ОТ РЕДАКЦИИ

В ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА IV.

Нынешняя ситуация в СССР характеризуется окончательным оформлением бонапартистского режима, как своеобразной стадии перехода от марксистского тоталитаризма к буржуазно-бюрократическому авторитарному "правому государству". Бонапартизм, как известно, выражается в наличии двух центров формирования власти и колеблющегося между ними правительства, как правило, персонифицированного в личности императора или президента. Там, где бонапартизм был переходом от феодального к консервативно-буржуазному режиму, он оформлялся в виде императорской власти, персонифицировавшей в себе государственность, а также – двора, выражавшего интересы дворянства и Законодательного Собрания (Думы), соответствующего уже буржуазному политическому режиму. Двойственность и двусмысленность положения заключалась в том, что император, будучи сам ставленником двора и дворянства и не имея, поэтому, ни возможности, ни воли, ни желания противостоять одновременно им обоим, был вынужден проводить политику в интересах буржуазии. Эта классическая марксистская схема как нельзя лучше подходит для ситуации в стране, где правит нынче марксистская партия нового типа. Здесь мы можем отчётливо выделить два центра власти: чуть более левый Верховный Совет, чуть более правый ЦК КПСС и "мечущегося" между ними президента, который, подобно императору, обременён не только титулом главы государства, но и главы номенклатурного коммунистического дворянства. Он мечется, поддаётся давлению и тех, и других и всё же он силён, как никогда. Именно сегодня впервые за многие десятилетия Россия получила режим сильной личной власти одного человека. "Диктаторы" хрущёвско-черненковской эпохи, как показал опыт, были в значительной степени игрушками в руках партийной олигархии. Горбачёв, поочерёдно опираясь на противоборствующие центры власти, слишком ослабленные взаимной борьбой, де-факто оказался независимым от них обоих. Елок Горбачёв + Верховный Совет способен победить ЦК, блок Горбачёв + ЦК способен победить Верховный Совет, Поэтому, ни Верховный Совет, ни ЦК не могут победить Горбачёва. Попытка народных депутатов покуситься на президентский пост Горбачёва станет закатом нынешнего Верховного Совета. Попытка чекистов покуситься на лишение императора поста генсека станет закатом для ЦК, а при известных условиях и КПСС в целом. Эта ситуация дополняется ещё и тем, что как внутри Верховного Совета, так после октябрьской и апрельской чисток) и внутри ЦК сложилось прогорбачёвское центристское большинство. Оппозиция как справа (Мельников, Месяц и другие вожди обкомов), так и слева (межрегиональная депутатская группа; в принципе ни на что повлиять не может и, наоборот, используется центральной властью для взаимной нейтрализации.

Каковы перспективы дальнейшего развития подобной системы? Первый вариант, вероятно, наиболее желательный для Горби, мы можем условно назвать "индийским вариантом". Он означает постоянную эволюцию в сторону ситуации, напоминающей нынешнее положение в республике Индия, где при многопартийной системе и многоукладной экономике сохраняется фактически монархическое правление династии Неру-Ганди, а реальная власть в стране принадлежит номенклатуре Индийского Национального Конгресса. К такому варианту нас подталкивают и другие сходства советских и индийских судеб. Достаточно вспомнить, что в Индии "командные высоты" в экономике сохранены в руках государства, существует достаточно жёсткое бюрократическое планирование и регулирование. Индия, как теперь и мы, является развивающейся страной, выступающей на мировом рынке в роли источника сырья и дешёвой рабочей силы. Этим обуславливается тесная связь правящей бюрократии с иностранным капиталом, в пользу которого фактически и сдерживается "правая" национальная буржуазия. Многонациональный состав и перенаселение привели к неравномерности развития регионов и "неравномерности" индийской демократии. Если в центре оппозиция действует достаточно свободно, то окраинные "сепаратисты" подавляются с чудовищной жестокостью. Напомним также, что многопартийность не помешала "правовым государям" Индии – семейству Ганди применить в борьбе с оппозицией такую меру, как насильственная стерилизация её участников.

Но подобий "индийский" вариант устраивает не только Горбачёва. Фактически, за него ратуют и "социалисты" Московского Народного Фронта и часть ДС. Спор идёт о темпах перехода к многопартийно-индийскому раю. Наш Наполеон, заинтересованный в том, чтобы беспородное номенклатурное дворянство понесло наименьшие потери, отстаивает более плавный, а значит – медленный переход. Его радикальные оппоненты хотят проделать такой переход быстрее, заменив КПСС на НФ или нечто иное.

Второй вариант, вероятно, вытеснит первый, если кризис экономики и рост социальной напряжённости в обществе подорвут доверие народа и экономические основы горбачёвского "либерализма". В условиях разрухи военизированная часть общества – армия и КГБ совершат военный переворот, объявив ответственной за состояние страны... Коммунистическую партию СС или хотя бы её руководство. Образовавшаяся военная хунта будет проводить политику ускоренной экономической модернизации на капиталистической основе и возможно с помощью Запада (вспомните Пиночета и Южную Корею) при сохранении жёсткого "порядка" в политической сфере. Лет через десять эта запоздалая корниловщина сдаст власть консервативному республиканскому режиму.

И в том, и в другом случае страну ожидает участь полуколонии и экологической свалки Западного мира. И в том, и в другом случае мы останемся отсталой страной, так как заимствуем консервативную парламентско-буржуазную модель, которая уже сейчас переживает на Западе серьёзный кризис и готова отступить под натиском альтернативных движений.

Что реально может противостоять этой унылой перспективе? Разбалансировка бонапартизма путём создания третьего центра власти, аналогичного советам во время русских революций. В роли такого центра смогут, вероятно, выступить две силы: местные советы в случае победа на выборах радикально-демократических, сил (тогда в лице съездов местных советов мы получим более демократический центр организации общества) или независимое профдвижение по типу "Солидарности".

Чем закончится русский бонапартизм – Парижской Коммуной или реставрацией Бурбонов – покажет время.