Л.Наумов

СНОВА "ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ"?

(к событиям в Фергане)

Анализ сообщений средств массо­вой информации о событиях в Фергане оставляет противоречивые чувства. Явно налицо две версии происшедшего. Одна активно распространяет­ся московскими военными и сотрудниками МВД, журналистами. По этой версии эо была "атака антиперестроечных сил". Инициатива при­надлежала коррумпированной мафии, которая, опираясь па уголовный мир, смогла создать из безработных Ферганы серьезные бандформи­рования и, прикрываясь социальной демагогией, нанесла запланиро­ванный удар. В пользу этой версии печать приводит следующее:

- отмечен приезд в Фергану ряда рецидивистов из РСФСР (прав­да, еще зимой);

- высокая организованность и мобильность банд, использовавших автотранспорт, законспирированность главарей;

- выявлялись заранее места проживания турок-месхетинцев;

- за участие в акциях предлагались деньги.

Тем не менее, анализ газетных сообщений дает и иную версию событий, к которой, как можно понять, склоняется часть узбекской интеллигенции.

Во-первых, отмечается участие в событиях активистов нефор­мального объединения "Бирлик", которые выехали в эпицентр волне­ний и участвовали в них ("Советская Россия", 15.06)4

Во-вторых, деятели из союза писателей Узбекистана, как можно было понять, не осуждают погром в Ташлаке и события 7-8 июня в Коканде, которые они считают мирными митингами, расстрелянными войсками. Лозунги митингов в Коканде, как отмечала программа "Время", были таковы:

- повысить закупочные цены на хлопок;

- вывести химически опасные предприятия;

- прекратить репрессии против кадров;

- убрать турок-месхетинцев.

Какая версия ближе к действительности, сказать трудно. Воз­можно, мы имеем дело с провоцированием погромов. Возможно, влас­ти действительно расстреляли мирную демонстрацию, пользуясь об­щей суматохой и отсутствием информации у общественности.

Вне зависимости от того, что это было, мы имеем перед собой факт: рождается среднеазиатское идейно-политическое движение, национальное по характеру. Совершенно не ясны его сила, степень организованности и независимости от властей.

Оценивая это явление, нужно принять в расчет следующее:

1} Потребление мяса в Средней Азии в два-три раза меньше, чем среднесоюзное (а в сельской местности в 8 раз), потребление молока - 50 процентов, а яиц - 41 процент от среднесоюзной нор­мы. Доход в 30 рублей на душу населения считается очень хорошим. В среднем уровень жизни составляет 60-70 процентов от среднего по стране. Как и в царской России, четыре пятых населения живет в селах. Об экологических последствиях, "хлопковой независимос­ти" написаны тома.

2} Ежегодно в результате приписок номенклатура Узбекистана получала более 700 миллионов рублей, почти половину которых ос­тавляла себе. Государственный аппарат сросся с мафией. Ситуацию не удалось переломить до сих пор.

3) Население исключительно религиозно, ислам по-прежнему влияет на жизнь людей, в мае 1987 г, "Литературная газета" опуб­ликовала статью И.Беляева, где он высказывал предположение об активной деятельности на территория Средней Азии и Азербайджана секты суффиев, связанных с "братьями-мусульманами". В условиях продолжающегося исламского взрыва в соседнем регионе, - события в Фергане были восприняты в мусульманском мире как победа ислама над русским коммунизмом.

Налицо обездоленные и ограбленные народы, самая богатая и реакционная элита и мощный фактор консолидации людей в оппозици­онное движение – ислам.

В этом контексте рождение национального движения (репрессии в таких случаях только усиливают резонанс идей), приобретает ис­ключительное значение. Пробуждение Средней Азии было бы концом империи, по крайней мере, в том виде, в котором ее создал Сталин. Это был бы удар по власти Москвы во всей стране – в борьбе против национально-демократического движения Прибалтики и Закавка­зья Горбачев больше не сможет опираться на лояльность мусульманских республик. Конфликт с небольшой Эстонией еще можно пережить, но Горбачев отлично понимает, что столкновение с десятками милли­онов мусульман – это конец.

Возвращаясь к Фергане, отметим, что "лозунги Коканда" - это спроецированные на местную ситуацию прибалтийские (лозунги соз­дания условий тля национального возрождения). Проблема в том, что там, где отсутствуют демократические традиции, эти лозунги приобретают привкус Сумгаита.

Суммируя сказанное: что это было? Шантаж "вождя перестрой­ки"? По следующей модели: вот, к чему могут привести ваши идеи национального суверенитета. Причем шантаж не старого типа (беспорядки есть следствие демократии, мы требуем сильной руки). Применена более сложная модель: "Помните, уважаемый Михаил Серге­евич, мы ведь тоже можем потребовать суверенитет!" Прецедент этой тактики есть - действия Багирова и Визирова в Азербайджане, запугававших Москву неизбежностью новых Сумгаитов в случае выхода НКАО. Зачем среднеазиатским боссам такая игра?

Им не хочется терять дотации из Центра, да и сама их власть возможна лишь пока есть, хотя бы номинально, высшая власть в Москве: остаться со своим народом один на один они пока не хотят.

Случайно ли войска а Фергану опоздали (как всегда, на нес­колько дней}? Или из-за уклончивой позиции руководства Узбекис­тана?

Если допустить, однако, что движение не связано с местными баями (хотя не знаю, возможно ли что-то в этом регионе без их, пусть молчаливого, согласия) и молодежь, доведенная до отчаяния хлопковым рабством, вышла на улицы Коканда, то за все расплати­лись самые мирные жители. Нельзя забивать: распространялись листовки и фотодокументы о резне, которую якобы устроили турки, и информация выглядела для узбеков абсолютно достоверной. В любом случае движению окажет дурную услугу контакт с погромщиками,

В наше время ни одно национальное движение возрождения, ко­торое не отмежевывается с самого начала от насилия как метода достижения своих целей, не может избежать вырождения.