К АПРЕЛЬСКИМ СОБЫТИЯМ В ГРУЗИИ

"Часто приходилось выступать мне перед большой аудиторией, это при­вычное дело. Но после 9 апреля я не читал ни одной лекции. Мне трудно говорить, трудно жить. Я волочу дни своей жизни и мне стыдно, что в конце XX века такое могло случиться в стране, которая претендует быть самой гуманной в мире", - так говорил поэт-переводчик, профессор Тбилисского университета Вахушти Вахтангович Котетишвили после просмотра документальной часовой пленки о событиях в Тбилиси 8-9 апреля, которая была показана 5 мая 1989 года в ДК им. Серафимовича в Москве.

Фильм сделан из двух чудом отснятых и сохранившихся непрофессио­нальных лент и интервью с пострадавшими, которые брал Юрий Рост в боль­ничных палатах. Небольшую часть этого фильма удалось показать программе ТВ "Взгляд". Многие кадры трудноразличимы, съемка проходила со стороны – оператор не мог быть в гуще событий, - но этот фильм должен быть по­казан полностью всем зрителям, ибо это есть документальное свидетельст­во трагедии одних и позора других - что уже не замолчать и не скрыть, как в былые годы.

После просмотра фильма депутат от Краснопресненско-Фрунзенского ок­руга тов. Ярошенко сообщил о создании независимой депутатской комиссии, для расследования совершенного армией преступления; о попытках этой ко­миссии встретиться с солдатами, прибывшими в Тбилиси в ночь на 9 апреля - есть сведения, что это была дивизия им. Дзержинского из-под Москвы (т.н. "Дикая дивизия" из детей-сирот, которых воспитывают для убийств), но точно этого утверждать пока невозможно.

Депутат также передал слова М.С.Горбачева, сказанные им 3 мая на встрече Политбюро и 23 московских депутатов. Горбачев, по словам Ярошенко, утверждал следующее: акция по разгону собравшихся перед Домом правительства в Тбилиси произведена в его отсутствие, он уведомлен не был и соответствующего решения не принимал; использование армии против народа недопустимо, это направлено против перестройки и демократизации; данные работы Правительственной комиссии будут оглашены. На вопросы де­путатов, будут ли отменены Указы о митингах, спецвойсках и "поправки" к УК, подписанные М.С.Горбачевым, он ответил, что "перестройка должна уметь защищаться". По мнению же депутатов, эти законы используются про­тивниками перестройки против ее сторонников. Московские депутаты будут выносить вопрос об отмене Указов и поправок на Съезд, но положение у них сложное, т.к. они составляют лишь небольшой процент от общего числе депутатов.

Вахушти Котетишвили был в ту ночь на площади, чудом вырвался из "мешка", в котором происходила расправа; предлагаем вам рассказанное им (запись почти дословная).

- Считайте, что вы ничего не видели, смотря эту пленку. Солдаты тройным кольцом (первые - со щитами и дубинками, вторые - десантники в пестрых формах с обоюдоострыми саперными лопатками и третье кольцо - обычные солдаты Советской Армии с автоматами) стояли к нам лицом, а все происходило за их спинами - солдаты орудовали дубинками, лопатками и применяли газы, ОВ четырех видов:

1) "Черемуха" - слезоточивый газ;

2) Газ, парализующий на 1-1,5 мин. (в фильме милиционер, пострадав­ший при защите демонстрантов, свидетельствует, что этот газ применялся советскими войсками в Афганистане, где он проходил военную службу - О.А.);

3) ОВ т.н. пролонгирующего (замедленного) действия, результаты от­равления которым начали проявляться через 2-4 дня;

4) Газ, состав которого неизвестен, вернее, не сообщается военными медиками; поэтому врачи не, знают, чем лечить находящихся в тяжелейшем состоянии отравленных им людей.

- …Я не больной сторонник митингов и демонстраций: ни один серьезный вопрос на улице не решается. Но если тебя знают и уважают, то нель­зя не быть вместе со своими сыновьями, со своим народом. То, что проис­ходило на площади – это внутренний протест молодых, и я понимаю их. Сердце не выдержало, и я около 11 часов привел на площадь.

- Какую угрозу представляли те, кто там был, для такого огромного государства? Студенты театральных институтов читали стихи наших класси­ков - например, хрестоматийные стихи Г.Табидзе. Не знаю, что это было - чудо искусства или ситуация, - но эти стихи зазвучали совершенно по-иному. Звучал фольклор XII века, где говорилось: "Не важно, кто ты - азербайджанец, армянин или грузин, главное, чтобы ты был человеком". В Грузии ходят слухи о преследовании людей различных национальностей - это провокация. Никогда в Грузии не было погромов. Только один тот факт, что в Тбилиси на одном пятачке стояли православный храм и синаго­га, католический и протестантский храмы (которые снесли коммунисты), шиитская и суннитская мечети, о многом говорит...

- Фактически, на площади шел концерт народного творчества. Пел хор слепых женщин - и их изумительное пение звучало как предчувствие роко­вого часа, предсмертная песня. Затем заиграла свирель и образовались круги: мальчики и девочки, выросшие на современных танцах - чудо? - ге­нетика? - ни один профессионал не танцевал так национальные танцы... Уже были слышны танки. Они растоптали песню, голос народа, но не его дух. Ибо нельзя растоптать народ, который стоит на коленях и молится - 10 тысяч человек читали хором молитву за католикосом Ильей. И только когда он, зная о готовящейся расправе, призвал всех расходиться, люди молча встали в знак протеста. Католикос остался на площади, после мили­ционеры еле вывели его оттуда, спасая от расправы.

- Я видел лица солдат - это были не новобранцы. Без возраста, без пола, с нечеловеческими лицами и глазами - какой-то сброд. Их надо со­держать в тюрьмах, а не как карательные войска. Содержать такое войско – уже преступление. Кто они? Какие инструкции были им даны? Кем? Что им сказали, куда их ведут: в Афганистан или на разгон мирной демонстрации?

- Эти войска прилетели в ночь на 9 апреля и тогда же улетели, рас­права длилась 20-25 минут. Комендантский час устанавливали уже другие.

- Сверху, со Святой горы из-за Дома Правительства можно было разо­гнать демонстрантов вниз. Но они создали "мешок" и начали избивать безоружных, в основном женщин и девушек. Рядом со мной кровавые лужи и шевелились кровавые массы (добавлю - в фильме видно, что солдаты не пропускают две машины "скорой помочи" в этот образовавшийся "мешок", останавливают их - О.А.).

- Две девушки, дочери моих друзей, искали у меня защиты. Если бы не они, я бы бросился на солдат и меня убили бы... Я заорал: "Стой! Не сметь!" То ли это прозвучало как приказ, то ли седая борода подейство­вала на них - они замерли. Я раздвинул два щита и человек 80-100 успело выйти оттуда. Затем проход закрылся, и пошла основная бойня. Ветром принесло запах газа. Мне стало плохо - сердечный спазм, атрофировалась левая рука. Потом ко мне подошел окровавленный парень и упал. Это был сын моего друга. Я дотащил его до дому...

Из зала спросили: "Были ли противогазы у солдат?" - "Были "наморд­ники" (очевидно "лепестки" - марлевые повязки). Говорят, что одним из антидотов является алкоголь; чувствовалось, что солдаты были пьяные".

Жена выступавшего, доктор исторических наук Манана Шалвовна Хидашели, которая .услышав около 5 часов утра 9 апреля страшные крики, вышла на улицу, добавила: "По улицам шли окровавленные люди; все солдаты били в истеричном состоянии, они били дубинками по людям, по стенам домов, по машинам.

...Как унизительно было читать в газетах, что люди погибли в давке! Что в Грузии – антирусские выступления! Мы будем требовать отдать под суд программу "Время"!" (Последние слова были встречены аплодисментами)

Многие спрашивали: по какому поводу собрались люди на площади, ка­ковы причины голодовки, лозунги, с которыми выступали демонстранты. Это, между прочим, говорит о том, что официальная пресса совершенно не информировала нас о событиях в Грузии.

По словам профессора Котетишвили все началось с абхазского вопроса. Абхазцы уже несколько раз требовали выделения из грузинской республики и присоединения к РСФСР, а теперь - вообще статуса отдельной республи­ки. Но никогда у них этого не получалось,- т.к. территории, на которых они живут, по словам профессора, исконно грузинские, племена абсуа пришли сюда в XVII веке, сейчас в автономной республике 17% населения составляют абхазцы, 48% ,- грузины, остальные жители - представители других национальностей. "Это сложный вопрос, виной всему наша политика, и я утверждаю, - заключил профессор,- что никогда проблем между Грузией и Абхазией не стояло, эта проблема придумана в советское время, и конк­ретно Орджоникидзе, Берия и Сталиным".

В знак протеста на площади перед Домом Правительства в Тбилиси сели голодать грузинские ребята, причем через два дня абхазцы утихли, а тре­бования на площади стали следующими: или получение Грузией суверените­та, полагающегося по Конституции, или выход из СССР.

Чтобы понять требования Грузии - несколько слов об ее истории. Гру­зинское государство образовалось в V веке до н.э., что установлено документально. В 1-й четверти IV века н.э. было принято христианство. Немногочисленный народ всегда героически защищал и веру, и Родину – форпост христианства. В XVIII веке Грузия заключила дружественный дого­вор с Россией - "Георгиевский трактат". Но в 1801 году русские аннули­ровали этот дипломатический документ и произвели первую аннексию Гру­зии. Появились две российских губернии - Тбилисская и Кутаисская. Весь XIX век Грузия мечтает о независимости и свободе, чего и добивается в 1918 году. Свободная демократическая Грузинская республика существует 3 года, а в 1921 году ее завоевывает 11-я Красная Армия, и это было второй аннексией Грузии.

"Это естественное желание народа - быть независимым и свободным. И из-за этого убивать народ?!" - восклицает В.Котетишвили.

А вот изложение событий "Экспресс-хроникой" (# 15 от 9 апреля 1989 года):

"Тбилиси, 8. 29 марта на митинге в Тбилиси представители НДП, "IV Даси", Союза национальной справедливости и Общества св. Илии Праведного обнародовали обречение к правительствам стран НАТО с призывом признать присоединение Грузии к СССР актом аннексии.

4  апреля по инициативе Общества Ильи Чавчавадзе на ступенях Дома Правительства началась сидячая забастовка. Поводом для забастовки, по словам ее участников, послужило инспирированное из Москвы требование, подписанное первым секретарем ЦК КП Абхазии, об отделении Абхазии от Грузии". Бастующие протестуют против отделения Абхазии и требуют выхода Грузии из состава СССР. Общество Ильи Чавчавадзе призвало к организации всеобщей забастовки.

5  апреля у Дома Правительства 158 членов Партии национальной неза­висимости объявили голодовку, требование голодающих - отделение Грузии от СССР, Здесь, же с аналогичными требованиями началась непрерывная ма­нифестация, в которой участвует от 200 до 300 тысяч человек.

6   апреля забастовки начались в Сухуми и Гаграх.

К 8 апреля в Тбилиси бастуют почти все предприятия, организации и общественный транспорт, организован центральный стачечный комитет, в состав которого вошли представители Партии независимости Грузии, НДП, Обществе св. Илии Праведного, Союза национальной независимости Грузии, Хельсинкской группы, а также представители местных стачечных комитетов и учебных заведений Тбилиси.

8 апреля днем в Тбилиси введены войска... Из Москвы и Горького в Тбилиси прибыло около 1500 сотрудников милиции. Тбилисская милиция не участвует в акциях, направленных против демонстрантов, но и не поддер­живает их открыто. Над Домом Художников, который находится напротив До­ма Правительства, был спущен советский флаг и поднят национальный флаг Грузии...".

Между тем в ДК был продолжен разговор о национальных проблемах в Грузии, возник вопрос: "Почему Грузия, требующая выделения из СССР, протестовала против подобного желания Абхазии?" Ответ на него (что даже по Конституции у Абхазии такого праве нет) многих явно не удовлетворил. Разговор начал принимать очень острый характер, и тогда какой-то разумный человек из зала заметил, что вряд ли стоит сейчас обсуждать этот сложный и запутанный вопрос, главное - ни при каких обстоятельствах людей нельзя травить.

Выступивший затем Наум Иосифович Слободской предостерег от возмож­ной в будущем опасности: если официально не будет признано, что на пло­щади использовались отравляющие вещества, то людям, последствия отравления у которых будут проявляться через некоторое время, будет ставиться диагноз "токсикофобия", подобно тому, как ставится сейчас чернобыльцам диагноз "радиофобия", и пострадавшие будут направляться в психиатрические больницы.

После окончания этого напряженного разговора мы подоили к профессо­ру Котетишвили, чтобы уточнить еще некоторые детали.

Корр. Скажите, каково количество пострадавших на сегодняшний день?

В. К. Около 1600 человек, из них 25 детей отравлено, а 108 обра­тились за помощью.

Корр. Откуда католикосу поступила информация о готовящейся расправе?

В. К. Врачи говорят, что в ночь с 8 на 9 апреля в 2 часа ночи (разгон начался около 4) их вызвали и сообщили о готовящейся акции. Были освобождены койки в больницах. Один из врачей и сообщил об этом католикосу.

Корр. Как вели себя местные власти?

В. К. Представитель Оргкомитета общества Руставели ходил в ЦК Грузии и вернулся оттуда со словами: "У нас уже нет правительства. Все сидят, обхватив голову, не говоря ни слова". На пленке видно, что в ок­нах Дома Правительства горит свет - все они были там и видели, что тво­рится на площади.

Корр. Западные "голоса" считают это запланированной акцией против Горбачева...

В. К. Это логично, и иначе мы не хотим верить.

Корр. Ваша оценка случившегося? (вопрос к М.И.Хидашели)

М. X. Нам всем - не только Грузии - говорят: "Цыц!"

Очень много остается еще вопросов, и пока неясно, дождемся ли мы ответов на них. Это и национальные проблемы Грузии, и вопрос о личной ответственности того, кто отдал войскам приказ, о самих войсках, о га­зах и ОВ, об ответственности за случившееся всех вышестоящих органов.

В конце этого материала я ставлю многоточие, ибо неясно пока, можно ли будет когда-нибудь поставить точку...

О.Александрова.