В.Гурболиков

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Петербург - город контрастов.

Эта чрезвычайно меткая совдеповская характеристика обычно применяется ко всем населенным пунктам, "имеющим несчастье" расположиться вне границ социалистического лагеря. А посему слабое оправдание, что Питер занимает на нашей карте вполне за­падное положение - неубедительно и наверняка будет отвергнуто. И, тем не менее, не заметить питерских контрастов невозмож­но. Холодный блеск столицы Октября не вяжется с горячим нравом современного ленинградского жителя, страстно Октябрь отвергаю­щего. Витрины истинно европейских магазинов являют характерную н_а_ш_у пустоту. Прежнее столичное достоинство унижено карточками и очередями за всем, вплоть до ставшего вожделенным томатного соуса. Северо-западный ветер сменяет здесь юго-восточ­ный и все стихии противостоят друг другу. Это противостояние наблюдается и в политическом климате.

Обыватели и начальники равно горячо не любят друг друга. Если Народный Фронт поддерживает Сахарова, то Объединенный Фронт трудящихся рукоплещет Нине Андреевой. "Память" проводит митинг в защиту Родины и родной партии в один день с демократами, выступающими за многопартийность и западные свободы. Нако­нец, анархисты и неонацисты пытаются поделить между собой одну площадь перед Казанским собором. Каждое течение имеет здесь противоположное, и всякая "партия" лишена центристов - есть только крайние.

Так обстоит дело и у питерских анархистов. Начавшийся "рост рядов" немедленно вызвал к жизни рождение целого ряда групп. Наиболее многочисленная из них - Анархо-синдикалистская свобод­ная ассоциация (АССА) была вынуждена вступить в острую дискус­сию с более энергичным и очень небольшим Анархо-коммунистическим революционным союзом (АКРС). Эти две организации-члены КАС, действующие в одном городе, сумели занять крайние места на флангах анархического плюрализма мнений во всей российско-украинской Конфедерации. Стоило только идеологам АССА не согласить­ся с мнением съезда КАС по вопросу о многопартийности, заявить о пользе мажоритарной парламентской муниципальной системы и поставить проблему участия одного из своих членов - Петра Рауша - в местные выборах, как АКРС в поразившей воображение не только петроградцев газете "Голос анархии" обрушился на АССА и в ультимативной форме потребовал (противореча, опять-таки, об­щему настроению членов КАС) отказаться от политический борьбы вообще, т.к. демократическое государство – это тоже государст­во, а следовательно, форма скрытого тоталитаризма, и борьба с ним должна стать стержнем всей нашей борьбы.

В полемике, борьбе двух крайностей, в принципе, нет ничего страшного, ведь анархизм – течение чрезвычайно широкое. Плохо лишь то, что спор ведется в форме публичных обвинений, более характерной для большевистской борьбы с оппортунизмом. Апелля­ция к "публике" вообще не даст возможности завершить дискуссию соглашением и выработкой общей тактики, показывает низкий уро­вень культуры полемики.

Нет ничего плохого и в создании множества автономных анар­хистских групп с разными платформами, и, естественно, тревожит желание АКРС сделать свою газету органом всей КАС (а почему, скажем, издания АССА и питерских анархо-индивидуалистов не име­ют такого же права?) и первая реакция АССА на появление АКРС – сомнение в возможности членства АКРС в КАС.

Хочется надеяться, что страсти эти - не повторение синдрома изоляции, когда организация "кушает" сама себя за неимением сил для реальной работы, а, скорее, болезнь, роста, поскольку все анархистские группы в Питере встречают сочувствие и имеют своих сторонников.

И еще. В питерских стычках есть и доля вины московской сек­ции КАС.

До сих пор в Петрограде не получили материалов съезда КАС. Наверное, зная содержание выработанного КАС "Пакта о ненаси­лии", редакторы Толоса анархии" не стали бы помещать в своей газете заявления типа "в борьбе с государством все средства хороши" - ведь эта позиция абсолютно противоречит принципам Конфедерации.

Вес региональные центры КАС, кроме Москвы, не имеют возмож­ности серьезно заниматься вопросами теории и истории анархизма – а между тем даже журнала "Община" в Питере практически не получают. Это положение по крайней мере странно, ибо в Москве вестник КАС расходится даже среди случайных прохожих, его полу­чают люди, весьма далекие от анархизма…

В Петрограде надеются на то, что КАС станет действительно движением солидарности анархистов. Пока сотрудничества в Конфе­дерации нет – не будет солидарности и в революционном городе Питере.

 

12 июля 1989 г.