СЮЖЕТ ДЛЯ ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА

- Милостивый государь, ми­лостивый государь! - вос­кликнул Мармеладов, оправившись, - о, государь мой, вам, может быть, все это в смех, как и прочим, и только беспокою я вас глупостию всех этих мизерных подробностей домашней жизни моей, ну, а мне не в смех!

Ф.М.Достоевский, "Преступление и наказание".

Вместо пролога: выписка из рапорта.

(14 июля 1918 г.) ... на ст. Сегежа (Архангельской губернии - ред.) установлен факт неправильного расходования реквизирован­ных продуктов агентом. Как видно из предоставленного агентом от­чета, весь реквизированный в течение месяца продукт пошел на пи­тание отряда. Агент ныне предается суду…

Прошло два года.

Председателю Совета Народных Комис­саров (от) гражданина Василия Степановича Дианова, живущего в гетрозаводске, Олонецкой губернии, по Малой Подгорной, дом номер 14.

Не добившись никакого толку здесь на месте, в каком ведомстве состоят так называемые заградительные отряды, кому подчиняются и какие их функции, я вынужден прибегнуть к вашей помощи.

Дело в том. Вам точно известно, как вы и, сами говорили, что население голодает (…).

Будучи обремененным семьей и желая до некоторой степени ослабить последствия голода, я поручил возвращающейся из Мурманска в гетрозаводск: дочери своей, К.В.Диановой, приобрести там кое-какие продукты, как это делают многие. С большими усилиями и затратами (...) она приобрела в Мурманске 20 фунтов белой муки и около одного фунта английского табаку. Иной муки и иного табаку в Мурманске нет. И вот все это на одной из маленьких станций по сю сторону голы, название коей моя дочь не знает, загради­тельный отряд, состоящий из восьми вооруженных людей, без предъ­явления мандатов (...) отнял и в отнятии никакой квитанции не выдал, причем накричал, обвиняя дочь в спекулянтстве. Между тем, ни я, ни семья моя торговлей и спекуляцией никогда не занимались и не занимаемся, что подтвердят все старожилы гетрозаводска (...)

(...) прошу вас, гражданин председатель, приказать кому сле­дует, по настоящей моей жалобе произвести дознание и неправильно реквизированные у моей дочери 20 фунтов муки и четыре пачки мне возвратить.

29 июля 1920 г.

гражданин Дианов (печатается без исправлений)

От редакции:

Тем, кого тронула и заинтересовала дальнейшая судьба 20 фунтов муки и одного фунта табаку, мы можем посоветовать продолжить поиски в Центральном Государственном архиве народного хозяйства. Именно там, в фондах Наркомпрода, встретилась нам тень граждани­на Днанова. Наши попытки проследить, чем закончилась эта исто­рия, уперлись в отписку местных продовольственных товарищей, что проведенной де проверкой установлена невозможность выяснить лич­ности добрых молодцев и, вообще, скорее всего, это дело рук сот­рудников Транспортной Чека, куда и следует обратиться с запро­сом. Так что поиски привели нас к совсем другой тени "железного Феликса".

А впрочем, стоит ли какой-то маленький Дианов с его мукой и табаком, этой возни? Пусть радуется, что дочь живой и здоровой увидел, могло ведь быть и хуже…