем касаться здесь истории групп и союзов организационно связанных с политическими структурами
существовавшими в нашей стране до революции или уже в новое время сложившихся
вне страны. Мы оставил в стороне и чрезвычайно важную и актуальную в настоящее время
тему национальных групп и течений. Здесь нас будут
интересовать лишь такие объединения, для которых характерно спонтанное и не
вызванное никакими посторонними воздействиями самозарождение (что, по нашему
мнению, свидетельствует об органичности процесса) и мотивация (из связанная с
решением каких-то конкретных проблем) деятельности. Такая
мотивация явно выводит эти объединения из сферы политики, понимаемой, как
"искусство возможного" и свидетельствует, скорее, об их
"экзистенциальном" характере, то есть, о принадлежности к
"политикам" русской традиции, восходящей ещё к прошлому веку, и
связанной с проблемами развития общественного самосознания.
Мы в настоящее время
очень мало знаем о таких группах в 30-е годы, хотя известно, что такие группы
всё-таки были. Сопротивление сталинизму существовало. Мы сейчас уже хорошо
знаем о группе Рютина, сложившейся в рядах среднего партаппарата, появляются сведения об организациях под
названиями "Путь Ленина" (
Период с 1953 года, с
года прекращения массовых политических репрессий, по 1968 год, год формирования
достаточно хорошо известного, так называемого "диссидентского"
движения, оказался "классическим" временем существования
самодеятельных политических объединений. Именно в это "тихое"время, когда с высоких трибун было заявлено об
отсутствии в СССР "политических заключённых", в молодёжных обществах
Москвы и Ленинграда (впрочем, и других городов), а затем в специальных зонах Дубравлага (Мордовия) и Озерлага
(Тайшет) шла интенсивная выработка нового общественного самосознания, процесс,
стимулированный XX съездом партии, осудившим Сталина, но вызванный, по-видимому,
более глубокими причинами. Невозможность открытого обсуждения
волновавших проблем вела поневоле к формированию тайных самодеятельных
образований, которые становились некими центрами притяжения активной и мыслящей
молодёжи, давая возможность свободней дискуссии, и выработка новых идей, но в
то же время из-за неизбежной нелегальности, обстановки идеологического и
полицейского подавления разномыслия в стране смещая спектр возможных решений и
действий в сторону конфронтации и протеста. Попав в сферу внимания
административных органов, группы эти изымались и направлялись в лагеря, где они
имели возможность взаимодействия друг с другом, что вело к интересной и
продуктивной эволюции взглядов (существенным здесь было столкновение с
национальной и религиозной проблематикой). Из деятелей того периода (как
участников, так и из их ближнего окружения) вышло много участников
общественного движения 70-80 гг.
В
Задача систематического
описания истории самодеятельных политических объединений представляется
выполнимой и своевременной. Частично история некоторых из них
уже освещена в литературе, но, к сожалению, не в отечественных источниках, но
большинство дел такого рода не известны ни историку, ни широкому читателю,
Укажем некоторые из них:
Москва.
1. Дело Краснопевцева (
2. Дело Терёхина –
Кузнецова (
3. Дело Поленова –
Ю.Пирогова (
4. Дело Григолашвили (
5. Дело Осипова –
Кузнецова (
6. Дело Балашова (
7. Дело Берга – Айдова (
8. Дело Фетисова (
Ленинград.
1. Дело Пименова – Вайля (
2. Дело Трофимова (
3. Дело Молоствова (
4. Дело Файнера (
5. Дело
"Колокола" (
6. Дело ВСХСОН (
Прочие города.
1. Дело Маградзе (Тбилиси,
2. Дело Фельдмана – Парташникова (Киев,
3. Дело Фрусина – Попереки (Алма-Ата,
4. Дело С.Пирогова – Тарасова
(Архангельск,
5. Дело Горбунова – Новодворцева (Волгоград,
6. Дело Ильякова – Савельева (Курск,
7. Дело Бульбинского (Донецк,
8. Дело Драгоша – Тарнавского (Кишинёв,
9. Дело Быкова
(Алма-Ата,
10. Дело Гаврилова
(Таллинн,
11. Дело Павленкова – Капранова (Горький,
12. Дело Вудки – Сенина (Рязань-Саратов-Петрозаводск,1970 г., 13
чел.),
и многие другие группы более поздних лет.
На
менее интересным представляется и изучение "вторичных", т.е. лагерных
организаций.: "Союза революционных марксистов" Суходольского – Мазура (Куйбышевские лагеря,
1955-56 гг.), "Прогрессивной партии" Э.Сабилло
(Дубравлаг, 1958), "Гражданского союза" (Озерлаг,
Официальная печать за всё
время существования самодеятельных политических объединении так и не смогла
выработать приемлемый подход для трактовки этого явления и ограничилась полным
его игнорированием за тем малым исключением, когда имелась возможность ввести
тему аморальных проявлений (дело Файнера).
По-видимому, существование этого явления и его постоянно воспроизводящийся
характер никак не могло вписаться в принятые идеологические схемы. Официальная
литература в виде приговоров и обвинительных заключений, будучи крайне полезной для установления дат, имён и событий, также не даёт
возможности для установления самого главного – идейных взглядов участников.
Здесь обычно превалируют стандартный обвинительный жаргон: тексты –
"клеветнические", взгляды – "антисоветские" а т.п. Так что
в любом случае исследователю необходимо обращаться к собственной литературной
продукции этих групп и к воспоминаниям участников, чтобы понять, что же в
действительности хотели и чего добивались эти люди.
Из
всех принятых обвинительных формул наиболее интересной нам представляется
формула, отражающая некоторую внутреннюю противоречивость идейных установок
этих групп, и в разное время звучащая то как "троцкистско-бухаринские",
то как "просто" право-левые" ("право-левацкий урод Шацкин"), то как "ревизионистско-догматические"
взгляда.
Пристрастный взгляд политического противника обычно зорок на слабые места. Нам
представляется, что в этих странных формулировках отражается извечное
стремление российских "политиков" создать такую схему или систему, которая
сможет совместить требования политической свободы (в требованиях демократии или
просто либерализации.) с требованиями социальной справедливости (в требованиях
социальных гарантий или просто уравнительных тенденциях), причем добиться
этого, вместив всё в единую выработанную структуру. В этом выражается
традиционный российский страх открытых систем, в которых только и могут
находить разрешение реальные антиномии. Так и в нашем случае, стягивание в
единую группу потенциальных носителей разнородных взглядов (что оправдывалось
пафосом противостояния несвободе и несправедливости) неизбежно, после
прохождения через некоторый пик, вело к разъединению и размежеванию, что и
составляло суть идейной жизни в зонах ГУЛАГа. Впрочем, то малое, что мы знаем
об объединениях не попавшихся на глаза репрессивным
органам, судьба их оказывалась ровно такой же, и в этом, идейном, смысле факт
репрессии менял очень мало (скорее даже консервировал радикальные взгляды и
задерживал эволюцию). Имея в виду это обстоятельство, а также то, что в
основном все упомянутые объединения базировались на той или иной форме
социализма и были безусловно объединениями
патриотическими (даже крайние западники), то теперь по прошествии времени смысл
действий репрессивных сил в отношении этих объединений совершенно непонятен.
Если общественное явление естественно, то оно будет воспроизводиться
самопроизвольно, как его ни гаси. Сколько ни закатывай землю асфальтом, трава в конце концов пробьётся. Беда
только в том, что вместо того, чтобы прожить весь комплекс идей тех лет:
рабочее самоуправление, смешанная экономика, демократизация политической жизни,
бригадами подряд, свободный рынок производителей, – в своё время, мы снова и
снова вынуждены обращаться к ним, теперь уже в масштабах всей страны,
прорабатывая эти идеи как бы заново, но на тридцать лет позже их естественного
появления. Может быть два-три независимых
дискуссионных издания в своё время сняли бы необходимость в отправке в тюрьмы и
лагеря большого количества активных а мыслящих молодых людей, хотевших своей
стране только блага, а мы не повторяли бы снова и снова эти формулы, но уже на
фоне распадающегося государственного хозяйства и всеобщей деморализации?
Примечания:
1. Диалог, 1989, № 6, с.30; № 7, с.28.
2. С.Д.Рождественский. Материалы к
истории самодеятельных политических объединений в СССР после
3. В.Осипов. Площадь Маяковского, статья
70-я, в кн.: Три отношения к Родине, Франкфурт-на-Майне, 1978, с.55-86.
4. Р.И.Пименов. Один политический
процесс, – Память, вып.2, с. 160-262; вып.3, с.7-119; Б.Б.Вайль,
Особо опасный, – Лондон, 1980.
5. С.Д.Рождественский op. cit. с.249-261.
6. Там же, с.262-276; Н.Одинцова. Мальчик
задавал вопросы "Вечерний Ленинград". 6.03.89; В.Телегин Принадлежит
мне. Изъято у меня... "Смена", 26.02.89.
7. Серебровская. Бешеный огурец в сб. "Чекисты",
Л.,1967.
8. Песков. Дело "Колокола"
Память, вып. I, с.269-284.
9. В.Осипов. Бердяевский
кружок в Ленинграде, в кн.В.Осипов. Три отношения к Родине. Франкфурт-на-Майне,
1978, с.87-105; ВСХСОН. Программа. Суд. В тюрьмах и лагерях. Париж, 1975.
10. С.Д.Рождественский, op. cit. с.276-283.
(Печатается по журналу
"Былое", 1989, № 2/4).