Есть в наших днях такая точность.

Что мальчики иных веков

Наверно, будут плакать ночью

О времени большевиков.

П. Коган.

"КЛИНСКИЙ ВАРИАНТ"

Тов. комиссару по еврейским делам от комиссара по продовольствию 3-го Мос­ковского продрайона в Петрограде С.Азархе.

Заявление

Будучи в месячном отпуску, я случайно очутился в Клину (Моск. губ). Ме­ня как еврея тронуло следующее обстоятельство:

1.    Совет рабочих депутатов города Клина наложил на местное населе­ние (состоящее из 3000-4000 человек) контрибуцию а 1.250.000, четверть ее разложил между местным еврейским населением, состоящим из 180 чело­век.

2.    Контрибуция своей тяжестью пала на бывших рабочих и приказчиков, закрытых ныне заводов.

3.    Ввели осадное положение и под этим флагом издевались над еврея­ми.

4.    Гражданину Хайкину было заявлено местным комиссаром финансов, из-за фамилии его на него наложено 10.000 рублей, а когда тот заявил, что все его состояние состоит из 3 тысяч, которые он им может внести, в него выстрелили из револьвера. Хаякин после этого в сильном нервном расстройстве.

5.    На местного дантиста Пузырина наложили 5000 рублей. Он внес свои последние крохи 2000 рублей, после чего был арестован.

Необходимо принять меры к его немедленному освобождению, так как пытками местному Совету не выкачать из него больше ничего.

6.  Аптекаря Егихеса обложили 20.000 рублей. Служащие-фармацевты мо­гут засвидетельствовать, что такой суммы у него не было и нет.

7.  Бывшего приказчика кожевенного завода Ш.Ф.Лемперт обложили 3000 рублей. Деньги внесли. После этого пришли и нему с обыском и забрали мыло, купленное по разрешению Совета (не с целью спекуляции), черный лоскут, необходимый ему для починки старой обуви, жесть на несколько сотен рублей, принадлежащую кожевенному заводу, было тоже забрано и 11 бракованных кож (тоже принадлежащих кожевенному заводу). Из его кварти­ры забрали старые медные пейсаховые горшки, которые были вывезены из Двинска 3 года тому назад. Не имея никаких оснований, его обвинили в спекуляции, арестовали его и требуют вновь 40.000 рублей с него /.../.

8. Особенно отличились бесцеремонным обыском женщина Власова (бывш. содержательница дома терпимости и судившаяся несколько раз), Комиссар уголовной милиции (фамилии его я не знаю) производит обыски исключи­тельно у евреев с целью никому не известной.

Во всяком случае, всякий клинский еврей укажет, что слова "жид", "жидовская морда" его будние фразы.

Кроме двух еврейских местных заводчиков, все евреи обложены безус­ловно неправильно. Много рабочих и служащих без каких бы то ни было данных обложились только потому, что они евреи.

Заявление это не мое единоличное, а всего еврейского населения го­рода Клина, находящегося под сильным террором местных антисемитов с ко­миссарами Глуховским и Ефремовым во главе. Показания могут дать все местные евреи, если им обеспечить безопасность.

Азархе.

Июня 2-го дня 1918 г.

ЦГАОР: ф.1318, оп.1, д.1057, л.19