Варлаам Черкезов об источниках и составных частях
марксизма.
Князь
Варлаам Николаевич Черкезов стал анархистом во многом
благодаря влиянию князя Петра Алексеевича Кропоткина. Отпрыск знатного
грузинского рода Черкезошвили, блистательный
выпускник кадетского корпуса в Петербурге - он отказался от уготовленной ему
придворной карьеры и вступил в революционное движение. В 1864 г. он познакомился
с Д.Каракозовым, а в 1871 г. впервые был сослан по нечаевскому
процессу. Его дальнейшая судьба похожа на многие - эмиграция, полуголодное
существование, работа в "тамиздате",
журналах эмигрантов-революционеров. В 1878 г. он активно участвует в выпуске
первой газеты русских анархистов, носившей название "ОБЩИНА". В
революционное движение Черкезова привело его стремление к правде, оно же определило
и его литературную специализацию: возмущённый "научно-социалистическим"
чванством марксистов, он немало сил потратил для разоблачения
используемых ими научных и политических методов. Его книги "Доктрины
марксизма", "Наконец-то сознались", "Предисловие к "Государственности
и анархии", - снискали ему прочную славу известнейшего "марксоеда" и до сих пор хранятся в советских
спецхранах, как опаснейшая крамола.
С
именем Черкезова связана и ещё одна страница истории социалистической мысли -
именно против него была написана первая теоретическая работа его земляка
Иосифа Джугашвили (Сталина) "Анархизм или социализм?", в которой
великий кормчий с подкупающей откровенностью сформулировал постулат:
"Краеугольный камень анархизма - ЛИЧНОСТЬ... Краеугольным же камнем
марксизма является МАССА".
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сокращённый вариант работы
В.Н.Черкезова "Наконец-то сознались!" написанной в форме открытого
письма К.Каутскому после того, как этот столп ортодоксального марксизма под
давлением приведённых Черкезовым доказательств вынужден был, хоть и с
оговорками, признать, что первая глава "Коммунистического Манифеста"
была заимствована классиками у фурьериста Виктора Консидерана.
в сокращении
В.Черкезов
НАКОНЕЦ-ТО СОЗНАЛИСЬ!
(ответ К.Каутскому)
Тифлис,
1907.г.
...
Основные идеи Коммунистического Манифеста - не оригинальные и великие открытия
Маркса и Энгельса, как то утверждали до сих пор...
Каутский, Бебель и другие, а были общераспространёнными воззрениями у французских
социалистов до 1848 года. ...Все те идеи были изложены ещё в 1843 году в
Манифесте знаменитого фурьериста Виктора Консидерана...
Как
известно, социал-демократическая легенда о научном социализме марксизма
главным образом основана на мнимых открытиях социальных законов,
обнародованных Марксом и Энгельсом в их Манифесте 1848 года. Этими открытиями
социал-демократия доказывала своё первородство среда других партий.
"Научный"
или немецкий социализм не только отрекся от социализма первой половины минувшего
столетия, но даже повёл открытую борьбу с ним. Под кличкою "утопизма"
немцы 80-х годов, а с ними и наши зелоты марксизма предали всеобщему глумлению
учения суэнистов, сенсимонизма, фурьеризма и нашего
народничества, в основу которого, под влиянием Чернышевского, легли идеи названных
социалистических школ.
Основные
требования, общие всем "не научным" школам, сведались к уничтожению
наёмного труда, эксплуатации человека капиталистом и землевладельцем, к
передаче всех орудий производства свободным ассоциациям рабочих, земли и
земледельческих орудий - свободным общинам и ассоциациям крестьян и
земледельческих рабочих. Исходя из этих положений, и русское народничество, с
самого своего зарождения в 60-х годах, неуклонно звало народ и рабочих к
осуществлению тех форм общественности (социализма), при которых вольные артели
(ассоциации) и самоуправляющиеся общины могли бы организовать пользование
землёй, орудиями труда, мастерскими и фабриками на началах равенства »
солидарности.
Немцы же, с
Энгельсом во главе, объявили эти требования и стремления вздорными измышлениями
невежд. По их уверениям, новая наука, построенная на великих
открытиях немцев, а особенно Маркса и самого Энгельса, доказала, что, для блага
человечества, крестьянство должно потерять землю, община должна быть
уничтожена, все стомиллионное наше крестьянство должно превратиться в
бездомного, безземельного подёнщика, работающего не в свободных ассоциациях, а
на фабриках, заводах, в мастерских, в имениях капиталистов и землевладельцев,
и работать это разорённое крестьянство обязательно должно не меньше 8
часов в день за установленный заработок, а об уничтожении обязательной работы
на капиталиста и об организации свободных ассоциации равноправных работников
могут говорить только утописты, невежды, анархисты и другие "враги рабочего
класса".
Эту
проповедь всенародного разорения для блага человечества особенно энергично и
систематично вели Энгельс, Каутский, Плеханов и другие ортодоксы (по-русски -
правоверные) новой науки марксизма. Целых двадцать лет велась эта проповедь.
Фразы - наука и научность - отуманили простодушных людей. Тёмная и мертвящая
реакция немецкого милитаризма, царящая с 1870 г., реакция во Франции после
Коммуны, мракобесие и катково-победоносцево—плевевской системы в России прекрасно гармонировали с
учением народного разорения и подчинения. Энгельс и его ученики стали
пророками.
Но
утописты и народники, особенно же мы, анархисты, оскорблённые в самых заветных
и священных мыслях и привязанностях, не раз ставили вопрос: "На чём же
основаны противочеловеческие требования
крестьянского разорения и продления до окончания веков капитализма и
подчинения работников?"
- На наших великих
открытиях, - победоносно отвечал Энгельс.
- На величайших открытиях
наших учителей, - возглашали Бебель, Каутский, Плеханов и другие ученики
хором... И стали они перечислять те великие открытия.
Первое
открытие.
Прибавочная стоимость была открыта Марксом, - заявил Энгельс в 1878 г. в Анти-Дюринге...
-
Но, - отвечали Энгельсу почтительно, - прибавочная стоимость была установлена Сисмонди... в 1819 г., т.е. ровно за год до вашего
рождения. Потом в 1824 г. Вильям Томсон разработал теорию прибавочной
стоимости в знаменитом труде, выдержавшем три издания.
Второе
открытие.
Трудовая теория ценности. - Опять ошибаетесь, отвечали анархисты и независимые
учёные. Трудовую теорию ценности установил и разработал Адам Смит ровно за сто
лет до появления "Капитала" Маркса. При этом указывали им и страницы
(1,38, 39,40,43,53) великого произведения Адама Смита.
Третье
открытие.
Экономическое объяснение истории. Но об этом экономическом объяснении, о роли
экономических факторов в истории писали Бланки, Огюстен
Тьерри, Давид Юм, Гизо и другие ещё тогда, когда Маркс
и Энгельс грамоте только обучались. Из их современников, их вполне
игнорировавших, писали о ток же Годкинс, Бокль, Тороль Роджерс
и другие. Роджерс и книгу целую издал под заглавием
"Экономическое объяснение истории". - Что же касается до эволюционного
воззрения на историю и на естественное развитие человечества, то, начиная с
Вико, Энциклопедистов (Вольтер), Гердера, Фурье, Огюста Конта и кончая Боклем, Спенсером, Морганом... словом, вся индуктивная
наука его разработала.
Четвёртое
открытие.
Борьба классов в истории (см. Энгельса, Каутского, Плеханова и друг.). - И на
это отвечали им, что о борьбе классов говорили и писали
особенно у французов и англичан со времени великой революции, начиная с Сийеса, Томаса Пейна и Годвина,
кончая Гизо, Луи Бланом, Бюре,
Ривером, Бланки и другими.
Пятое
открытие.
Концентрация капитала, по которому число капиталистов с 1845 года всё убывает,
так как "один капиталист убивает многих" (Маркс). - Во-первых, отвечали
им, о концентрации капиталов писали за двадцать лет до Маркса французы Бюре, Виктор Консидеран и другие. А во-вторых, статистика
показала, что число капиталистов и эксплуататоров
рабочих не убывает, а быстро возрастает. Их число с 1845 г. утроилось...
Шестое
открытие.
Рабочее парламентское представительство, задуманное немцами в 1867 г. и
установленное как тактика партии научного социализма в 1873 г.
Опять
им напомнили, что французские прудонисты Толон, Лимузен, Фрибург, Моленж и другие еще в 1662 г. выступали с. рабочими кандидатурами;
что сам Прудон начал а 1864 г. целый трактат "О
политической способности рабочего класса"..., что Джон Стюарт Милль в
письме к тред-юнионисту и интернационалисту Оджеру настаивал
ещё в 1870 г. на рабочей кандидатуре, дабы вырвать у буржуазия (виги) уступки и
реформы в пользу рабочих классов.
Седьмое
открытие.
Основание Марксом Интернационала. - Правда, отвечали им. Не
обсуждая, хорошую или дурную роль играл Маркс в Интернационале, надобно
признать, что участие и влияние его были громадны, хотя основан Интернационал
был в 1862 г. вышеназванными прудонистами французскими рабочими Толеном и другими и английскими тред-юнионистами с Оджером и Юнгом во главе, а Маркс присоединился к нему
спустя два года, осенью 1864 г. по пригласительному письму Юнга.
Восьмое
открытие.
Формула рабочего движения: "Освобождение рабочих классов должно быть делом
самих рабочих". И на это почтительно заметили, что окончательный разрыв
пролетариата с радикальной буржуазией совершился в кровавые дни июля 1848 - ,
на баррикадах Парижа, о чём свидетельствуют все историки, рабочие (Дежак) и современники (Гюго, Видаль,
Прудон, Герцен в "С того
берега", Тургенев в "Наши послали"). А внесли эту формулу в
статуты Интернационала по требованию французских рабочих, которые даже
настаивали на том, чтобы членами Интернационала Принимались
только живущие ручным трудом.
Девятое
открытие.
Диалектический метод. - На это отвечали, что ещё Аристотель в своей
"Логике" описал этот метод и назвал его изобретателем Зенона Элейского, основателя школы софистов...(...)
Одиннадцатое
открытие.
Маркс и Энгельс первые указали на важность рабочего законодательства. - Опять
неверно, отвечали им. Ещё в 1802 году, задолго до рождения Маркса и Энгельса,
по инициативе Роберта Оуэна, министерство Пиля-отца
провело первые фабричные законы, а потом в 1809, 1812, 1819 годах следовали законы
за законами; что в 1836 году комиссия Садлера
предложила введение десятичасового труда, а Маркс и Энгельс тогда ещё учились
подростками в Германии, где рабочие работали по 14,16 и 18 часов в день.
Двенадцатое
открытие.
Закон минимума заработной платы, открытый Энгельсом, по его словам, в 1844
году. Может быть, вы и открыли, отвечали ему, но наука знала его как закон Тюрго-Рикардо, о котором писали Бюре,
Милль, Лавалей, Лаосалъ и
все экономисты.
Так
почтительно, робко отвечали учёные и социалисты, а особенно же народники и
анархисты. Но учёным отвечали с пренебрежением, что они буржуа, а социалистам и
анархистам - что они невежественные утописты. Голоса возражателей заглушались
грогом хором славящих. И слава Маркса и Энгельса росла и укреплялась. (...)
Слава
авторов "великого, хотя и необъёмистого
произведения" (слова Плеханова) разрослась и заполнила мир; на всех языках
славословили их науку, по которой крестьяне, всё для блага человечества,
должны были обнищать, потерять землю, а рабочие работать на капиталистов.
Больно и обидно было слушать друзьям народа карканье ворон нищеты и разорения,
но вороны те были в павлиньих перьях,- и мир любовался ими, пел хвалебные
гимны их учёности.
Одно только
сало странно: славили особенно Коммунистический Манифест, а о коммунизме в нём
нет ни слова ... даже девизы коммунистов - "равенство между людьми",
"каждому по потребностям, от каждого по способностям" - в манифесте
не встречаются. Напротив, в нём говорится о монополиях государства, об армиях
труда, об обработке полей по общему плану, по приказу начальства, которому
"тупоумное", по выражению
Энгельса, и разорённое крестьянство отдавалось в полное распоряжение.
- "Это
не коммунизм, а проповедь солдатчины, дисциплины и
рабства! - сказал я себе. Социалисты и коммунисты в 1848 году не говорили таким
языком. Стал я сличать Манифест с писаниями людей сороковых годов и, к моему
удивлению, нашёл, что Манифест списан с Манифеста Виктора Консидерана, т.е. с
произведениями не коммуниста и не революционера.
А знаменитые девять пунктов о монополии государства, об "армии труда,
специально для земледелия" оказались позаимствованными тоже у француза,
тоже не коммуниста и не революционера, Видаля,
который разработал по пунктам, в форме законов и декретов (указов) систему государственной и общественной реформы.
(Курсив Черкезова - РЕД.). Нашёл я книгу тоже мирного реформатора фурьериста, вернее, - последователя Сисмонди, Евгения Бюре "0
нищете рабочих классов в Англии и во Франции", которая была увенчана
французской академией наук в 1840 году, и которую Энгельс, двадцатитрёхлетний
юноша, переделав на немецкий язык, выдал за своё произведение…
Тут для
меня стало очевидным, что научная сокровищница врагов крестьянства была пустёхонька ... Никаких законов Маркс и Энгельс не
открывали, а проповедь крестьянского обезземеливания и разорения - плод дикого
измышления человеконенавистничества. Нигде, ни в природе, ни в истории, ни в
экономике, ни в социализме подобных гнусностей не
бывало. Утверждать именем науки благодетельность разорения крестьянства есть
заведомое оскорбление науки, социализма и человечества. (...)
В
Коммунистическом Манифесте нет ни одной оригинальной мысли, и все его
обобщения были ходячими истинами, общим местом у французских социалистов 30-х и
40-х годов, а равно и среди немецких эмигрантов, бывших с ними в соприкосновении;
не только отдельные мысли о борьбе классов, об оппозиции
интересов пролетариата и буржуазии были высказаны Пекером,
Видалем, Прудоном, Бюре, Бланки,
Виллегарделем, Ривнером, а
за ними немцами Грюном, Вейтлингом,
Шустером и другими, но ещё "у Маркса-Энгельса
был в руках блестящий свод всех этих
общераспространённых мыслей в замечательном произведении фурьериста Виктора
Консидерана, издавшего тоже в форме Манифеста "Принципы Социализма.
Манифест Демократии XIX столетия"
(К.Каутский) (...)
-
Но Консидеран был забыт, - торжественно заявляет Каутский... Один ли Консидеран
был забыт массами в 50-х и 60-х годах? Говорилось ли в секциях и в прессе
Интернационала с 1862 по 1876 г. хоть слово о манифесте Маркса-Энгельса? Не
Консидеран один, а вся социалистическая литература 40-х годов, включая и
Коммунистический Манифест, была незнакома поколению рабочих шестидесятых
годов» Реакция, последовавшая за февральской революцией 1848 г., беспощадно
преследовала социалистов, истребляла их литературу. (...) Сам Энгельс в
предисловии к английскому изданию 1888 года признаётся, что их Манифест тоже
был осуждён на забвение. Только в 1872 году, т.е. спустя 24 года, и после
распадения Интернационала, появилось второе немецкое издание...
Заговорили
о Манифесте, и сильно, в восьмидесятых годах. Когда невежественные писаки убогих листков увидели в Манифесте новое откровение,
своего рода Библию, а Маркса и Энгельса стали уподоблять Ньютону и Кеплеру,
людям образованным пришлось напомнить зарапортовавшимся хвастунам, что только
по своему невежеству они могли принять за откровение общие места социалистической
литературы сороковых годов. (...)
Вот
эти идеи и были талантливо изложены в 1843 году в Манифеста В.Консидерана, из
которого, чуть ли не дословно, Маркс и Энгельс заимствовали первую
теоретическую главу их пресловутого Манифеста. Даже заглавие "Буржуа и
пролетарии" взято у Консидерана. Эта глава их манифеста состоит всего из
350 строчек, а сравнение текста показало 36 совпадений; иными словами, на
каждую заимствованную мысль приходится всего по 9-10 строчек. Оба Манифеста
начинаются с исторических обобщений почти дословных, а заканчиваются
теоретические рассуждения обоих Манифестов провозглашением ассоциации основной
формой свободного и солидарного общества. (...) Каутский признаёт, что
"Без сомнения, все эти идеи содержатся уже в Манифесте Консидерана."
Что и требовалось доказать! ... Идеи совпадают, начало идентично, вывод об
ассоциации тоже идентичен в обоих Манифестах. Это ли не плагиат?
-
Нет! - восклицает учёный представитель правоверного марксизма. "Вот, ежели бы Маркс и Энгельс утверждали, что социализм XIX
столетия начинается с появления Коммунистического Манифеста, тогда они были бы
плагиаторами" (с.698 - Каутский).
Тогда,
господин хранитель научности социал-демократии, они не плагиаторами, а глупцами
были бы. В глупости же Маркса и Энгельса никто не обвинял. Не могли они
говорить, что социализм начинается с Манифеста 1848 года, когда первые
коммунисты Бабеф и его друзья погибли ещё в Великую Революцию; когда Сен-Симон
умер в 1825 году, оставив многочисленную школу, блиставшую гениальными
талантами (Огюстен Тьерри, Адольф Бланки, Огюст Конт)
и богатое литературное движение; Фурье умер в 1837 году
фурьеризм наводнял Францию журналами, книгами и манифестами до 1848 года; Луи
Блан и его "Организация Труда" имели такое влияние, что вторая Республика
организовала специальную комиссию социальных реформ под председательством его
самого и рабочего механика Альбера, бывших в то же время
членами правительства республики; и в Германии были социалисты до 1848 года;
кроме Шустера, Вейтлинга и Грюна там многие писали о социализме; между прочим, Лоренц
Штейн издал превосходную книгу о французском социализме ещё в 1842 году...
Повторяю,
было бы глупо говорить, что социализм до 1848 года произошёл из крошечного Манифеста,
изданного в нескольких стах экземплярах на немецком
языке, да ещё не в Германии, а в Лондоне. Они были слишком умны для подобной
вульгарности, Маркс и Энгельс, особенно последний, поступили иначе. Они, собственно говоря, один Энгельс, с молчаливого согласия
Маркса, убедили в 80-х годах немецких рабочих, что у социализма до I848 года не было никаких научных
оснований, а имелись только одни порывы, грёзы и благие пожелания, а все
научные истины и основания социализма, те двенадцать мнимых открытий, о
которых мы выше говорили, были совершены ими в 1845 году, а обнародованы в
их Манифесте в 1848 году. Так, по крайней мере,
говорил и писал неоднократно Энгельс.
В предисловиях к 3-му немецкому изданию 1883 года и к английскому
1888 года, Энгельс утверждал, что "Основная мысль Манифеста",
гласящая: 1) что в каждую данную историческую эпоху экономическое производство
и неизбежно обусловливаемое им строение общества составляет основу
политической и умственной истории; 2) что... вся история... была историей борьбы
классов... 3) что борьба эта достигла той ступени, на которой... пролетариат
не может освободить себя... не освободив всего общества... эта основная мысль
принадлежит единственно и исключительно Марксу" (предисловие к немецкому
изданию). К этому в английском издании добавлено: "По моему убеждению,
этому обобщению суждено совершить для истории то, что теория Дарвина совершила
в биологии. К её выработке каждый из нас (Марко и Энгельс) приближался
постепенно ещё до 1845 года... Но когда весною этого года мы опять встретились
в Брюсселе, оно было вполне выработано Марксом и он изложил мне его почти в тех
же выражениях, в каких я передаю его здесь."(...)
Вы
понимаете, читатель? - Эволюционное объяснение истории, учение о роли городов,
коммун и общественных классов в истории Европы, и, наконец, формы и характер
социальной эмансипации... всё это только одна мысль и принадлежит не великому
умственному и политическому движению Западной Европы XIX столетия, а Марксу и
Энгельсу!...
В
приведённых словах Энгельс присваивает себе не только социализм, а ещё
эволюционное воззрение на историю и политическое учение о борьбе классов, т.е.,
говоря попросту, вою политико-социальную и историческую науку минувшего
столетия."(....)
В
литературе принято называть плагиатом, когда кто-нибудь спишет чужую мысль,
страницу или целую книгу чужую переделает и напечатает под своим именем, не
упоминая имени автора. Вот именно такое переписывание, такую переделку, не
называя авторов, совершили Маркс и Энгельс с Манифестом Виктора Консидерана в
1848 году, а Энгельс самостоятельно в 1844 г. с книгою Бюре
"О нищете рабочих классов в Англии и Франции".
Претензию
Энгельса на открытия можно осмеивать, но присвоение им чужих произведений
должно выставить на публичный позор. В этом случав нет
места ни партийности, ни направлению.